Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: "Такое удивительное имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Познавательные:
    • научить самостоятельно добывать знания по теме “Имя существительное”;
    • актуализация опорных знаний по теме “Имя существительное” и “Особенности сказок”, применение этих знаний на практике в нестандартных ситуациях;
    • обобщение и систематизация знаний по теме “Имя существительное” в игровой форме.
  • Развивающие:
    • развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;
    • интеллектуальное и общее развитие учащихся;
    • развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • развитие исследовательских способностей школьников.
  • Воспитательные:
    • создание творческой эмоциональной обстановки;
    • формирование нравственных качеств;
    • воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: доброта, любовь, человечность;
    • формирование гуманного отношения друг к другу, умения слушать товарища, не перебивать.

ХОД УРОКА

Берешь перо, берешь листок.
Фантазий радужных поток
Тебе поможет сотворить
Прекрасный мир и оживить
Ряд строгих правил, строгих слов.
Ну что, дружок, уже готов?

(Н.Волчкова)

– Прочитайте стихотворение. Какие слова в каждой строке будут главными, ключевыми? (Берешь, фантазий, сотворить, оживить, правил, слов, готов)

– С какой интонацией будем читать первую строку? (Спокойного перечисления)

– Остальные? (Воодушевленно, как волшебное заклинание)

– Последнюю? (С вопросительной интонацией)

– Как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке?

– Когда нужна фантазия на уроках русского языка и литературы? (Когда пишешь сочинение)

– Сегодня мы и будем писать сочинение, но не обычное, а сказочное. Мы попытаемся сегодня составить лингвистическую сказку на материале темы “Имя существительное”. И напишем эту сказку для ваших младших братьев и сестер, оформим в виде книжечки с иллюстрациями.
В сказочном королевстве Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королем, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства.

Учитель показывает рисунок.

– Прежде чем приступить к составлению лингвистической сказки, давайте вспомним уже известный материал. Что такое сказка? Какова структура сказки? (Зачин, основная часть и заключение)

– Раз у нас сказка волшебная, то каким будет зачин? Где могут жить существительные?

ЗАПИСЫВАЕМ: В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были…

– А кто еще в этом государстве может жить? Какие еще части речи? Сколько их? (Десять частей речи, сколько пальцев на руке)

– На какие три группы делятся все части речи? Как можно их отобразить в сказке? (Три города, три села, три поселка)

– Как выглядит город Самостоятельных частей речи?

– Как выглядит город Служебных частей речи?

– Как можно изобразить Междометия?

– И всё хорошо было в этом городе. Но есть существа, которым не нравится, когда все дружат, радуются успехам других, желают всем только счастья. Как вы думаете, кто эти сказочные злодеи? (Баба Яга и Кощей Бессмертный)

– И решили Баба Яга и Кощей устроить в морфологическом царстве хаос, и начали они с имени существительного.

– Дайте определение имени существительного. Попытайтесь отразить суть определения в характеристике человечков-существительных. (Это были важные, бойкие человечки-гномики, которые называли все вещи, явления, предметы своими именами, то ли память у них была неважная, то ли они были любознательные, но они все время спрашивали друг друга: кто?, что?)

– А вот какое определение имени существительного дает герой пьесы “Недоросль” Митрофанушка:

ЧТЕНИЕ.

Отрывок из пьесы Фонвизина “Недоросль”.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА: За молитвы родителей наших даровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

СТАРОДУМ: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА: Всем наукам, батюшка.

ПРАВДИН (МИТРОФАНУ): Чему же бы, например?

МИТРОФАН (подает ему книгу): Вот, грамматике.

ПРАВДИН: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

МИТРОФАН: Много. Существительна да прилагательна…

ПРАВДИН: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

МИТРОФАН: Дверь, котора дверь?

ПРАВДИН: Котора дверь! Вот эта.

МИТРОФАН: Эта? Прилагательна.

ПРАВДИН: Почему же?

МИТРОФАН: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

СТАРОДУМ: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

МИТРОФАН: И ведомо.

– Имена существительные обозначают только предмет? Образуйте от глаголов существительные: косить – (косьба), просить – (просьба), петь – (пение). Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет)

– Образуйте от прилагательных существительные: желтый – (желтизна), смелый – (смелость), бесстрашный – (бесстрашие). Что обозначают эти существительные? (Признак как предмет)

– С чего же начали Баба Яга и Кощей? Они смешали постоянные признаки и непостоянные признаки имени существительного. Поможем Морфологии. Назовите постоянные признаки имен существительных. В чем может выражаться у наших волшебных гномиков категория “собственные–нарицательные”? (Может быть, все гномики-человечки делились на тех, кто повыше и пониже ростом; самые маленькие гномики жили очень дружно, единой семьей – нарицательные; а гномы чуть выше ростом бродили в гордом одиночестве , их были единицы – собственные.)

