Цели урока:
образовательная: формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера.
развивающая: развитие логического мышления и связной речи учащихся, совершенствование коммуникативных способностей.
воспитательная: формирование понятия о семье и о близких людях как о главном в жизни человека, воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, ответственности за свои поступки.
Оборудование:
- Учебник литературы 8-го класса под редакцией Г.И. Беленького.
- Иллюстрация к библейской “Притче о блудном сыне”.
- Видеозапись рекламного ролика “Позвоните родителям”.
ХОД УРОКА
I. Актуализация.
Учащимся предлагается просмотр рекламного ролика “Позвоните родителям” с последующим обсуждением.
- Почему сегодня возникла такая необходимость – наряду с рекламой различных товаров и услуг сняли такую рекламу?
Возможные варианты ответов: занятость, забывчивость, чёрствость молодого поколения.
- Почему позвонить именно родителям, а не другу, брату?
Возможные варианты ответов:
- Со временем родители “уходят” на задний план.
- Свои проблемы люди зачастую пытаются решить при помощи “нужных” людей, а престарелые родители бывают просто некомпетентны или бессильны. В этом и проявляется наш эгоизм. А потом бывает поздно, как это случилось с Настей…
Цель: “вхождение в тему”.
II. Формирование новых понятий.
1. Слово учителя:
- Сегодня мы вспомним прочитанный недавно на уроке литературы рассказ К. Паустовского “Телеграмма”.
- Почему на уроке обучения письму мы вспомним рассказ именно под таким названием – “Телеграмма”?
Возможные варианты ответов:
- В рассказе есть несколько важных эпизодов, связанных с письмом.
- Старушку не спасла телеграмма, отправленная ей соседом от лица её дочери Насти – гораздо лучше было бы, если бы она получила именно письмо от дочери.
Цель: воспитание гуманизма, потребности в самоконтроле, потребности анализировать свои поступки.
2. Проблемный анализ. Работа с текстом рассказа “Телеграмма”.
“Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои интересы, своё счастье. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни…
Писем от Насти тоже не было, но раз в два – три месяца молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей…”
К какой мысли подводит автор читателя после прочтения этих строк?
Возможные варианты ответов:
- дочь была занята;
- дочь была бессердечна;
- письмо для старушки было бы гораздо дороже двухсот рублей (немалые по тем временам деньги – больше пенсии!), которыми старалась “откупиться” Настя.
ВЫВОД: Мы вновь пришли к выводу о незаменимости письма, особенно когда речь идёт о родных и близких людях.
Цель: развитие навыка выборочного анализа текста, развитие логического мышления и связной речи учащихся.
3. Самостоятельная работа.
Вы принесли с собой заготовленные заранее небольшие личные письма, адресованные своим одноклассникам. Проведём небольшой эксперимент, в результате которого сделаем важные для себя выводы.
Заполнение таблицы: каждая строка второй половины открывается только после проверки и обсуждения.
1 – С чего начинается личное письмо?
2 - Что идёт после приветствия?
3 – Что в основной части письма?
4 – Есть ли какой-нибудь текст после основной части вашего письма?
5 - Чем заканчивается ваше письмо?
Так у меня | Так должно быть |
1 | 1 – (дата), приветствие и обращение |
2 | 2 – вопросы о здоровье, жизни адресата |
3 | 3 – изложение информации |
4 | 4 – выражение уважения, почтения, преданности, любви; прощание |
5 | 5 – подпись, (дата). |
Примечание: дата может быть поставлена или в начале письма, или в его конце.
ВЫВОД: в результате многочисленных совпадений можно сделать вывод о традиционной композиции личного письма (СМ. Так должно быть).
Цель: ознакомление с композицией личного письма, формирование понятия о письме как о виде речевой деятельности, об особенностях построения письменного текста, ознакомление с правилами написания писем личного характера.
4. Творческое задание: сформулируйте несколько основных правил и советов по написанию личного письма:
Возможные варианты ответов:
- Пиши ясно и просто.
- Учитывай, кому ты пишешь, выбери для письма верный тон.
- Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, ярости.
- Не стесняйся выражать чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.
Цель: развитие логического мышления и связной речи учащихся
III. Закрепление и обобщение.
1. Проблемный анализ.
Задание: рассмотреть иллюстрацию и вспомнить содержание библейской Притчи о блудном сыне. Как она связана с материалом нашего урока?
Возможные варианты ответов:
- судя по поведению Насти, можно по аналогии назвать её блудной дочерью;
- реакция отца похожа на реакцию Катерины Петровны: они оба любят своих детей и готовы прощать все грехи.
ВЫВОД: нужно быть внимательнее к своим близким, и, если ты находишься от них далеко, не стоит огорчать их своим молчанием. Существует замечательное средство общения – ПИСЬМО. Письмо не ограничивает нас во времени, как телефон, письмо можно читать и перечитывать, как это делали наши бабушки, получая весточку с фронта…
Цель: развитие связной речи, совершенствование коммуникативных способностей учащихся.
Домашнее задание (по выбору): используя данные таблицы, составленной в классе:
1 вариант – написать письмо Катерине Петровне от имени Насти;
2 вариант – написать письмо Катерине Петровне от своего имени;
3 вариант – написать письмо от имени блудного сына его отцу;
4 вариант – придумать свой рекламный ролик на тему “Не забывай своих родных”.
IV. Итоги.