Цели урока:
- познакомить учащихся с путями проникновения слов из одного языка в другой;
- продолжить формирование навыка правильного использования заимствованных слов в речи;
- продолжить формирование умения пользоваться словарями (этимологическим, толковым и иностранных слов)
Оборудование:
- словари;
- раздаточный материал
“…создатель и властелин языка – народ, общество: что принято ими, то безусловно хорошо…Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление. (В. Белинский)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (о теме и целях урока), чтение эпиграфа урока, написанного на доске.
2. Задание. Прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми.
Ученик читает текст “Спорт во Франции”
- Беседа по вопросам:
– О чем данный текст?
- Почему вы так решили?
Учитель читает текст на немецком языке “Спорт в Германии”
– О чем данный текст?
- Почему вы так решили?
Ученик читает текст на английском языке “Спорт в Англии”
– О чем данный текст?
- Почему вы так решили?
Ученики высказывают свое мнение (некоторые слова также произносятся и в русском языке)
Учитель делает вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.
- Как они к нам попали?
Ученики делают сообщения о путях проникновения иностранных слов в русский язык. (Используется материал книги В.В. Колесова “История русского языка в рассказах”
Учитель рассказывает об этимологии, знакомит с этимологическим словарем.
- Работа со словарями.
Найдите в словаре заимствованные слова
- Ученики делают сообщения об истории слов “Сколько русских слов и какие из них русские”.
- Ученики читают отрывки из произведений А.С. Грибоедова “Горе от ума”, А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
…Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
(А.С. Грибоедов)
…Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный стог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
(А.С. Пушкин)
- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. (И.С. Тургенев)
- Нужны ли нам заимствованные слова?
- Ученики высказывают свое мнение. (Элементы дискуссии)
Вывод: интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты, важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов.
3. Задание. Составьте предложения с иноязычными словами: аромат, пьеса, комфорт.
- Что происходит с заимствованными словами в русском языке?
- Учитель иностранного языка на примерах показывает, как осваиваются заимствованные слова:
- Jazz - джаз
- Cowboy - ковбой
- Cakes - кекс
- Die Schrift - шрифт
- Die Klasse - класс
- Drama - драма
- Crème - крем
Вывод: слово осваивается графически, фонетически, грамматически, лексически.
По некоторым элементам можно определить, откуда к нам пришло слово, приводит примеры:
- из английского: дж - джаз, инг - митинг, мен – спортсмен
- из немецкого: шт,шп – в начале слова, - ман, - бург в конце слова
Работа со словарем. Найти в словаре заимствованные слова, определить по возможности, из какого языка они пришли.
Штаб, пиджак, джин, Оренбург, штраф и т.д.
- Слово учителя: Иногда писатели используют в художественной литературе иноязычные слова для создания местного колорита или чтобы произвести юмористическое или сатирическое впечатление.
…И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
(А.С. Пушкин)
- Учитель немецкого языка поясняет:
Was ist das (нем.) - Что это – так называлась маленькая дверка или форточка в окне или двери.
Вывод: каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен, самобытность языка никогда не страдает от проникновения иноязычных слов, они обогащают язык, немало слов из русского языка вошли в языки других народов.
4. Подведение итога урока.
5. Домашнее задание: Используя материал урока, напишите мини-сочинение на тему: “Иноязычные слова в русском языке”.