На пути к урокам изящной словесности

Разделы: Русский язык


Чтобы овладеть хорошей речью, надо учиться у мастеров слова, для чего уроки русского языка необходимо строить не только на материале художественных текстов изучаемых произведений, но и на материале по теории литературы, литературно-критических статей о творчестве писателей.. Основной принцип работы – самое пристальное внимание к художественному слову, к высказываниям литературоведов, к определениям того или иного литературного понятия.

Предлагаю использовать дидактический материал для проведения уроков русского языка в предпрофильном социально-гуманитарном классе по разным темам программы.

Повторение изученного в 8-м классе.

1. Эпос, лирика, драма – роды художественной литературы. 2.Раскрыть историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени – задача романа. 3.Эссе – это разновидность очерка, в которой главное - изображение впечатлений, раздумий.

Объяснить знаки препинания. Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым известны?

1. Художественный образ – способ изображения мыслей, чувств, настроений. 2.Словесное искусство выработало свои законы, и каждый писатель верен духу этих законов, наследует ценности, созданные его предшественниками. 3.У каждого читателя свой жизненный и художественный опыт, свои взгляды и мнения. 4.Русская литература возникла на рубеже X – XI веков, и она имеет две мощные основы: устное народное творчество и религиозную христианскую литературу.

Пунктуационный и синтаксический разбор предложений.

Оценку произведению дают и читатели-профессионалы: критики, литературоведы.

Переставить обобщающее слово и однородные члены. Какие знаки препинания расставите?

Для эпических жанров: очерка, романа, повести, сказки, рассказа – характерна повествовательная форма раскрытия темы.

Составить схему предложения.

1. Критика - это, как правило, отклик на недавно созданное произведение.

2.Литературоведение – глубокое научное исследование произведения или выявление специфических особенностей ряда произведений, созданных в определенную эпоху.

3. В средние века поэтическое слово звучало повсюду: и в храме, и в рыцарском замке, и в кругу хлебопашцев.

4. Искусные певцы вспоминали о славных богатырях, совершивших удивительные подвиги.

5. Любовь преобразила суровую средневековую поэзию, заставив поэтов по-новому взглянуть на окружающий мир.

6. Очень большое значение приобрела поэтическая форма, дававшая поэту возможность проявить свою творческую силу и оригинальность.

7. Трубадуры играли рифмою, изобретая для нее всевозможные изменения стихов, придумывая самые затруднительные формы.

8. Друзья мои! Читайте больше книг, хороших и разных.

Объяснить знаки препинания. Какие пунктограммы встречаются в предложениях?

К самым известным пьесам В.Шекспира относят четыре великих трагедии: “Гамлет, принц датский”, “Макбет”, “Отелло” и “Король Лир”. Любопытно, что все они написаны на основе широко распространенных сюжетов, заимствованных Шекспиром из разных источников.

Гамлет – могучая личность, оказавшаяся, по его же словам, перед “морем бед”. “Быть”, конечно, означает не просто жить, а сопротивляться жизненным обстоятельствам. “Не быть” - покоряться “стрелам яростной судьбы”.

Объяснительное письмо.

1. На заре XVII века в испанской литературе появились две довольно странные фигуры: нескладный рыцарь на тощем коне и толстенький оруженосец на упитанном ослике.

2. Действительно, Испания конца XVI века зачитывалась рыцарскими романами.

3.Это была настоящая эпидемия, сравнимая, пожалуй, только с повальным увлечением наших современников детективами.

4. Рыцарские романы удовлетворяли потребность людей в невероятном, интригующем, таинственном и идеальном, они проникнуты благородным, всем понятным пафосом сказочной борьбы добра со злом.

Пунктуационный разбор предложений. Составление схем.

Основные виды сложных предложений.

Мольер был не только драматургом, он был замечательным актером. Вместе с группой друзей он организовал “Блистательный театр”, где сам исполнял трагические роли. Жан Батист Поклен очень хорошо знал театральные законы, и он умел создавать комические ситуации.

Материал для наблюдения.

Предложения для графического диктанта.

Чтобы сделать сатиру яркой, бьющей в цель, доступной, не требующей разгадки, Мольер не пожалел красок на обрисовку главного персонажа Тартюфа. О комедии “Тартюф” было множество толков, долгое время она подвергалась нападкам.

В 1664 году пьеса впервые представлена в придворном театре, но она была запрещена. Редкое недовольство и протесты церковников вызваны тем, что Тартюф был духовником.

В 1667 году комедия была поставлена снова в переработанном виде, и на этот раз она не смягчила гнева духовенства.

В окончательном виде пьеса была показана в 1669 году, и тогда же ее напечатали. Тартюф теперь не носил духовного платья, так как был горожанином.

Историю борьбы за сцену для своей комедии Мольер рассказал сам в предисловии пьесы, а прошения, поданные королю, интересны в плане его понимания роли театра в жизни общества.

Лицемерие – одно из самых несносных и опасных пороков, и Мольеру хотелось оказать услугу всем честным людям в королевстве.

Определить виды сложных предложений.

