Цели урока:
образовательные:
- повторить морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного, основные правила правописания прилагательных;
- продолжить знакомство со сказками из сборника “Сказки по телефону” и их автором;
- учить внимательному отношению к слову;
- учить правильно и полно отвечать на вопросы;
- учить выразительному чтению текста по ролям;
развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;
- развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
- чувство сострадания к героям произведения;
воспитательные:
- воспитывать любовь к литературе;
- воспитывать грамотного читателя;
- воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.
Оборудование:
- презентация
- карточки для работы в группах (приложение 2)
- рисунки учащихся к сказкам Д.Родари
- иллюстрации художников к сказкам Д.Родари
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- звучит песня “Мы начинаем КВН...” (слайд 1)
Учитель 1: Звучание всем известной музыкальной заставки настраивает всех нас на необычный урок – урок-КВН, в котором могут проявить находчивость и показать свои знания учащиеся сразу двух пятых классов, объединившиеся в три команды.
Учитель 2: Вторая важная особенность нашего урока (слайд 2) – нам предстоит в такой необычной форме повторить изученное по теме “Имя прилагательное” на основе “Сказок по телефону” Д.Родари, а также глубже познакомиться с самими сказками и их автором. И потому наш урок ведут сразу два учителя русского языка и литературы.
Учитель 1: А оценивать ваши знания и определять лучшую команду будет уважаемое жюри в составе: Романовой Е.П., заместителя директора по ВР, Кузнецовой Е.В., Пшеничных И.П., учителей начальных классов нашей школы. Поприветствуем жюри.
Сейчас состоится I этап нашей игры – представление команд (капитана, названия команд, девиза). (слайд 3). Оценит выступления команд жюри и внесет полученные баллы в оценочные листы.
Учитель 2: Продолжит наш конкурс II этап – разминка (слайд 4), в которой вы должны будете показать знания и по прилагательным, и по произведению Джанни Родари “Сказки по телефону”. (По 3 вопроса каждой команде из области русского языка и литературы)
Учитель 1: Вопросы по имени прилагательному | Учитель 2: Вопросы по “Сказкам по телефону” Дж. Родари. |
1) Что такое имя прилагательное? | 1) Почему сборник называется “Сказки по телефону”? |
2) С какой частью речи связано имя прилагательное? | 2) Какой штраф назначают провинившимся в Стране без углов? |
3) Как изменяются имена прилагательные? | 3) Где есть невешалка и непушка и чем они отличаются от вешалки и пушки? |
4) От чего зависит окончание прилагательного? | 4) Почему трое братишек смогли съесть целую дорогу? |
5) Как определить род имени прилагательного? | 5) Много или мало заплатил парикмахер за Стокгольм? |
6) Какими членами предложения могут быть прилагательные? | 6) Почему библиотечная мышь ела кошек? |
7) Какова особенность написания окончаний прилагательных после шипящих? | 7) На какие вопросы никто не может ответить? |
8) Как изменяются краткие прилагательные? | 8) Что произошло, когда в войну вступили колокола? |
9) В чем особенность написания кратких прилагательных с основой на шипящую? | 9) Чем отличается молодой рак от сородичей? |
Учитель 1: III этап - Это интересно (интересные факты из жизни Родари). (слайд 5).
- Всем командам удалось продемонстрировать знание сказок, а вот что интересного об авторе мы можем узнать из рассказов представителей команд.
Учитель 2: Интересные сведения рассказали нам представители всех команд. А знаете ли вы, что в 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы – медали Х.К.Андерсена. Получая награду, писатель сказал: “Думаю, что сказки – старые и современные – помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его...”
Учитель 1: Театральная пауза – Домашнее задание – выступление команды “Сказочники” - инсценирование сказки “Страна без углов”. (слайд 6).
Учитель 2: IV этап – Творческое задание. (Какая команда внимательнее читала сказку?)
– На разминке все команды показали хорошее знание теории, теперь можно приступить и к практике.
1. Работа с карточкой №1. (слайд 7).
На столах у вас желтые карточки с заданием:
В фрагменте сказки пропущены прилагательные, постарайтесь усилиями своих команд восстановить авторский текст. Высший балл получит та команда, у которой представленный вариант наиболее точно совпадёт с авторским. (Отвечает та команда, которая быстрее выполнит задание) – сопоставление с авторским текстом.
Карточка № 1
Джованнино Бездельник был ...................... путешественником. Путешествовал он, путешествовал и сам не заметил, как забрел в ........................... страну. Дома в этой стране все до единого были с ....................... углами, а края крыш плавно загибались кверху, а не торчали вперед, как в других странах. Вдоль улицы бежала ....................... изгородь из роз, и Джованнино, конечно, сразу захотелось вдеть одну из них в петлицу своей курточки. Нечего и говорить, что, срывая розу, он смотрел в оба, чтобы не уколоться о шипы. Протянул он руку, а шипы-то ни капельки не колются. А не колются потому, что ни у одного из них нет .................. кончика, и все они как будто ..................., только щекочут.
Проверка – (слайд 8).
Учитель 1:
2. Роль прилагательных в тексте.
- А теперь на минутку заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни, в том числе и слово “прилагательное”. Уже в самом имени содержится намёк... Какой? –
Заглянем на этимологическую страничку: (слайд 9)
Прилагательное (лат.) – “нечто прибавленное”, “приложенное”
Прилаг. (греч.) – “эпитет”.
