Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо как вид речевой деятельности"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

образовательная: формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера.

развивающая: развитие логического мышления и связной речи учащихся, совершенствование коммуникативных способностей.

воспитательная: формирование понятия о семье и о близких людях как о главном в жизни человека, воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, ответственности за свои поступки.

Оборудование:

  1. Учебник литературы 8-го класса под редакцией Г.И. Беленького.
  2. Иллюстрация к библейской “Притче о блудном сыне”.
  3. Видеозапись рекламного ролика “Позвоните родителям”.

ХОД УРОКА

I. Актуализация.

Учащимся предлагается просмотр рекламного ролика “Позвоните родителям” с последующим обсуждением.

- Почему сегодня возникла такая необходимость – наряду с рекламой различных товаров и услуг сняли такую рекламу?

Возможные варианты ответов: занятость, забывчивость, чёрствость молодого поколения.

- Почему позвонить именно родителям, а не другу, брату?

Возможные варианты ответов:

- Со временем родители “уходят” на задний план.

- Свои проблемы люди зачастую пытаются решить при помощи “нужных” людей, а престарелые родители бывают просто некомпетентны или бессильны. В этом и проявляется наш эгоизм. А потом бывает поздно, как это случилось с Настей…

Цель: “вхождение в тему”.

II. Формирование новых понятий.

1. Слово учителя:

- Сегодня мы вспомним прочитанный недавно на уроке литературы рассказ К. Паустовского “Телеграмма”.

- Почему на уроке обучения письму мы вспомним рассказ именно под таким названием – “Телеграмма”?

Возможные варианты ответов:

- В рассказе есть несколько важных эпизодов, связанных с письмом.

- Старушку не спасла телеграмма, отправленная ей соседом от лица её дочери Насти – гораздо лучше было бы, если бы она получила именно письмо от дочери.

Цель: воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, потребности анализировать свои поступки.

2. Проблемный анализ. Работа с текстом рассказа “Телеграмма”.

“Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои интересы, своё счастье. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни

Писем от Насти тоже не было, но раз в два – три месяца молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей…”

К какой мысли подводит автор читателя после прочтения этих строк?

Возможные варианты ответов:

- дочь была занята;

- дочь была бессердечна;

- письмо для старушки было бы гораздо дороже двухсот рублей (немалые по тем временам деньги – больше пенсии!), которыми старалась “откупиться” Настя.

ВЫВОД: Мы вновь пришли к выводу о незаменимости письма, особенно когда речь идёт о родных и близких людях.

Цель: развитие навыка выборочного анализа текста, развитие логического мышления и связной речи учащихся.

3. Самостоятельная работа.

Вы принесли с собой заготовленные заранее небольшие личные письма, адресованные своим одноклассникам. Проведём небольшой эксперимент, в результате которого сделаем важные для себя выводы.

Заполнение таблицы: каждая строка второй половины открывается только после проверки и обсуждения.

1 – С чего начинается личное письмо?

2 - Что идёт после приветствия?

3 – Что в основной части письма?

4 – Есть ли какой-нибудь текст после основной части вашего письма?

5 - Чем заканчивается ваше письмо?

Так у меня Так должно быть
1 1 – (дата), приветствие и обращение
2 2 – вопросы о здоровье, жизни адресата
3 3 – изложение информации
4 4 – выражение уважения, почтения, преданности, любви; прощание
5 5 – подпись, (дата).

Примечание: дата может быть поставлена или в начале письма, или в его конце.

ВЫВОД: в результате многочисленных совпадений можно сделать вывод о традиционной композиции личного письма (СМ. Так должно быть).

Цель: ознакомление с композицией личного письма, формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера.

4. Творческое задание: сформулируйте несколько основных правил и советов по написанию личного письма:

Возможные варианты ответов:

  1. Пиши ясно и просто.
  2. Учитывай, кому ты пишешь, выбери для письма верный тон.
  3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, ярости.
  4. Не стесняйся выражать чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Цель: развитие логического мышления и связной речи учащихся

III. Закрепление и обобщение.

1. Проблемный анализ.

Задание: рассмотреть иллюстрацию и вспомнить содержание библейской Притчи о блудном сыне. Как она связана с материалом нашего урока?

Возможные варианты ответов:

- судя по поведению Насти, можно по аналогии назвать её блудной дочерью;

- реакция отца похожа на реакцию Катерины Петровны: они оба любят своих детей и готовы прощать все грехи.

ВЫВОД: нужно быть внимательнее к своим близким, и, если ты находишься от них далеко, не стоит огорчать их своим молчанием. Существует замечательное средство общения – ПИСЬМО. Письмо не ограничивает нас во времени, как телефон, письмо можно читать и перечитывать, как это делали наши бабушки, получая весточку с фронта…

Цель: развитие связной речи, совершенствование коммуникативных способностей учащихся.

Домашнее задание (по выбору): используя данные таблицы, составленной в классе:

1 вариант – написать письмо Катерине Петровне от имени Насти;

2 вариант – написать письмо Катерине Петровне от своего имени;

3 вариант – написать письмо от имени блудного сына его отцу;

4 вариант – придумать свой рекламный ролик на тему “Не забывай своих родных”.

IV. Итоги.