Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Однородные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Цель занятия: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

Задачи занятия:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся со своеобразием платоновского рассказа;
  2. учить обобщать прочитанное, услышанное;
  3. систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения.

Воспитательные:

  1. формировать навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки;
  2. формировать коммуникативные качества, культуру общения.

Развивающие:

  1. развивать умения синтеза, анализа, сравнения;
  2. развивать устную и письменную речь школьников.

Форма занятия: интегрированный урок.

Тип занятия: повторение, обобщение изученного материала.

Оборудование: выставка книг А. П. Платонова, портрет писателя, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, портрет композитора Ф. Шуберта, иллюстрация памятника А. С. Пушкину в Москве, запись музыки Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога»).

Литература: текст произведения А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

Подготовка к занятию: учащиеся должны прочитать произведения Платонова: «Июльская гроза», «Сухой хлеб», «Никита», «Разноцветная бабочка», «Неизвестный цветок», «Третий сын», «На заре туманной юности», «Фро», «В прекрасном и яростном мире» и др.

Конспект урока.

В качестве музыкального эпиграфа звучит песня «Шарманщик» из цикла Шуберта «Зимняя дорога».

Второй эпиграф написан на доске: «Открывая истинный смысл жизни, нельзя не радоваться» (А. П. Платонов).

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися:

- Какое настроение передано композитором в этом произведении?

- Какие образы возникают в вашем воображении?

П. – Цель музыки – трогать сердца, - писал И. С. Бах. Вот и вас не оставили равнодушными звуки музыки Ф. Шуберта. Австрийский композитор родился в 1797 году. Он явился создателем около 600 романтических песен – романсов. Шуберт сочинял музыку на стихи Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне… В его коллекции более 9 симфоний. Наиболее известна так называемая «Неоконченная», появившаяся у композитора в 1822 году. Писал Ф. Шуберт миниатюры лирико -психологического содержания. Особое место заняли песенные циклы: «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827). Немало вальсов, фантазий, экспромтов.

- Сегодня на уроке нам необходимо обобщить знания по теме «Обособленные члены предложения», используя материал рассказа А. П. Платонова «Любовь к жизни, или Путешествие воробья», понять основную мысль текста, постичь замысел автора, обращаясь к композиции, системе образов, языку произведения. Прежде чем обратиться к одному из эпизодов рассказа послушайте небольшое сообщение о Платонове.

Сообщение ученика.

– Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году на окраине города Воронежа в семье железнодорожника. Настоящая фамилия его Климентов. Подписывать свои произведения он стал именем отца, старого паровозного машиниста. Учился Платонов в церковно – приходской школе, затем в городском училище. В 15 лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах и журналах. Одновременно писал прозу, критические статьи, очерки. Работал журналистом в Воронеже. Участвовал в гражданской и Великой Отечественной войне. С сентября 1942 года до конца войны находился на фронте. В последние годы жизни Платонов, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. Его перу принадлежат такие произведения, как «Неизвестный цветок», «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Цветок на земле» и др. Платонов всегда хотел, чтобы каждый человек, читая его произведения, мог сказать: «Мы ни одни на свете, есть те, которым мы должны помочь!»

П. – Именно на умении помочь, организовать свою жизнь, быть просто полезным людям, уметь любить свою Родину строятся все произведения писателя. Послушайте, что интересного открыла для себя, как поняла, о чем рассказы и повести Платонова (имя учащегося).

Сообщение ученика.

