Русский язык
-
Интегрированный урок русского языка и иностранного языка на тему "Заимствованные слова" 2008
Тема урока дает богатый материал для формирования навыка правильного использования иностранных слов в речи. Этому необходимо учить во имя сохранения русского языка. На уроке использован материал из русской литературы ХIХ века, что также является интеграцией. Найти общее - значит помочь ученикам освоить и русский язык, и английский или французский языки.
-
Интегрированный урок русского языка и информатики 2008
Представлен интегрированный урок по русскому языку и информатике. Урок проводится на базе класса информационных технологий, каждый ученик работает на ПК. Ведут урок учителя русского языка и информатики. Данная форма урока позволяет формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
-
Интегрированный урок русского языка и информатики в 11-м классе по теме "Повторение орфографии, пунктуации и лексики" 2008
Представленный конспект урока русского языка в 11-м классе (интегрированный с информатикой) по теме "Повторение орфографии, пунктуации и лексики" проводится в компьютерном классе, где все учащиеся имеют доступ к машинам. Учитель русского языка проверяет навыки работы с текстом (деление на смысловые фрагменты - абзацы), орфографическую и пунктуационную грамотность, а также некоторые знания по теме "Лексика"; учитель информатики - умение работать в текстовом редакторе. Учащиеся получают оценки сразу по двум предметам.
-
Интегрированный урок русского языка и информатики в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и применение условных функций для создания тестов" 2011
Урок русского языка в 9-м классе призван развивать навыки постановки знаков препинания в СПП, умение определять виды придаточных предложений, навык узнавания и характеристики сложноподчиненного предложения с придаточными причины, систематизировать знания по фонетике русского языка, повторить условную функцию, провести комплексный анализ формулы выставления оценки за тест.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память" 2010
Часто провожу интегрированные уроки русского языка и литературы. Подобные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком. В конце занятия представлено тестовое задание в форме малого ЕГЭ по литературе, предложенные вопросы учитывают требования, предъявляемые к содержанию образования в 7-м классе.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо как вид речевой деятельности" 2008
С целью формирования понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, а также ознакомления с правилами написания писем личного характера проводится этот урок, построенный на анализе эпизодов рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Пунктуация сложного предложения на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова". 9-й класс 2013
Урок построен по принципу «от общего к частному», т.е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменяется групповыми заданиями.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи" 2012
Представлен интегрированный урок русского языка и литературы, разработанный на материале романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Основные этапы духовных исканий князя Андрея Болконского учащиеся анализируют посредством роли частиц в тексте романа.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11-м классе по теме "Словотворчество поэтов-футуристов" 2009
Урок закрепляет навык словообразовательного разбора у учащихся, развивает навык трактовки слов-неологизмов, закрепляет навыки анализа стихотворного текста и способствует развитию познавательных навыков учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5-м классе "Письмо" 2008
Следует вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделенных тысячами километров, о множестве жизней, спасенных благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить...
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5-м классе. "Словосочетание и предложение" 2010
Урок является заключительным при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» и направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков. Структура урока представляет собой цепочку заданий, отражающих каждую тему указанного раздела.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе "Встреча с Тютчевым" 2024
Цели урока: пробудить интерес к личности и творчеству Ф.Тютчева; помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэзии Ф.Тютчева; повторить изученное в 5-м классе пунктуационное правило: «запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Односоставные предложения и… произведения И.А. Бунина" 2010
Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста. На уроке предполагается и проведение небольшой исследовательской работы в группах. Необходимо за определенное время найти и подчеркнуть в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определить их вид.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Роль портрета в изображении героя в художественном произведении и живописи" 2010
Урок помогает создать представление о понятии "портрет" в литературном произведении и живописи; помочь учащимся выйти на самостоятельное видение деталей портрета, развивать независимость суждений в оценке героя; формировать прочные навыки в описании внешности, закреплять представление о портретной лексике.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Сравнение как средство выразительности речи" 2010
Урок знакомит обучающихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; у детей формируются умения использовать сравнение в своей речи, совершенствовать речь, развивать воображение. Урок вызывает интерес к языковым особенностям творчества М.Ю. Лермонтова.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Однородные члены предложения" 2009
Основные задачи урока – систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения; познакомить школьников со своеобразием прозы А.П. Платонова; учить понимать прочитанное и услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки; формировать коммуникативные качества, культуру общения; развивать устную и письменную речь школьников. На уроке применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе: "России славный сын"(повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое) 2005
Мы предлагаем фрагменты урока, а также подборку текстов и заданий, которые помогут систематизировать и обобщить изученное о простом и составном глагольном сказуемом и предоставят нашим ученикам возможность соприкоснуться с жизнью известного поэта, углубить и расширить представление о многогранной деятельности М. В. Ломоносова.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе по теме "Зачёт по сложноподчинённым предложениям на материале биографии А.С.Пушкина" 2023
Цели урока: проверка знаний теоретического материала по теме; сформированности умения видеть и осознавать структуру сложноподчиненных предложений и находить придаточные предложения по вопросам и средствам связи; умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; умения использовать указанные конструкции в связной речи; развитие абстрактного мышления через умение составлять схемы предложений и через умение конструировать предложения по данным схемам.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь") 2004
Интегрирование уроков русского языка и литературы открывает широкие возможности для комплексного повторения, для наблюдения за точностью словоупотребления и ролью синтаксических конструкций на примере высокохудожественных текстов, а также помогает решить важные задачи воспитательного характера. Повторение синтаксиса сложного предложения в конце года в 9 классе провожу на примере повести И.С.Тургенева "Первая любовь".