Гете – тонкий лирический поэт, драматург, романист, мыслитель, ученый-естествоиспытатель и государственный деятель, занимавший пост министра.

Синтаксический разбор предложения.

Источником сюжета трагедии “Фауст” послужила народная книга XV века, в которой были собраны легенды об ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу.

Автор постоянно возвращался к своему любимому творению, и постепенно он превратил его в грандиозное философское сочинение.

Фауст Гете воплощает идею человеческого прогресса, преобразования мира, его постоянного улучшения с помощью человеческой деятельности.

Фаусту противопоставлен Мефистофель, посланник ада, который не верит в человеческие силы, сомневается в возможности улучшить мир.

Объяснительное письмо.

Сложноподчиненное предложение.

1.Классицизм – это литературное направление, получившее наиболее полное развитие во Франции.

2.Во всех сферах жизни заявила о себе потребность в порядке, разумном устройстве, норме.

3.Идеал видели в искусстве античности, и произведения античных авторов брались за образец.

4.Эстетика классицизма требовала соблюдения трех единств: места, времени и действия.

Предложения для графического диктанта на ранее изученный материал.

Грибоедов показывает горе умного человека, который вынужден жить в обществе, где гибнут ум, любовь, стремление к творчеству – все лучшие человеческие качества. Представители фамусовского общества не видят в крепостных крестьянах людей, и они жестоко с ними расправляются.

Сравнить два предложения. Чем они различаются?

Внутренний конфликт Чацкого состоит в том, что ему плохо прежде всего с самим собой. Он не может не видеть, что происходит с ним и вокруг него, и не думать об этом. Чацкий страдает, потому что мыслит.

Для Фамусова и его гостей, а также всех людей его круга умен тот, кто приспособился к условиям жизни и извлек из них максимальную выгоду для себя. “Умен” тот, кто сумел достичь чинов и званий, кто обласкан государем и принят при дворе, кто умеет “и награжденья брать, и весело пожить”, чьи крепостные души исчисляются не десятками, а сотнями и даже тысячами.

Дело в том, что эпоха Чацкого – это эпоха провозглашения новых, декабристских, идей, призывов к делу, к истинной службе на благо Отечеству. У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить спокойствие к окружающим.

Найти главные и придаточные предложения. В каких из них есть указательные слова?

1. Лицей был живой и плодотворной средой, которая взрастила Пушкина-поэта.

2. Стихотворение “Анчар” написано в 1828 году, когда Пушкин почувствовал неизбежность крушения надежд, связанных с началом нового царствования.

3.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

4. Чтобы стать поэтом, нужно отрешиться от всего мелочного, суетного, от сомнений и страха.

Определить виды придаточных предложений.

Пушкин о назначении поэта и поэзии.

Уже в юности А.С.Пушкин хорошо понимал, какую незавидную судьбу имел поэт в современном ему обществе. В стихотворении “К другу стихотворцу”, которое он написал в 1814 году, есть строки: “Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон”.

Название стихотворения “Пророк” не случайно, ибо “пророк – провозвестник и истолкователь воли богов, божества”. Тема творческого служения людям раскрывается высоким торжественным слогом, который создается и контекстом, и сравнениями, и эпитетами.

Под диктовку. Объяснить графически знаки препинания.

1.Когда мы произносим имя Лермонтов, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувства сожаления и горечи. 2. Хотя прошлое древнего рода Лермонтовых было овеяно поэтическими преданиями старины, но не сказки о предках жениха интересовали Елизавету Алексеевну, а его собственные поместья, крепостные души, чины и ордена. 3. Если отнимут у нее этот живой “предмет”, то тем нанесут ей “величайшее оскорбление”, и , чтобы отомстить за это оскорбление, она лишит ни в чем не повинного внука наследства. 4. Разлуку с тем, кто дал ему жизнь, Лермонтов всегда переносил болезненно, хотя старался не показывать этого. 5. Все, что видел, чувствовал и пережил М.Ю.Лермонтов в период своей жизни в Тарханах, глубоко запало в его сознание, так что это впоследствии отразилось на его творчестве. 6. Не только внешность, но характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о нескольких Лермонтовых. 7.Если мы обратимся к воспоминаниям о поэте, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой. 8.Поступить в Московский университетский пансион было не очень просто, так как он пользовался блестящей репутацией, так как считался привилегированным учебным заведением.

Определить виды придаточных предложений, объяснить постановку знаков препинания.

Выписать из произведений М.Ю.Лермонтова сложноподчиненные предложения с разными придаточными, указать их виды.

Выписанные предложения.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.
“Кавказ”

Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!...
“Смерть поэта”.

Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
“Бородино”.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
“Поэт”.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!”
“Пророк”.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
“Бородино”.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
“На севере диком стоит одиноко”.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
“Парус”.

Мне грустно, потому что я тебя люблю.
“Отчего”.

Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого.
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова”.

Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!
“Мцыри”.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
“Дума”.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
“Выхожу один я на дорогу”.

И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
“Как часто, пестрою толпою окружен…”.