Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Формировать умение задавать вопросы к словам признакам.
  2. Развивать орфографическую зоркость и творческие способности.

Ход урока

Приложение

I. Организационный момент:

II. Сообщение темы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами, а с какими вы скажите сами позднее.

III. Наблюдение над ролью слов-признаков.

1. Запись числа в тетради.

2. Работа с текстом.

Учитель: Сегодня к нам в гости пришли друзья – 3 гнома: Путалка, Забывалка и Загадалка. Они пришли к нам за помощью, поможем им? Тогда начнем!

Задание Путалки: прочитайте предложения.

Часто идет дождь. С деревьев облетают листья. Наступила осень. Птицы улетают на юг. Солнце не греет.

Учитель: Текст ли это?

Учитель: Что нужно сделать, чтобы был текст?

Учитель: Давайте установим порядок. Что сначала происходит в природе?

Учитель: Наступила очень. С деревьев облетают листья. Птицы улетают на юг. Солнце не греет. Часто идет дождь.

Учитель: В каждом предложении назовите слова, которые отвечают на вопрос: кто? или что? (Приложение. Слайд):

  • (Что?) Осень.
  • (Что?) листья.
  • (Кто?) птицы.
  • (Что?) Солнце.
  • (Что?) дождь.

Учитель: почему одни слова отвечают на вопрос Кто? а другие на вопрос Что?

Учитель: Запишите слова предметы в тетрадь столбиком с вопросами. (Слайд)

Молодцы справились с заданием Путалки! Спасибо!

Учитель: Следующее задание нам принес гном Забывалка.

Учитель: Прочитайте предложение (Слайд):

  • Наступила золотая осень. С деревьев облетают разноцветные листья. Перелетные птицы улетают на юг. Часто идет холодный дождь.

Учитель: Это текст?

Учитель: О чем забыл Забывалка?

Учитель: Как озаглавим текст?

Учитель: Чей текст вам больше понравился?

Учитель: Почему?

3. Упражнение в постановке вопросов.

Учитель: Прочитайте те слова, которые раскрасили текст. (Слайд)

(Что?) Осень

(Что?) листья

(Кто?) птицы

(Что?) солнце

(Что?) дождь

золотая

разноцветные

перелетные

хмурое

холодные

Учитель: Что обозначают слова первого столбика?

Учитель: А что показывают слова второго столбика?

Дети: Какие это предметы.

Учитель: Попробуем от слов предметов задать вопросы к словам второго столбика. (Слайд)

(Что?) Осень

(Что?) листья

(Кто?) птицы

(Что?) солнце

(Что?) дождь

(Какая?) золотая

(Какие?) разноцветные

(Какие?) перелетные

(Какое?) хмурое

(Какой?) холодные

Учитель: Запишите к словам предметам, слова второго столбика.

Учитель: На какие вопросы отвечают слова, с которыми мы будем сегодня работать? (Слайд)

Дети: Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель: Что они делают с текстом? (Слайд)

Учитель: Молодцы с заданием Забывалки справились! Спасибо!

4. Физкультурная минутка.

Учитель: Ребята скажите, пожалуйста, какое самое яркое явление бывает осенью? (Слайд)

Дети: Листопад.

Учитель: Мы с вами тоже листочки. Всаньте все, вышли из-за парт. Ветерок слегка подул и закружил листочки в воздухе. Они тихонько опускаются на землю. Но ветерок-озорник все кружит и кружит листочки в воздухе, но ветерок стих и листочки-девочки садятся за парты. А теперь листочки мальчики.

IV Классификация предметовУчитель: Внимание на доску.

Учитель: На какие группы можно распределить листики?

Учитель: Это какие листочки?

Учитель: По какому признаку мы их распределили?

Дети: По цвету.

Учитель: На какие две группы распределим эти листочки?

Дети: Большие и маленькие.

Учитель: Это какие листочки?

Учитель: По какому признаку мы их распределили?

Дети: По размеру.

Доска, Таблица

Какой? Какая? Какое? Какие?
Признаки
Прилагательные

Вывод:

Учитель: На какие вопросы отвечают слова с которыми мы сегодня познакомились?

Учитель: На что они указывают?

Учитель: Такие слова в русском языке называются Прилагательными. (Слайд)

V. Работа со словарными словами.

Учитель: Задание Загадалки.

Учитель: Он сегодня был у друзей на даче, помогал убирать урожай, а вот какой дагадайтесь сами.

Учитель:

Лето целое старалась
Одевалась, одевалась
А как осень подошла
Все наряды отдала
Сотню одежек сложили мы в бочонок. (Слайд)

Дети: Капуста.

Учитель:

Лежит Егор под межой
Накрыт зеленой фатой. (Слайд)

Либо

Без окон без дверей
Полна горница людей.

Дети: Огурец.

Учитель:

Сидит красна девица в темнице
Коса на улице. (Слайд)

Дети: Морковь.

Учитель: Как назвать одним словом. (Слайд)

Дети: Овощи.

КАПУСТА

ОГУРЕЦ

МОРКОВЬ

ОВОЩИ

Задание: запишите отгадки в тетрадь (с комментированием).

Учитель: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Учитель: Подберем к словам предметам их признаки.

(Что?) Капуста

(Что?) Огурец

(Что?) Морковь

(Что?) Овощи

Какая? ___________

Какой? ___________

Какая? ___________

Какие? ___________

VI. Итог урока.

Учитель: На какие вопросы отвечают слова с которыми мы познакомились сегодня на уроке?

Учитель: Что обозначают?

Учитель: Как называются?

VII. Домашнее задание.

Страница 43, упражнение 63.