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах "Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова" 2003
В данной разработке сделана попытка с помощью комплексной работы над текстом стихотворения разнообразить уроки русского языка, связать их с литературой. Основной упор при интеграции делается именно на уроки русского языка. При изучении синтаксиса в 9-ом классе хочется, чтобы учащиеся видели четкость предложений и стройность текста, объединенных общей тональностью, настроем, идеями, поэтому и желательно использовать поэтические тексты.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу" 2009
Урок посвящен анализу текста. Комплексный анализ помогает глубоко осмыслить содержание, он показывает, как в языке все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис. В контексте каждое слово можно изучать углубленно, раскрывать его сущность, красоту, звучание. Проблемные вопросы, поставленные непосредственно к тексту, к отдельному слову, вызывают у учащихся интерес, желание докопаться до истины, до глубинного смысла.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Сравнение как средство выразительности речи" 2009
Урок знакомит обучающихся со сравнением, с его строением, разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; у детей формируются умения использовать сравнение в своей речи, совершенствовать речь, развивать воображение. Урок должен вызвать интерес к языковым особенностям творчества А.С. Пушкина. Дети должны уметь систематизировать свои знания по пунктуации (обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, сравнительным оборотом и фразеологическими оборотами), по орфографии - правописание корней -равн-, -ровн-.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Средства выразительности речи в стихотворениях о матери" 2023
Цель урока: раскрыть своеобразие представлений образа матери в лирике народов России; на примере стихотворений закрепить знания учащихся о тропах, их роли в поэтической речи.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по сказкам Джанни Родари "Повторение изученного об имени прилагательном на основе сказок Джанни Родари" (урок-КВН). 5-й класс 2014
Интегрированный урок русского языка, литературы и психологии обобщает и систематизирует знания по теме «Имя прилагательное» и повторяет «Сказку по телефону» Дж. Родари. Форма урока: КВН, необходима предварительная работа учащихся по инсценированию одной из сказок Дж. Родари и подготовка иллюстраций на листах формата А3. Цель: воспитание толерантности учащихся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Осень" 2012
Урок рассчитан на 2 часа, проводится в начале года, при повторении изученного в 5-м классе. Развивается творческое воображение учащихся, обобщаются знания, полученные на уроках русского языка и литературы.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева "Ася". Анализ текста". На данном уроке организуется поисково-исследовательская работа учащихся по лингвистическому анализу литературного текста. На материале литературного текста проверяется усвоение темы "Однородные члены предложения".
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое" 2011
Задачи урока: расширить знания студентов о М.Ю. Лермонтове и его творчестве; на материале текстов о М.Ю. Лермонтове и отрывков из его произведений углубить и закрепить представления учащихся о составных сказуемых и способах их выражения.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга" 2011
На уроке учащиеся знакомятся со сказкой А. Поповой «Коряга», узнают об особенностях её композиции. На примере сказки дети учатся анализировать текст, выделять его части, определять его тему и идею, находить изобразительные средства языка.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы с использованием интернет-технологий, кейс-технологий, ЦОРов, технологий критического мышления на тему: "Индивидуально-авторский стиль поэта на примере творчества И.Аргутиной" 2007
Проект, с использованием ТКМ, кейс-технологий, акцентирует внимание учащихся на индивидуально-авторском стиле поэта, новаторских особенностях стихотворения И. Аргутиной. В процессе работы учащиеся приходят к выводу о том, что замысел художника после рождения шедевра превращается в неожиданное художественное явление. Поставленные проблемные вопросы требуют проведения исследования. Опираясь на различные источники информации и дидактические материалы проекта, они приходят к необходимым выводам.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: "Такое удивительное имя существительное" 2006
Интегрированный урок русского языка и литературы позволяет в форме игры проверить знания учащихся по теме "Имя существительное": типы склонений, падежи, род, число и т.д. Кроме этого, повторяются орфограммы: "безударные гласные в корне", "буквы Ё-О после шипящих". Дети вовлекаются в творческий процесс, и сами пишут стихотворение. Вспоминается композиция сказки. Сказка, загадки, подбор комплиментов - всё это делает урок интересным и увлекательным.