Интегрированный урок русского языка и информатики в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и применение условных функций для создания тестов"

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели урока: формировать представление сложноподчиненных предложениях придаточных причины; повторить материал о применение условных функций для создания тестов.

Задачи урока:

  1. образовательные: развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; уметь определять виды придаточных предложений; формирование навыка узнавания и характеристики сложноподчиненного предложения с придаточными причины; систематизация знаний по фонетике русского языка; повторить условную функцию; провести комплексный анализ формулы выставления оценки за тест;
  2. развивающие: развивать умение работать в группах; развивать у учащихся логическое мышление; закрепление умения конструировать предложения по заданному условию;
  3. воспитательные: воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока: комбинированный. 

Вид урока: интегрированный урок.

Методы урока:

  • слово учителя;
  • поисково-проблемный;
  • групповая работа;
  • информационный (словесный);
  • иллюстративный;
  • фронтальный опрос;
  • самоконтроль;
  • самостоятельная работа;
  • наглядный;
  • репродуктивный.

Прогнозируемый результат:

  • Знать особенности сложноподчиненных предложений (СПП) с придаточными причины.
  • Уметь расставлять знаки препинания в СПП.
  • Уметь определять типы СПП.
  • Уметь работать в MS Excel.

Оборудование:

  • ПК
  • Мультимедиапроектор;
  • экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация по теме урока;
  • тесты и кроссворд в MS Exsel;
  • оценочный лист (приложение №2);
  • ПО: MS Excel’2007; MS Power Point 2007;
  • Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2005 год.

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Повторение пройденного материала. 

1. Слово учителя (2 слайд. Приложение 5)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем исследовать Сложноподчиненные предложения (СПП). Работать мы будем с вами несколько необычно. Класс я разделила на условные группы. Первая и вторая группы будут работать самостоятельно по своим заданиям и потом познакомят нас с выводами, к которым они придут в результате своих исследований. На ваших партах лежат папки с заданиями и «оценочные листы», в которые вы в течение урока будете выставлять оценки друг другу (приложение 1). Но прежде чем переходить к новой теме урока, проведем для начала фонетическую разминку, как основу для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 

Учащиеся садятся по два человека за компьютеры и выполняют кроссворд по фонетике. Результат проверяют вместе с учителем по слайду (приложение 2).

2. Кроссворд по фонетике (3-4 слайды) 

 

3. «Слепая» схема (5-6 слайды)

А сейчас мы с вами актуализируем знания, полученные вами ранее, заполнив «слепую» схему. Работаем вместе.

III. Изучение нового материала.

1. Определение целей урока (7 слайд)

  • Слово учителя.

На прошлых уроках вы познакомились с придаточными условиями. Сегодня вы узнаете о сложноподчиненных предложениях (СПП) с придаточными причины. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

  • Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными причины.
  • Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных придаточных.
  • Продолжим учиться «читать» схемы предложений.
  • Будем учиться конструировать СПП с придаточными причины.
  • Изучим структуру теста, применим условную функцию.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

  • Слово учителя (проблемная ситуация).

Первая группа, изучив параграф 20 учебника (стр. 109), составят схему и подготовят рассказ о СПП с придаточными причины. Работаете на листах. Когда схема будет готова, расскажет нам об этом типе придаточных.

  • Составление опорной схемы – групповая работа (приложение 3)
  • Слово учителя.

А с остальными учащимися мы выполняем цифровой диктант. Ваша задача – записать только цифру: 1 – если вы согласны с утверждением, 0 – если утверждение, на ваш взгляд, неверно.

  • Цифровой диктант (1 – верно, 0 – неверно) (8 слайд)
  1. Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью.
  2. Для определения типа придаточных предложений надо задать вопрос от придаточного к главному.
  3. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
  4. В придаточных определительных средствами связи главного предложения с придаточным всегда являются союзы.
  5. Предложение: Когда управляющий вызвал меня, я замирал от страха – относится к придаточному времени.

Проверка 10101

3. Устная работа по опорной схеме (9-10 слайды)

4. Гимнастика для глаз (11-16 слайды)

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Конструирование предложений (17 слайд)

  • Коллективная работа под руководством учителя.

Задание: составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным причины.

Запись в тетрадях: 14, 25, 32, 41, 53

Задание: записать СПП с придаточным причины, расставить знаки препинания, построить схему (18 слайд).

Запись в тетрадях: (19 слайд)

2. Выполнение теста «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным».

Учащиеся за компьютерами выполняют тесты по вариантам (дается два варианта). После того, как компьютер выводит результат, они работают с учителем информатики.

  • Слово учителя информатики (слайд 20).
  1. С помощью какой программы был создан тест? (MS Excel).
  2. Как выставляется оценка за тест? (по количеству правильно выполненных тестов (слайд 21).
  3. Сделайте активной ячейку С63, в которой находится оценка, посмотрите на строке ФОРМУЛА, какая функция в нее занесена? (условная функция) (слайд 22).
  4. Что такое условная функция? (Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно то значение данной ячейки выражение 1, в противном случае выражение 2.)
  5. Какое условие проверяется? (количество правильно выполненных тестовых заданий).
  6. Разбор формулы.
  7. А как определяется количество правильных ответов? (каждый ответ проверяется с помощью условной функции. Если правильно – ставится 1 , если неправильно – ставится 0. В ячейке С62 суммируется количество ответов) (слайд 23).

Вывод учащихся: в электронных таблицах с помощью условных функций можно создать тест на любую тему по любому учебному предмету.

3. Исследование СПП с разными придаточными (слайд 24)

Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Постройте схемы СПП. Определите тип придаточных предложений. Сделайте вывод о том, как определить тип придаточных предложений в случае, если в роли скрепы выступает один и тот же союз или союзное слово. Сделайте вывод о том, какие союзы могут выступать в роли скрепы в СПП с придаточным причины.

  • Я не вижу где граница между товарищем и другом. – Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. – Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.

Вывод: одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды придаточных. Важно правильно задать вопрос (слайд 25).

V. Итог урока.

Выставление оценок (слайды 26-27)

  • Придаточные причины отвечают на вопросыпочему? По какой причине?
  • К главной части придаточные причины присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что.
  • Придаточные причины могут занимать любую позицию по отношению к главному предложению: препозицию, интерпозицию, постпозицию.
  • Условная функция применяется для создания тестов на любую тему.

VI. Домашнее задание.

(слайд 28)