– Не хочет Баба Яга отдавать собственные и нарицательные существительные. И вот что она говорит: “Отдам я вам эти существительные, если вы отгадаете загадки”:

А. Детеныш курицы? (Цыпленок)
Б. Твердый покров у черепах , крокодилов? (Панцирь)
В. Мужское имя, которое является исключением из правила правописания корней -раст-, -ращ-, -рос-? (Ростислав)
Г.  Город на Юге, исключение из правописания корней -раст-, -ращ-, -рос? (Ростов)

– Какие из этих слов собственные, а какие нарицательные?

– А кто это там стоит? Бахари? Ну-ка назовите имена бахарей басен. Это собственные или нарицательные?

ЗАПИШИТЕ: В сказке “Имя существительное”, сказочник Андерсен, картина Васнецова “Богатыри”.

– Следующий признак одушевленность–неодушевленность. Какое воплощение найдет он в нашей сказке? (Одушевленные существительные – сияющие, красивые, воодушевленные человечки, большие фантазеры, ходят в ярких одеждах; неодушевленные – слабые, серенькие, неразговорчивые, ходят, как неживые.)

– Приведите примеры одушевленных и неодушевленных.

– Представьте, какое отражение в тексте сказки найдет род существительных и склонение? (Все существиельные происходят из трех очень знатных родов: Мужского, Женского и Среднего. И в зависимости от принадлежности к определенному роду входят в один из кланов – 1, 2, 3-е склонения)

– Полный порядок был в этих кланах, пока не появилась Баба Яга. Перепутала она все склонения. И знатные Мужской клан, Женский клан и Средний оказались в тупике. Поможем им, ребята? Распределите существительные по склонениям.

– Приведите примеры существительных 1, 2 и 3-го склонений.

– Как могут выглядеть существительные 1, 2 и 3-го склонений.

– Теперь обратимся к непостоянным признакам. Какие непостоянные признаки у имени существительного? Изменение по числам, чем может быть в жизни человечков? (Это настроение, которое может меняться. Если слово одно, то настроение у него грустное, невеселое; а если гномиков много – они радостные, веселые.)

– А вон бегут от Кощея какие-то странные гномики, с одной чертой, с двумя чертами, с волнистой линией, с пунктиром, с пунктиром и точкой. Кто это? (Это члены предложения)

– Что вы можете сказать о синтаксической роли существительных? Представьте, что это положение волшебных человечков в обществе. (Существительные могут быть королями и королевами, то есть главными членами предложения – подлежащим и сказуемым: Существительные жили в морфологическом государстве. Имя существительное – это часть речи. Могут быть принцессами или фрейлинами королевы. Обстоятельство места: в сказочном королевстве Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королем. Дополнение: Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Определение: Мы увидели королевский дворец из золота.)

– Вы правильно определили члены предложения. Поэтому Бабе Яге ничего не остается, как только отпустить этих смешных гномиков.

– Как вы думаете, устает имя существительное? Оно везде употребляется. Может какая-то другая часть речи заменить имя существительное? (Да, местоимение)

– Запишем предложения с прямой речью. Объясним знаки препинания:

Каркнула Ворона-карга: “Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?” “Крылья зудят, Ворона, нос чешется”, – отвечает Воробей.

– Что такое обращение? Чем оно выражено в наших предложениях?

– Почему обращение нельзя путать с подлежащим?

– Почему название птиц мы написали с прописной буквы?

– Ну никак не удается Бабе Яге устроить хаос, даже друзей она не смогла оторвать от имени существительного. Сколько друзей было у наших человечков? И чем эти друзья помогали гномикам? (Имена прилагательные делали им комплименты; Глаголы описывали интересные поступки, приключения существительных; Местоимения помогали им в самую трудную минуту: когда уставали гномики от свои забот, местоимения их заменяли.)

Выходят к доске мальчик и девочка.

– Скажите друг другу комплимент в виде прилагательного.

ИГРА: Кто придумает самое красивое определение понятию “имя существительное”?

Как вы думаете, почему, как ни старались Кощей и Баба Яга нарушить порядок в государстве, ничего им не удалось?

– Какая концовка может быть у сказки? (Существительные вместе со своими друзьями любили играть в театре, любимым их занятием была постановка спектаклей – текст, которые состоял из множества сцен – предложений. Каждый житель морфологического царства играл свою, определенную роль. И наши гномики не были исключением: они играли и главные, и второстепенные роли. Но никто никогда ни на кого не обижался. Это дело объединяло всех. Так и живут они поныне: дружно, весело, бесконечно любя свое сказочное Морфологическое царство, Частеречное государство.)

ЗАПИСАТЬ: И я там был, все правила учил, ни одно не забыл. Кто учиться хочет, тоже молодец.

– А теперь поиграем. Добавьте словечко:

Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей,

Правда, есть один злодей.
– Как зовется тот злодей? (Лень).\
И живет он каждый день.
Мы его загоним в пень.
Не нужна нам эта ... (лень).

Разве можете, друзья,
Обойтись вы без меня? –
Говорит опять оно,
Наше умное словцо.
Я любовь, надежда, ... (вера),

Я Алина, Коля, Света,
Я жучок и паучок,
Я веселый – (огонек).

Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!

Приложение