Цели:
личностные:
- пробудить интерес к личности и творчеству Ф.Тютчева;
- помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэзии Ф.Тютчева;
предметные:
- повторить изученное в 5 классе пунктуационное правило: «запятая при однородных членах предложения»;
метапредметные:
- закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
Техническое обоснование урока: портрет поэта; раздаточный материал, аудиозапись «Времена года» П.И.Чайковского.
Ход урока
I. Организационный момент
Создание эмоционального настроя
II. Постановка целей и задач урока
Вступительное слово учителя. Сегодняшний урок - продолжение старой и доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.
Мини-спектакль
Действующие лица:
- автор - Ф.И.Тютчев;
- Мария - дочь поэта.
Автор. 22 августа 1857 года… Лето уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни… Милый, родной, скромный Овструг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг - поля, поля, золотые и коричневые. А над ними - огромное, неоглядно бездонное голубое небо. И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница - дочь Мария - чуть улыбается, она ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. - Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Отец передал Марии листок бумажки и сказал:
- Вот ещё запиши, сейчас пришло в голову:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого лёгкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Фёдора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи? Наша задача - ответить на вопрос: какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?
Запись даты, темы урока, имени поэта.
III. Повторение пройденного и изучение нового материала
1. Знакомство со страницами биографии
23 ноября (5 декабря) 1803 г. в родовом имении отца Орловской губернии в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.
Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.
О предках Тютчева известно с незапамятных времён. По отцовской линии его предком был Захарий Тютыпов - сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии его предков - граф Пётр Алексеевич Толстой - сподвижник Петра I.
2. Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья»
Учитель. Ф.И.Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению.
Выразительное чтение стихотворения.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Беседа по вопросам:
- Сколько строф в стихотворении?
- Каков его центральный образ?
- Сколько времён года пролетает перед нами и какие?
- Как меняется настроение?
- Какие образные средства использует поэт?
- Предложите варианты названия стихотворения.
Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья».
Задание: спишите, вставив пропущенные запятые; обоснуйте своё мнение.
Работа с именами прилагательными.
- Что обозначают имена прилагательные?
- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе.
- Какова их синтаксическая роль?
- Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные.
- Объясните правописание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.
- В чём особенность прилагательного «не свежа»?
- Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.
- Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.
- Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.
3. Знакомство со страницами биографии Ф.И.Тютчева
Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих.
В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 г. поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова, считал, что власть должна служить России, людям. Поэт признавался: «…Более всего я люблю Россию и поэзию».
13 июня 1873 г. за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости?» Ранним утром в воскресенье 15 июля Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве.
4. Работа с высказыванием А.Фета о Ф.Тютчеве
Выразительное чтение высказывания.
Два года тому назад, в тих.., осен.. ноч.., стоял в тёмн.. переходе Колизея и смотрел на звёздн.. небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды вступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Ф. Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы - одним словом, поэзии!.. (А.Фет.)
Беседа по вопросам:
- С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
- Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?
Лингвистический эксперимент.
Прочитайте текст, исключив имена прилагательные.
Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.
Орфографическая работа.
- Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончании имён прилагательных».
- Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звёздное»?
- Дайте полное определение имени прилагательного.
IV. Подведение итогов урока
- А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: какие два слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева?
Запись высказывания «Больше всего я люблю Россию и поэзию».
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления».