Интегрированный урок русского языка и иностранного языка на тему "Заимствованные слова"

Разделы: Русский язык, Иностранные языки


Цели урока:

  • познакомить учащихся с путями проникновения слов из одного языка в другой;
  • продолжить формирование навыка правильного использования заимствованных слов в речи;
  • продолжить формирование умения пользоваться словарями (этимологическим, толковым и иностранных слов)

Оборудование:

  • словари;
  • раздаточный материал

“…создатель и властелин языка – народ, общество: что принято ими, то безусловно хорошо…Ненужное слово никогда не удержится в языке, сколько ни старайтесь ввести его в употребление. (В. Белинский)

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (о теме и целях урока), чтение эпиграфа урока, написанного на доске.

2. Задание. Прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми.

Ученик читает текст “Спорт во Франции”

- Беседа по вопросам:

– О чем данный текст?

- Почему вы так решили?

Учитель читает текст на немецком языке “Спорт в Германии”

– О чем данный текст?

- Почему вы так решили?

Ученик читает текст на английском языке “Спорт в Англии”

– О чем данный текст?

- Почему вы так решили?

Ученики высказывают свое мнение (некоторые слова также произносятся и в русском языке)

Учитель делает вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.

- Как они к нам попали?

Ученики делают сообщения о путях проникновения иностранных слов в русский язык. (Используется материал книги В.В. Колесова “История русского языка в рассказах”

Учитель рассказывает об этимологии, знакомит с этимологическим словарем.

- Работа со словарями.

Найдите в словаре заимствованные слова

- Ученики делают сообщения об истории слов “Сколько русских слов и какие из них русские”.

- Ученики читают отрывки из произведений А.С. Грибоедова “Горе от ума”, А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

 …Здесь нынче тон каков
На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
(А.С. Грибоедов)

…Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный стог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.
(А.С. Пушкин)

- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. (И.С. Тургенев)

- Нужны ли нам заимствованные слова?

- Ученики высказывают свое мнение. (Элементы дискуссии)

Вывод: интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты, важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов.

3. Задание. Составьте предложения с иноязычными словами: аромат, пьеса, комфорт.

- Что происходит с заимствованными словами в русском языке?

- Учитель иностранного языка на примерах показывает, как осваиваются заимствованные слова:

  • Jazz - джаз
  • Cowboy - ковбой
  • Cakes - кекс
  • Die Schrift - шрифт
  • Die Klasse - класс
  • Drama - драма
  • Crème - крем

Вывод: слово осваивается графически, фонетически, грамматически, лексически.

По некоторым элементам можно определить, откуда к нам пришло слово, приводит примеры:

  • из английского: дж - джаз, инг - митинг, мен – спортсмен
  • из немецкого: шт,шп – в начале слова, - ман, - бург в конце слова

Работа со словарем. Найти в словаре заимствованные слова, определить по возможности, из какого языка они пришли.

Штаб, пиджак, джин, Оренбург, штраф и т.д.

- Слово учителя: Иногда писатели используют в художественной литературе иноязычные слова для создания местного колорита или чтобы произвести юмористическое или сатирическое впечатление.

…И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
(А.С. Пушкин)

- Учитель немецкого языка поясняет:

Was ist das (нем.) - Что это – так называлась маленькая дверка или форточка в окне или двери.

Вывод: каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен, самобытность языка никогда не страдает от проникновения иноязычных слов, они обогащают язык, немало слов из русского языка вошли в языки других народов.

4. Подведение итога урока.

5. Домашнее задание: Используя материал урока, напишите мини-сочинение на тему: “Иноязычные слова в русском языке”.