У. – Андрей Платонович Платонов. Читая его произведения, убеждаешься в том, что писателем он был необыкновенным. Ему никогда не было скучно. Ведь скучно бывает, когда человек еще не умеет по – настоящему видеть людей, какие – то вещи, самого себя. А писатель Платонов умел видеть все по – своему. Он знал, что для этого надо смотреть вокруг не спеша и с любовью. Все живое раскроется под таким взглядом и потянется навстречу человеку. Нужно только быть внимательным, нужно внимать все вокруг. Андрей Платонов и его герои мечтали о жизни в родном и добром к человеку громадном мире. Для этого, считает автор произведений, нужно быть самому добрым и деятельным в отношении к этому миру, отдавать ему себя, а не только брать у него. Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, а трудное и радостное дело. Книги писателя пробуждают и делают острее чувство Родины, будь это вся наша страна, родной дом, город, село, семья. Будь то мать, отец, бабушка, дед, братья и сестры. Сюда включает Андрей Платонов свою первую учительницу. Родина у платоновских героев не там, где можно жить припеваючи, ничего не делая, а там, где человек своим трудом делает жизнь счастливой. Отношение к жизни было серьезным и глубоким. Писательская цель – открыть людям истинный смысл и правду жизни. Сказать по правде, Платонова читать не легко. В его слово надо вчитываться, не спеша, и тогда откроется чудесный мир платоновских произведений.

Знакомство с текстом.

П. – А теперь самое время познакомиться с отрывком из рассказа А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» (читает учитель).

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.

Беседа по тексту. Жанрово – стилистическая природа текста.

П. – Какие чувства пробуждает в вас этот текст?

- В чем созвучие музыки Шуберта и текста Платонова?

- К какому стилю относится текст?

У. - Текст Платонова относится к художественному стилю. С помощью художественный образов автор передает свое восприятие мира, свои чувства, переживания. Языковые средства не просто несут информацию (впечатления от увиденного), но делают это эмоционально, образно, динамично.

П. – Каков тип речи данного отрывка?

У. - Это повествование – сообщение о случае из жизни старика и воробья.

У. – Есть здесь и элемент описания. Это изображение места, времени, обстоятельств, при которых происходят события.

П. – Каков жанр данного текста – повествования? Докажите свое мнение.

У. - Перед нами рассказ.

У. - Рассказ – это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идет об одном, но важном событии в жизни героя.

П. – Нам предстоит обратиться к анализу композиции отрывка, а пока пишем словарный диктант:

Публицистический, эпиграф, описание, композиция, сюжет, художественный, анафора, повествование, цепная, параллельная, рассуждение, экспозиция, научный, идея, описание, инверсия.

  1. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – « тип речи, отвечающий на вопрос ПОЧЕМУ?» (рассуждение)
  2. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «связь предложений в тексте как бы по цепочке» (цепная).
  3. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем» (экспозиция).
  4. Назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого – «повторение слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк» (анафора).

(В словарном диктанте уместна выборочная орфографическая работа).

П. - Очень интересное событие положено в основу рассказа А. П. Платонова. «Старый скрипач – музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь…» (учитель сам отбирает объем сообщаемого материала по тексту рассказа).

Анализ композиции.

П. – Анализируя композицию, хотелось бы знать ее элементы.

У. – Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия, заключение (записывают в тетрадь).

П. – Запишите в тетрадь предложение, которое указывает на экспозицию рассказа Платонова.

У.В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка.

П. – Найдите второстепенные члены предложения. Определите их значение.

У.В глубине зимы – обстоятельство с пространственным значением.

П. – Правильно. Сравните – в середине зимы – значение времени более точное. Авторское сочетание в глубине зимы – семантически более емкое, в нем значение времени и пространства совмещается с качественной характеристикой. Какое же сочетание слов конкретизирует время действия?

У.Близ полуночи.

П. – Да. В словосочетании близ полуночи выражена временная неопределенность, в слове полночь – определенность. Время суток автор называет приблизительно, возникает впечатление неопределенности, какой – то таинственности, загадочности… (однажды, как - то раз, когда – то раньше). Таким образом, можно выстроить семантическое поле, или словесный ряд, состоящий из слов, близких по значению: в глубине зимы – близ полуночи – однажды.

- Как вы понимаете слово поземка? Обратитесь к толковому словарю.

У. – Работают со словарями. «Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер».

П. – Найдите в тексте слова, сочетания слов, которые близки по значению слову поземка.

У.Из середины ветра и снега – вихрь – метель.

П. – Произведите разбор словосочетания снежный вихрь.

