Изложение - один из традиционных видов работы по развитию связной речи учеников, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, то есть воспроизведению его в форме изложения.
В процессе подготовки к экзамену учителю необходимо проводить содержательно-композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание. Особое внимание следует обратить на то, что мы пишем сжатое изложение, а это предполагает владение методикой пользования различными способами сжатия информации.
Возьмём в качестве примера текст из сборника
Конспект урока
Организация работы.
1. Оформление доски до урока: в середине - заголовок, слева - возможные заголовки текста, первоначально закрытые (ниже), справа в столбик - трудные слова с подчеркнутыми орфограммами (см. ниже)
2. Раздаточный материал (текст изложения в файлах) положен заранее на каждую парту.
3. Средства обучения и оборудование: презентация с использованием интерактивной доски.
Цели урока:
познавательные:
- повторить изученные основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах)
практические:
- закрепить умение работать с речеведскими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
- овладеть методикой использования разных способов сжатия текста;
- закрепить умение написания сжатого изложения.
общепредметные:
- воспитывать интерес к предмету с помощью содержания текста, графической работы с ним в процессе лингвистического анализа; языковую личность, владеющую разными видами компетентности;
- развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста, разные виды памяти, воображение.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сжать текст - значит кратко, точно, логично, эмоционально передать основное содержание текста, воспроизвести основное содержание, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста. (Слайд №1)
Особенности работы над сжатым изложением:
- ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
- ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА
- СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ
- ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
- ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ
- ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА(Слайд №2)
Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения .
2. Чтение текста учителем.
3. Беседа.
- Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно запомнилось?
- Какова тема текста? (Текст о страхах, которым подвержен человек.)
- Какими словами выражена основная мысль?
- В каком стиле написан текст?
В публицистическом.(Слайд №3) Обоснуйте. (Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п. Цель - воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного. Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества. Использует восклицания, яркие, неожиданные образы и др.)
Это также легко определить по наличию в тексте общественно значимой информации в сочетании с одновременным воздействием на читателя или слушателя. Для высказывания в публицистическом стиле характерна эмоциональность, оценочность, призывность, ссылка на мнение "великих", преобладание сложных предложений, наличие экспрессивного повтора отдельных слов, рядов однородных членов, обратного порядка слов.)
- В каком жанре написан текст?
(Это проблемный очерк, в нем ставится этический вопрос, к решению которого автор пытается привлечь читателей.)
- Каково строение текста?
Текст разбивается на четыре абзаца.
- В 1- говорится о сложной задаче, стоящей перед человеком, - "научиться управлять своими страхами"
- Во 2 - объясняется, почему это нужно сделать.
- В 3 - эмоционально рассказывается о конкретном случае преодоления страха пред морем.
- В 4 - делается вывод: "от страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь"
- Определите тип речи. (Преобладает рассуждение с элементами повествования.)
Повествование (Слайд №4) -тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности.
- Преобладают глаголы (обычно сов.в.), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.
- Используются наречия места и времени.
- Используются все типы предложений
Описание (Слайд №5) - тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир - предметы, явления, человек. Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов.в.) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.
Преобладают простые предложения.
Рассуждение (Слайд №6) - тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.
В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод.
Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги и составные союзы.
Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения
- Какой заголовок можно придумать к тексту? Запишите его в черновике.
Как может выглядеть план?
1. Нужно научиться управлять:
2. Страхи закрепляются, и их трудно изжить
3. Бомбар доказал, что спасение возможно
4. От страхов можно избавиться
- Найдите в каждом абзаце опорные слова, подчеркните их .
Обратите внимание на первые слова каждого абзаца.
4. Сжатое изложение должно включать не менее 90 слов, в нем можно использовать свою лексику, но в соответствии с авторским замыслом.
Способы сжатия (повторение)
Исключение (Слайд №6):
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
- исключение одного или нескольких предложений.
Упрощение (Слайд №7):
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Обобщение (Слайд №8):
- замена однородных членов обобщающим словом ;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением).
Напоминание о том, что в каждом абзаце следует пользоваться разными способами.
В 1 абзаце - в первом предложении можно использовать исключение, упрощение (ни труд, ни отдых - ничто);(придат. определит.);
во втором предложении - обобщение однородных дополнений, упрощение.
1 абзац может получиться таким (Слайд №9):
Если у человека отличная память, ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам, то ничто не принесет радости. Поэтому каждый человек должен научиться управлять своими переживаниям.
Во 2 абзаце - в первом предложении можно использовать исключение(придаточное определительное), во 2 - исключение, обобщение однородных подлежащих; в 3 - исключение(оставить один пример); в 4 - упрощение(не так уж просто-сложно).
2 абзац может выглядеть так (Слайд №10):
Не будем говорить о коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью. Часто людей пугает неизвестность. Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой. Подобные страхи изжить сложно.
В 3 абзаце - в первом предложении можно использовать исключение, обобщение однородных дополнений; во втором предложении - исключение, упрощение; в 3 - исключение, упрощение; в 4- исключение.
3 абзац может получиться таким (Слайд №11)
Французский врач Бомбар знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках от неверия в возможность спасения. Движимый невероятным благородным состраданием к людям, он в одиночестве в небольшой лодке за 5 дней пересек Атлантический океан. Так Бомбар доказал, что человек должен несокрушимо верить в спасение!
4 абзац - возможно исключение предложений 4-6
4 абзац получится таким (Слайд №12):
Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное - это сильно захотеть. Это и сделал Бомбар. От многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам!
[По ходу урока ученики делают графические пометы]
5. Орфографическая подготовка (слова записаны на доске) (Слайд №13)
- Проницательный, зарождается, сострадание, одиночество, пациенты, ситуация, доказал.
- Опасность, неизвестность, эффекты.
- Работоспособность, кораблекрушение, благородство.
- Не так просто, нередко, неверие.
6. Пунктуационная подготовка. (Слайд №14)
Вводные слова (найти предложения в тексте)
Так, (например),
А значит,
Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой, у многих горожан - страх перед лесом, животными, у сельчан - страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться.
А значит, можно и разучиться!
Сложное предложение
Определите тип подчинительной связи:
Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь.
Найдите предложения по схеме:
7. Повторное чтение всего текста, который затем убирается от учеников. План и слова с пропусками могут оставаться на лоске в зависимости от подготовленности класса.
8. Написание изложения.
9. Домашнее задание (дифференцированное):
- сочинение-миниатюра "Как я победил свой страх";
- сочинение на свободную тему "Как я понимаю смысл фразы "От многих страхов можно избавиться, если знаешь о мире, в котором живешь"?"