Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Разделы: Русский язык, Литература


Вид: урок-практикум.

Тип: урок формирования умений и навыков.

Тема урока: В жизни всегда есть место подвигу.

Цель: в итоге учащиеся должны высказываться свободно, аргументировать свою точку зрения, уметь сравнивать, делать выводы, объяснять значение слова, выделять главное.

Задачи: Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.

Обучающая: создать условия для развития умений анализировать текст; через лингвостилистический анализ попытаться раскрыть тему.

Развивающая: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять главное, развивать умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание.

Оборудование: тексты для анализа (отрывок из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” – легенда о Данко, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

1) Оргмомент.

2) Беседа.

– Прочитайте название темы. Кто сказал эти слова? (старуха Изергиль)

– Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок – словарь Ожегова)

– Сделайте морфемный разбор слова подвиг.

– Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души)

II. Операционно-содержательный этап.

1) Работа с текстом.

  1. Чтение вслух (от слов: “…Что сделаю я для людей?!...” до слов: “…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…”
  2. Анализ текста.

– Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему.

  1. Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко). Какова грамматическая связь предложений? (цепная). Докажите.
  2. Определите стиль, обоснуйте свое мнение (художественный: образность – образы людей, Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование изобразительно-выразительных средств языка).
  3. Тип речи? (повествование с элементами описания)

2) Работа в группах.

  1. Проанализируем текст с точки зрения лексики (1 группа).
  2. – Что изучает лексика?

    – Найдите в тексте контекстные синонимы, антонимы. Для чего использует их автор в тексте? (синонимы: солнце – факел любви к людям, свет, горящее сердце)

    – Почему похожи эти образы? Что такое факел? Горящее сердце? (горит, как факел, освещая путь людям. Стремление к свободе, свету)

    – Какие образы противопоставляются? (антонимы: солнце – тьма, гнилой зев болота, гроза – солнце, степь, золотая река). Добро в жизни всегда рядом со злом.

  3. Средства художественной выразительности (2 группа)
  4. – Найти в тексте тропы, фигуры речи ( эпитеты: горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце, метафоры: сердце пылало, факел любви к людям, тьма разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя; олицетворения: лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь.

    – Почему лес “ замолчал”? (нет слов, когда видишь такое самопожертвование).

    – Почему лес “удивленно качал вершинами”? Чему удивился?

    Сравнения: как солнце (сердце), золотом сверкала роса, как кровь; антитеза: темный лес – солнечный свет; анафора: “ …кинул взор… кинул он радостный взор…”

    – Почему “радостный” взор? Риторический вопрос: “Что сделаю я для людей?!”

    – Что сделал для людей Данко?

  5. Анализ текста с морфологической точки зрения (3 группа).

– Выписать глаголы из текста, показать, что они передают. (движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу).

– Выписать причастия.

3) Фронтальная работа

  1. Обратим внимание на фонетические средства выразительности .
  2. – Как называется повтор согласных звуков? (аллитерация: р, л, щ, с, з, в – громкие звуки, похожие на раскат грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)

    – Как называется повтор гласных звуков? (ассонанс: открытые звуки)

  3. Всмотримся в синтаксические особенности текста.

– Какие предложения использует Горький для описания подвига Данко? Для какого стиля характерны такие предложения? (простые осложненные, восклицательные, вопросительные)

4) Групповая работа

Задание для 1 группы:

– Записать слова в транскрипции: ярко, солнце, сердце, сзади, вперед.

Задание для 2 группы:

– Определить способ словообразования: зев, ширь, разорванной, высоко, промытого.

Задание для 3 группы:

– Определить тип связи слов в словосочетаниях: промытого дождем, бросился вперед, пылало ярко, горящее сердце, высоко держа, разорванной груди, полные надежд, боясь чего-то. (Задания написаны на карточках)

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Выводы

– Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование?

– Какому герою из рассказа “Старуха Изергиль” он противопоставлен? (Ларре)

– Почему в жизни всегда есть место подвигу?

2) Домашнее задание

Написать сочинение-эссе на тему: “Что я сделаю для людей” или “В жизни всегда есть место подвигу” (на выбор)

3) Оценивание учащихся, подведение итогов.