Цель урока:
Дать понятие о назывном предложении; формировать умения:
- находить их в тексте;
- определять роль назывных предложений в художественной литературе;
- выразительно читать назывные предложения.
Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитать любовь к русскому языку и литературе, чувство гордости за родной язык.
ХОД УРОКА.
1. Орг. момент
2. Проверка Д/З (устный опрос, беседа, анализ написанных дома предложений).
3.Тест. Цель проведения – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений.
1 вариант.
1.Найдите определённо-личное предложение
а) С давно забытым упоеньем смотрю на
милые черты.
б) На пригорке то сыро, то жарко.
в) Волка шапками не закидаешь.
г) По ниве прохожу я узкою межой.
2. Найдите неопределённо-личное предложение
а) Ради розы терпят и шипы.
б) Еду-еду в чистом поле.
в) Нигде жилья не видно на просторе.
3.Найдите безличное предложение.
а) Ведут ко мне коня.
б) Не спится, няня.
в) Люблю тебя, моя Россия.
г) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье
дня.
2 вариант.
1.Найдите определённо-личное предложение.
а) Весна берёт свои права.
б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.
в) Тепло на солнышке.
2. Найдите неопределённо-личное предложение.
а) Бумагу для обёртки книг берут прочную.
б) Не слышно шума городского.
в) Мужайся, сердце, до конца.
3.Найдите безличное предложение.
а) В дверь негромко постучали.
б) Мне в душу повеяло жизнью и волей.
в) Приветствую тебя, прелестный уголок.
4. Объяснение нового материала.
- Работа с художественным текстом.
Чтение стихотворения А.Фета “ Шёпот, робкое дыханье...”.
Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как без глаголов можно так изобразить красоту мира. Л.Толстой утверждал: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение-картина”. Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А.Фет часто использует этот приём.
Запись предложений из стихов Фета.
- Тихая, звёздная ночь.
- Тёмно-синее небо и в мелких и в крупных звёздах.
- Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла.
- Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений.
Даётся понятие назывных предложений. Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Сравнить: Вечер.-Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями.
5. Закрепление
Задание № 1 Переписать и подчеркнуть назывные предложения.
1. Мороз. Хрустит под валенками снег. 2. Опять Евпатория. Южный зной. 3. Яркий зимний полдень. Мороз крепок и жгуч. 4. Март. В тёплом воздухе сонная, ленивая тишина. 5. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой.6. Я ехал в гости. Проснулся на рассвете. Тишь. Маленькая станция. Дома. Пески. Безоблачное небо. Ветер.
Задание № 2. К назывным предложениям добавить двусоставные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, образуя сложные предложения.
Образец: Каникулы. Каникулы, и ребята уезжают в лагерь.
1. Весенний день. 2. Удар грома. 3. проливной дождь.4. Звуки музыки. 5. Праздничный день. 6. Трудная задача.
Задание № 3. При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения.
- Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов.
- Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.
6. Итоги урока.
7. Д/З. Составить небольшой текст с использованием назывных предложений. Параграф 24. Правила.