Учитель 2: - А в русском языке любое прилагательное является эпитетом? (нет) Вспомним, что такое эпитет – (Слайд 9)
Назовите эпитеты среди прилагательных из текста карточки №1. (заядлым, удивительная, живая). Докажите.
- Подведение первых итогов (слово жюри).
Учитель 1: V этап – Правописание окончаний прилагательных.
- Важно не только уметь использовать прилагательные для точности, образности и яркости речи, но и грамотно писать их. Следующее задание проверит ваше умение правильно писать окончания имён прилагательных.
(работа с карточкой №2(зеленая) – выполняется в тетради): (слайд 10).
Один мой друг, космонавт, побывал на планете Х-213 и привез оттуда на память меню одного местн... ресторана. Я вам его перепишу слово в слово.
Закуска
Речная галька в пробочн... соусе.
Гренки из промокательн... бумаги.
Бефстроганов из угля.
Первые блюда
Бульон из роз.
Сушеная гвоздика в чернильн... соусе.
Запеченные ножки маленьк... столика.
Лапша из розов... мрамора в масле из протертых лампочек.
Свинцов... клецки.
Проверка – по одной карточке сдать жюри. (слайд 11)
В это время на слайде выходит правильный ответ, который ребята могут сверить со своими записями. Жюри может оценить ответы и объяснения ребят.
Учитель 2: Продолжит наш конкурс очередная театральная пауза – домашнее задание команды “Читатели” - инсценирование сказки “Мартышки-путешественницы”. (слайд 12).
VI этап – Конкурс рисунков “Угадай сказку”. (слайд 13).
– Еще одну интересную сказку представили нам ребята из команды “Читатели”.
У Джанни Родари много сказок, по которым были сняты фильмы, мультфильмы, многие художники создавали иллюстрации к сказкам. Давайте посмотрим, как проиллюстрировали сказки художники из нашего класса. И заодно выполним задание: нужно правильно назвать сказку, к которой нарисована иллюстрация.
Выходят художники и показывают свои рисунки. Угадавший первым приносит команде балл.
Учитель 1: VII этап – Синтаксисград. (слайд 14).
Работа с карточкой №3 (белая).
Задание: Подчеркните прилагательные как члены предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных.
– Ночью, – заявила одна Старая Пословица, – все кошки серы!
– А я черная! – возразила черная кошка, которая как раз в этот момент перебегала дорогу.
– Не может быть! – рассердилась Старая Пословица. – Старые Пословицы никогда не ошибаются!
– А я все равно черная! – ответила кошка.
Проверка – (слайд 15) (ответ аргументирует команда, первая сдавшая листок жюри)
Учитель 2: И снова нас ждет Театральная пауза – сейчас наступил ответственный момент для команды “Мечтатели”.(слайд 16). Домашнее задание – инсценирование фрагмента сказки “Тонино-невидимка”.
VIII этап – Чтение сказки “Один и семь”, пока жюри подводит итоги. Читают оба учителя по ролям. (слайд 17).
ОДИН И СЕМЕРО.
Учитель 1: Я знал одного мальчика... Но это был не один мальчик, а семеро.
Учитель 2: Как это может быть?
Учитель 1: Сейчас расскажу. Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым.
Учитель 2: Нет, нет, жил он в Париже, звали его Жан, и отец его работал на автомобильном заводе.
Учитель 1: Да нет же, жил он в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.
Учитель 2: Что вы, что вы... Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.
Учитель 1: А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, у отца его была бензоколонка.
Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих.
Учитель 2: Одного звали Чу, жил он в Шанхае, и отец его был рыбаком. И наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.
Учитель 1: Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло - мальчиков семеро, но все равно это один и тот же мальчик.
Ну и что же, что у Пабло темные волосы, а у Жана светлые. Неважно, что у Юры белая кожа, а у Чу - желтая. Разве это так важно, что Пабло, когда приходил в кино, слышал там испанскую речь, а для Джимми экран разговаривал по-английски. Смеялись же они все на одном языке.
Учитель 2: Потому что это был один и тот же мальчик: ему было восемь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль.
Учитель 1: Теперь все семь мальчиков выросли. Они никогда не станут воевать друг с другом, потому что все семь мальчиков - это один и тот же мальчик.
Учитель 2: - Какая фраза передает главную мысль? (Они никогда не станут воевать друг с другом, потому что все семь мальчиков - это один и тот же мальчик).
– Эта сказка отражает одну из самых заветных мыслей Д.Родари. Как вы думаете, какую? (ответы ребят).
- Да, действительно, Д.Родари мечтал о мире во всем мире. А что мы можем сделать, чтобы его мечта сбылась? (Понимать других людей, уважать их мнение, быть добрыми к окружающим).
Подведение итогов жюри (слово председателю).
Рефлексия.
Учитель 1: Помните, у Д.Родари есть сказка “Солнце и туча”. Если урок вам понравился и прошел с пользой для вас, то нарисуйте командой солнце, а если нет – тучку. (слайд 18).
Домашнее задание.
Учитель 2: Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаем вам в качестве домашнего задания сочинить собственную короткую сказку, используя полные и краткие прилагательные. (слайд 19).