Цель: Познакомить учащихся со сказкой А. Поповой «Коряга», особенностями ее композиции.
Задачи дидактические: Обучать учащихся умению анализировать текст, выделять его части, определять тему и идею; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка; навыки выразительной устной речи, умение логически рассуждать.
Задачи воспитательные: Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, доброжелательности на примере содержания сказки.
Материалы и оборудование: Распечатанный текст сказки, иллюстрации, карточки, природный материал, звукозапись.
Ход урока
I.
1. Вступительное слово учителя (на фоне записи «Звуки леса»).
[Давайте окунемся в звуки леса, воды, перенесемся в этот лес, на берег реки, на котором виднеются бревна. Перечитаем знакомую нам сказку и попробуем проанализировать ее содержание].
2. Чтение сказки «Коряга». (Приложение 1)
II.
1. Можно ли назвать текстом то, что мы прочитали?
2. Каковы признаки текста?
[– есть заглавие;
– можно определить тему;
– можно определить идею;
– предложения связаны по смыслу;
– предложения следуют в определенной последовательности;
– наличие изобразительных средств].
3. Давайте убедимся в этом. Прежде всего обратите внимание, что весь текст разбит на абзацы. В каждом из них можно найти изобразительные средства, именно через тропы мы видим и слышим присутствие автора. Рассмотрим подробно абзацы, остановимся на их анализе.
[Метафора – (повторяем определение на доске с помощью карточек)].
(При повторении тропов используется игровой момент «Найди пару». На доске в свободном порядке расположены на отдельных листах название тропа и его определение. По мере нахождения изобразительных средств учащиеся соединяют попарно термин и его толкование).
III.
1. – Какие появляются герои? (Бревна)
– Что о них говорит автор? (Свалены в удивительном беспорядке)
– Какой троп использован? (Метафора)
С помощью метафоры автор сообщает нам, чем любили заниматься Бревна.
– Что он об этом говорит? (Учащиеся формулируют свои ответы и подтверждают их текстом).
2. [Эпитет – (повтор определения)].
– Какой новый герой появляется? (Коряга)
– Какая она? Найдите эпитеты. О чем говорит нам автор с помощью эпитетов?
– А что можно сказать о корягах природных?
[Подбор эпитетов к природному материалу, выставленному в классе]
– Какой признак сказки мы видим в этом абзаце? (Конфликт – столкновение добра и зла)
[Коряга хотела поиграть, а Бревна восприняли это как обиду. Ее не приняли].
– Что решают сделать бревна? (Подровнять задоринки)
[Задоринки, что это? Шероховатости по «Толковому словарю»].
– А сами они какие? Неужели «без сучка, без задоринки»?
3. – Корягу прогнали, ей плохо, а бревна веселятся.
[Кульминация – (повтор определения)].
– Ваше отношение к героям?
– Проявляется ли отношение автора?
4. – Какой новый герой появляется? (Дровосек).
– Что происходит с Бревнами? (Сначала перепугались, а затем начали помогать)
– Взгляд со стороны на Корягу. (Дровосек замечает ее, взгляд случайно упал. Коряга оказалась полезной)
5. – Автор ведет нас дальше и вводит новое художественное средство.
[Сравнение – (повтор определения)].
– Что смогла сделать Коряга? (Сучья, словно пальцы, охватили бревна и скрепили плот, даже флажок был привязан к ней).
– А без Коряги был бы плот? (Нет, Бревна остались бы бревнами).
6. – И что в заключении? (Плот отправился в путешествие).
IV.
Рассуждая, мы доказали, что это текст, подтвердились все признаки. Осталось определить тему и идею.
[Тема, идея – (повтор определения].
– Сформулировать тему.
– Идею попробуем найти в тексте (5, 6 абзац).
V.
[Аллегория – (повтор определения)].
Сказка эта – аллегория, иносказание. (Найти признаки сказки).
– А в жизни вам встречались Коряги и Брёвна? (Приводя примеры, дети очень интересно рассуждают).
VI. Вывод.
[Только вместе, только в связке можно быть коллективом, быть сильным, можно чего-то добиться. Коллектив вашего класса наполовину обновился. Вам предстоит вместе быть еще не один год. Каждый из вас может оказаться на месте Коряги. У каждого есть свои задоринки. И прежде, чем нападать, осуждать – начните с себя.]
VII. Заключение.
Итак, на уроке мы работали с текстом сказки. Читали, анализировали. Можно сделать вывод, что чтение – это труд, труд ума, мысли, души с помощью автора. Когда ты трудишься, то получаешь удовольствие. И если к литературному произведению относишься с уважением, внимательно, вдумчиво – результат не заставит себя долго ждать. Вы узнаете не только новые произведения, но и значительно пополните свой словарный запас. Чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь. Все в ваших руках.
– А теперь догадайтесь, о каком слове идёт речь?
– Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
– Отметки за урок.
VIII. Домашнее задание:
Мини-сочинение «Над чем заставила задуматься сказка?».