Написание НЕ с глаголами

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  1. Познакомить учащихся с частицей НЕ, ее значением; вспомнить правило правописания НЕ с глаголами.
  2. Развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, логическое мышление, развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
  3. Воспитать умение работать в парах, умение слушать друг друга, уважать мнение друг друга, любовь и интерес к родному языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов Русский язык 5 класс. – М. “Просвещение”, 2010.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок, как и другие наши уроки, мы начнем с улыбки друг другу.

Великий Всезнамус поручил нам очень важное задание. Ребята, нам с вами сегодня предстоит трудный и опасный путь по морю знаний за кладом, который спрятали злые пираты на острове Морфология, в стране Глагол (слайд № 1. Презентация).

И вот вам первое задание.

I. Опрос (проверка домашнего задания: все о глаголе, что было изучено ранее).

Задание №1: ребята, чтобы попасть на корабль, нам нужны билеты, но это непростые билеты, посмотрите на них.

Вопросы Знал Узнал
Глагол – самостоятельная часть речи    
Глагол обозначает действие предмета    
Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?    
Глагол изменяется по временам    
Глагол в прошедшем времени изменяется по родам только в ед. ч.    
Глагол в будущем и настоящем времени изменяется по лицам    
Глагол изменяется по числам    
В предложении обычно глагол является сказуемым    
Частица НЕ пишется отдельно с глаголами    
Глагол НЕНАВИДЕТЬ не употребляется без НЕ    

Заполните, пожалуйста, свои билеты. Поставьте плюсики в графе “Знал” напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. Только после этого мы можем отправиться в плавание. Если у вас 8 и более “+”, ставим 1б.

И так, ребята, мы отправились в путь. Давайте откроем наши бортовые журналы – тетради и запишем сегодняшнее число.

И вот на нашем пути препятствие. Всезнамус нам оставил ценные указания, а злые пираты перепутали все части речи. Все части речи смогли отыскаться, а глагол не может без вашей помощи справиться. Помогите ему.

Задание №2: Выписать из прочитанного текста глаголы и в парах определить их признаки. Все верно – 2б.

Текст: Однажды мы ездили по туристической путевке на юг. До этого мы никогда не были на юге. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря. Горы эти не оставляли равнодушным ни одного человека, а море, говорят, не любит трусливых людей. Кроме того, оно не терпит гордецов (проверка по слайду 2).

Молодцы! Вы правильно выписали глаголы и определили их признаки. Еще раз скажите, пожалуйста, как же мы выделяем глагол среди других частей речи? (Делают вывод). А теперь посмотрите внимательно на эти слова. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на группы. А что это за слово рядом с глаголом? Правильно! Это отрицательная частица НЕ. Может быть, вы мне подскажите тему нашего сегодняшнего урока? Давайте ее запишем в наши бортовые журналы.

II. Изучение новой темы

Вот мы и доплыли до острова. Но чтобы сойти на этот остров нам необходимо выполнить самое сложное задание Всезнамуса – вспомнить, как пишется глагол с частицей НЕ.

Задание №3:

Откройте свои учебники на с. 242, посмотрите на задание под звездочкой (Прочитайте. Как пишутся выделенные глаголы с частицей НЕ)

Он честен и бесстрашен
На суше и в воде
Товарища и друга
Не бросит он в беде.
Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.

Что вы заметили? Правильно, НЕ с глаголами пишется отдельно.

Правило написания НЕ с глаголом:

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

III. Закрепление нового материала.

Задание №4: пользуясь правилом, объясните написание НЕ с глаголами. Дети по цепочке(сначала выходят сильные ученики, затем послабее) выходят к доске, объясняя написание орфограммы.

(Не) бывать, (не) ходить, (не) спать, (не) писать, (не) говорить, (не) горевать, (не) любить, (не) догнать, (не) думать, (не) учить, (не) покупать, (не) мечтать, (не) летать, (не) махать, (не) шутить, (не) бояться. За каждый правильный ответ – 1б.

Каким правилом мы пользуемся при написании частицы НЕ с глаголами? (Вывод)

А теперь отложите свои ручки и немного отдохните, я расскажу вам сказку “Сила любви”. Жили-были в стране Морфология Глагол и частица НЕ. Глагол очень любил НЕ и хотел на ней жениться, но своенравная частица все время отпрыгивала от Глагола и писалась отдельно от него. Горю Глагола не было предела. Тогда частица ему сказала: “Если ты докажешь мне, что жить без меня не можешь, я стану твоей женой”. Отправился Глагол по словарям и учебникам, а когда вернулся, то гордая частица закричала: “Негодую, ненавижу, недоумеваю”. И сама ахнула от неожиданности. Так Глагол доказал ей свою любовь. Он нашел такие слова, которые без НЕ не употребляются. С тех пор слова, которые без НЕ не употребляются, пишутся с этой частицей слитно.

Задание №5: Ребята, а давайте поможем Глаголу и еще найдем слова, которые без НЕ не употребляются. Выполним упр. 613. Разбираем задание: замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ вместе.

1. Он возмущался. 2. Нельзя его принуждать. 3. Брат удивлялся. 4. Я чувствую себя не совсем хорошо. 5. Шторм бушевал.

Слова для справок (неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, неистовствовать) даны в учебнике на стр. 243. Проверка – слайд 3. Все верно – 2б.

Каким правилом мы пользовались, выполняя это упр.? (Вывод)

Физминутка. Поплавки (Представьте, что поплавок, который качается на волнах. Расправьте свои ручки. Ручки тоже качаются на волнах. Вдруг на крючок попалась рыбка. Поплавок – вверх, вниз (прыгают). Вытянули рыбку. Садитесь.).

Задание №6: Выборочный диктант. Разделить глаголы на 2 группы (слитно/раздельно). Взаимопроверка – слайд 4

Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

Все верно – 2б.

Ребята, как же мы пишем частицу НЕ с глаголами. (Вывод)

Задание №7: выполняется по вариантам. 3б

2 вариант. Объяснить смысл пословиц и написание НЕ с глаголами

1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

2. Не будет хлеба – не будет и обеда

3. Не смажешь колеса – быстро не поедешь

4. Не посеешь – урожай не соберешь

5. Лентяю все неможется да нездоровится

1 вариант. Опишите природу за окном, составив рассказ из 5-6 предложений. Оживите картину, используя глаголы. Слайд 5

IV. Подведение итогов.

Ребята, какую орфограмму мы сегодня вспомнили на уроке? Каким правилом мы пользуемся при написании НЕ с глаголами?

А как вы думаете, за каким кладом отправлял нас Всезнамус? Правильно, за знаниями. Чтобы вернуться домой, нам нужно проверить билеты. Заполните их до конца.

Ребята, нарисуйте на ваших билетах солнышко, которое сопровождало нас во время пути, украсьте лицо солнышка вашим настроением. А что же будет вашей наградой? Ваши оценки. Открываем дневники и выставляем оценки (10-11 “5”, 9-8 “4”, меньше “3”), записываем домашнее задание.

V. Домашнее задание: пар. 108 (правило записать в тетрадь для правил, слова в рамочке записать в словарик), упр. 616 (посмотрите на задание). Тем, кто желает заработать дополнительную оценку, предлагаю вспомнить, найти или придумать самим загадки, где встречаются глаголы с НЕ.