Цель:
- Формировать умение задавать вопросы к словам признакам.
- Развивать орфографическую зоркость и творческие способности.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словами, а с какими вы скажите сами позднее.
III. Наблюдение над ролью слов-признаков.
1. Запись числа в тетради.
2. Работа с текстом.
Учитель: Сегодня к нам в гости пришли друзья – 3 гнома: Путалка, Забывалка и Загадалка. Они пришли к нам за помощью, поможем им? Тогда начнем!
Задание Путалки: прочитайте предложения.
Часто идет дождь. С деревьев облетают листья. Наступила осень. Птицы улетают на юг. Солнце не греет.
Учитель: Текст ли это?
Учитель: Что нужно сделать, чтобы был текст?
Учитель: Давайте установим порядок. Что сначала происходит в природе?
Учитель: Наступила очень. С деревьев облетают листья. Птицы улетают на юг. Солнце не греет. Часто идет дождь.
Учитель: В каждом предложении назовите слова, которые отвечают на вопрос: кто? или что? (Приложение. Слайд):
- (Что?) Осень.
- (Что?) листья.
- (Кто?) птицы.
- (Что?) Солнце.
- (Что?) дождь.
Учитель: почему одни слова отвечают на вопрос Кто? а другие на вопрос Что?
Учитель: Запишите слова предметы в тетрадь столбиком с вопросами. (Слайд)
Молодцы справились с заданием Путалки! Спасибо!
Учитель: Следующее задание нам принес гном Забывалка.
Учитель: Прочитайте предложение (Слайд):
- Наступила золотая осень. С деревьев облетают разноцветные листья. Перелетные птицы улетают на юг. Часто идет холодный дождь.
Учитель: Это текст?
Учитель: О чем забыл Забывалка?
Учитель: Как озаглавим текст?
Учитель: Чей текст вам больше понравился?
Учитель: Почему?
3. Упражнение в постановке вопросов.
Учитель: Прочитайте те слова, которые раскрасили текст. (Слайд)
(Что?) Осень
(Что?) листья (Кто?) птицы (Что?) солнце (Что?) дождь |
золотая
разноцветные перелетные хмурое холодные |
Учитель: Что обозначают слова первого столбика?
Учитель: А что показывают слова второго столбика?
Дети: Какие это предметы.
Учитель: Попробуем от слов предметов задать вопросы к словам второго столбика. (Слайд)
(Что?) Осень
(Что?) листья (Кто?) птицы (Что?) солнце (Что?) дождь |
(Какая?) золотая
(Какие?) разноцветные (Какие?) перелетные (Какое?) хмурое (Какой?) холодные |
Учитель: Запишите к словам предметам, слова второго столбика.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова, с которыми мы будем сегодня работать? (Слайд)
Дети: Какой? Какая? Какое? Какие?
Учитель: Что они делают с текстом? (Слайд)
Учитель: Молодцы с заданием Забывалки справились! Спасибо!
4. Физкультурная минутка.
Учитель: Ребята скажите, пожалуйста, какое самое яркое явление бывает осенью? (Слайд)
Дети: Листопад.
Учитель: Мы с вами тоже листочки. Всаньте все, вышли из-за парт. Ветерок слегка подул и закружил листочки в воздухе. Они тихонько опускаются на землю. Но ветерок-озорник все кружит и кружит листочки в воздухе, но ветерок стих и листочки-девочки садятся за парты. А теперь листочки мальчики.
IV Классификация предметовУчитель: Внимание на доску.
Учитель: На какие группы можно распределить листики?
Учитель: Это какие листочки?
Учитель: По какому признаку мы их распределили?
Дети: По цвету.
Учитель: На какие две группы распределим эти листочки?
Дети: Большие и маленькие.
Учитель: Это какие листочки?
Учитель: По какому признаку мы их распределили?
Дети: По размеру.
Доска, Таблица
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Признаки |
Прилагательные |
Вывод:
Учитель: На какие вопросы отвечают слова с которыми мы сегодня познакомились?
Учитель: На что они указывают?
Учитель: Такие слова в русском языке называются Прилагательными. (Слайд)
V. Работа со словарными словами.
Учитель: Задание Загадалки.
Учитель: Он сегодня был у друзей на даче, помогал убирать урожай, а вот какой дагадайтесь сами.
Учитель:
Лето целое старалась
Одевалась, одевалась
А как осень подошла
Все наряды отдала
Сотню одежек сложили мы в бочонок. (Слайд)
Дети: Капуста.
Учитель:
Лежит Егор под межой
Накрыт зеленой фатой. (Слайд)
Либо
Без окон без дверей
Полна горница людей.
Дети: Огурец.
Учитель:
Сидит красна девица в темнице
Коса на улице. (Слайд)
Дети: Морковь.
Учитель: Как назвать одним словом. (Слайд)
Дети: Овощи.
КАПУСТА
ОГУРЕЦ МОРКОВЬ ОВОЩИ |
Задание: запишите отгадки в тетрадь (с комментированием).
Учитель: Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Учитель: Подберем к словам предметам их признаки.
(Что?) Капуста
(Что?) Огурец (Что?) Морковь (Что?) Овощи |
Какая? ___________
Какой? ___________ Какая? ___________ Какие? ___________ |
VI. Итог урока.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова с которыми мы познакомились сегодня на уроке?
Учитель: Что обозначают?
Учитель: Как называются?
VII. Домашнее задание.
Страница 43, упражнение 63.