П. – Автор не описывает подробно метель, а лишь отдельными словами, сочетаниями слов передает изменения, которые происходят в природе. Здесь же развиваются и все основные события рассказа. Какое предложение соответствует завязке действия?

У.В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей.

П. – Назовите глаголы, которые автор использует для описания действий воробья?

У. – Сел, походил, перелетел…

П. – Укажите кульминационный момент в развитии событий.

У. – Уже метель почти полностью засыпала помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей.

- Какие лексико - грамматические средства усиливают противопоставление смысловых частей сложного предложения?

У. – Усиливает противопоставление использование общеупотребительной лексики: метель, снег. Делается это для того, наверное, чтобы нарисовать картину природы.

У. – Глаголы с различными значениями характера протекания действия (засыпала – шевелился) – конец действия – противостояние.

У. – Грамматические средства. Здесь есть употребление сочинительного союза а, что свойственно художественному стилю. Употребление обстоятельственных слов: еще, внутри, почти..., указывающих на последовательность действия.

П. – Выпишите глаголы, которые помогаю понять развязку происходящих событий.

У. - Выбрался, почистился, проговорил, убежал.

П. – Выпишите изобразительные средства языка, с помощью которых автор создает образ воробья.

У. – Знакомый, седой, тонкими, ничтожными, равнодушный, безбоязненный…

П. – Выпишите предложение, характеризующее поведение старого музыканта, наблюдавшего за воробьем.

У.Старик долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр.

П. –От чьего лица ведется повествование? Докажите.

У. – От лица автора – рассказчика (Старик собирался уходить на покой. Воробей равнодушный к вихрю. Ел долго, наверно полчаса…). Автор как бы видит все, что происходит, сочувствует, переживает, наверное, даже удивляется поведению воробья…

П. – Теперь самое время обратить внимание на синтаксис. Расскажите об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них.

У. – Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.

У. – Однородные члены обычно выражены одной и той же частью речи, но могут быть выражены словами разных частей речи. Например: Мы шли по дороге быстро, с остановками.

У. – В предложении может быть несколько однородных членов.

У. – Повторяющиеся слова однородными членами не являются. Например: За деревней леса, леса, леса.

У. – Сочинительные союзы при однородных членах делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

П. – Найдите в отрывке предложения с однородными членами и объясните постановку знаков препинания.

- Постройте схему второго предложения (один ученик на доске).

Учащиеся находят для характеристики предложения и объясняют постановку знаков препинания при них. Здесь уместно затронуть и другие обособленные члены, что даст возможность повторить ранее изученное.

Творческая работа учащихся.

П. - Сейчас я предлагаю вам написать небольшую творческую работу (можно в группах). Продолжите рассказ по данному началу: «На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину…». Подумайте, что могло произойти, каковы действия старого музыканта, воробья, что в это время происходило в природе. Вы должны представить себя авторами этого произведения, вдумчивыми, обращающими внимание на художественное слово.

После написания работ можно зачитать одну – две и обязательно озвучить авторский текст:

«На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты и чувствовал добро в своем сердце. В тот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…»

П. – Сформулируйте, пожалуйста, основную мысль отрывка из рассказа А. Платонова.

У. - Единение живых существ: старика и воробья.

У. - Человек делает жизнь своим трудом счастливой.

У. - Душевное отношение старика к воробью помогает ему выжить…

П. – Скажите, ребята, а как может закончиться этот рассказ? Впереди ведь еще ползимы, старик в метель и пургу будет находиться дома. А воробей? Как изменится их жизнь с наступлением весны? Принимаются любые высказывания, даже самые невероятные.

Чтение текста Платонова со слов «В весенние вечера скрипач выходил играть к памятнику Пушкину…» и до конца, указывая на элемент заключения в рассказе. В полном объеме произведение может быть прочитано на следующем уроке или на уроке внеклассного чтения.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

  1. Напишите сочинение – миниатюру на одну из тем: «Зимнее путешествие воробья», Постарайтесь, чтобы в работе было не менее 2–3 осложненных предложений.
  2. Сделайте рисунки к рассказу или обложку к книге А. Платонова.

Приложение.