Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе "Встреча с Тютчевым"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа

Класс: 6

Ключевые слова: Ф.И.Тютчев


Цели:

личностные:

  • пробудить интерес к личности и творчеству Ф.Тютчева;
  • помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэзии Ф.Тютчева;

предметные:

  • повторить изученное в 5 классе пунктуационное правило: «запятая при однородных членах предложения»;

метапредметные:

  • закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Техническое обоснование урока: портрет поэта; раздаточный материал, аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание эмоционального настроя

II. Постановка целей и задач урока

Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок - продолжение старой и доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.

Мини-спектакль

Действующие лица:

  • автор - Ф.И.Тютчев;
  • Мария - дочь поэта.

Автор. 22 августа 1857 года… Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый, родной, скромный Овструг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг - поля, поля, золотые и коричневые. А над ними - огромное, неоглядно бездонное голубое небо. И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница - дочь Мария - чуть улыбается, она ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. - Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Отец передал Марии листок бумажки и сказал:

- Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого лёгкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Фёдора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи? Наша задача - ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?

Запись даты, темы урока, имени поэта.

III. Повторение пройденного и изучение нового материала

1. Знакомство со страницами биографии

23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Орловской губернии в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.

Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

О предках Тютчева известно с незапамятных времён. По отцовской линии его предком был Захарий Тютыпов - сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии его предков - граф Пётр Алексеевич Толстой - сподвижник Петра I.

2. Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья»

Учитель. Ф.И.Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению.

Выразительное чтение стихотворения.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Беседа по вопросам:

  1. Сколько строф в стихотворении?
  2. Каков его центральный образ?
  3. Сколько времён года пролетает перед нами и какие?
  4. Как меняется настроение?
  5. Какие образные средства использует поэт?
  6. Предложите варианты названия стихотворения.

Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья».

Задание: спишите, вставив пропущенные запятые; обоснуйте своё мнение.

Работа с именами прилагательными.

  1. Что обозначают имена прилагательные?
  2. Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.
  3. Какова их синтаксическая роль?
  4. Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные.
  5. Объясните правописание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.
  6. В чём особенность прилагательного «не свежа»?
  7. Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.
  8. Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.
  9. Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.

3. Знакомство со страницами биографии Ф.И.Тютчева

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих.

В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…Более всего я люблю Россию и поэзию».

13 июня 1873 г. за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости?» Ранним утром в воскресенье 15 июля Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве.

4. Работа с высказыванием А.Фета о Ф.Тютчеве

Выразительное чтение высказывания.

Два года тому назад, в тих.., осен.. ноч.., стоял в тёмн.. переходе Колизея и смотрел на звёздн.. небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды вступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Ф. Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы - одним словом, поэзии!.. (А.Фет.)

Беседа по вопросам:

  1. С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
  2. Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

Лингвистический эксперимент.

Прочитайте текст, исключив имена прилагательные.

Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.

Орфографическая работа.

  1. Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончании имён прилагательных».
  2. Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звёздное»?
  3. Дайте полное определение имени прилагательного.

IV. Подведение итогов урока

- А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: какие два слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева?

Запись высказывания «Больше всего я люблю Россию и поэзию».

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления».