Цели урока: формировать представление сложноподчиненных предложениях придаточных причины; повторить материал о применение условных функций для создания тестов.
Задачи урока:
- образовательные: развивать навыки постановки знаков препинания в СПП; уметь определять виды придаточных предложений; формирование навыка узнавания и характеристики сложноподчиненного предложения с придаточными причины; систематизация знаний по фонетике русского языка; повторить условную функцию; провести комплексный анализ формулы выставления оценки за тест;
- развивающие: развивать умение работать в группах; развивать у учащихся логическое мышление; закрепление умения конструировать предложения по заданному условию;
- воспитательные: воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный урок.
Методы урока:
- слово учителя;
- поисково-проблемный;
- групповая работа;
- информационный (словесный);
- иллюстративный;
- фронтальный опрос;
- самоконтроль;
- самостоятельная работа;
- наглядный;
- репродуктивный.
Прогнозируемый результат:
- Знать особенности сложноподчиненных предложений (СПП) с придаточными причины.
- Уметь расставлять знаки препинания в СПП.
- Уметь определять типы СПП.
- Уметь работать в MS Excel.
Оборудование:
- ПК
- Мультимедиапроектор;
- экран;
- карточки с заданиями;
- презентация по теме урока;
- тесты и кроссворд в MS Exsel;
- оценочный лист (приложение №2);
- ПО: MS Excel’2007; MS Power Point 2007;
- Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2005 год.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
1. Слово учителя (2 слайд. Приложение 5)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем исследовать Сложноподчиненные предложения (СПП). Работать мы будем с вами несколько необычно. Класс я разделила на условные группы. Первая и вторая группы будут работать самостоятельно по своим заданиям и потом познакомят нас с выводами, к которым они придут в результате своих исследований. На ваших партах лежат папки с заданиями и «оценочные листы», в которые вы в течение урока будете выставлять оценки друг другу (приложение 1). Но прежде чем переходить к новой теме урока, проведем для начала фонетическую разминку, как основу для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Учащиеся садятся по два человека за компьютеры и выполняют кроссворд по фонетике. Результат проверяют вместе с учителем по слайду (приложение 2).
2. Кроссворд по фонетике (3-4 слайды)
3. «Слепая» схема (5-6 слайды)
А сейчас мы с вами актуализируем знания, полученные вами ранее, заполнив «слепую» схему. Работаем вместе.
III. Изучение нового материала.
1. Определение целей урока (7 слайд)
- Слово учителя.
На прошлых уроках вы познакомились с придаточными условиями. Сегодня вы узнаете о сложноподчиненных предложениях (СПП) с придаточными причины. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.
- Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными причины.
- Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных придаточных.
- Продолжим учиться «читать» схемы предложений.
- Будем учиться конструировать СПП с придаточными причины.
- Изучим структуру теста, применим условную функцию.
2. Подготовка к восприятию новой темы.
- Слово учителя (проблемная ситуация).
Первая группа, изучив параграф 20 учебника (стр. 109), составят схему и подготовят рассказ о СПП с придаточными причины. Работаете на листах. Когда схема будет готова, расскажет нам об этом типе придаточных.
- Составление опорной схемы – групповая работа (приложение 3)
- Слово учителя.
А с остальными учащимися мы выполняем цифровой диктант. Ваша задача – записать только цифру: 1 – если вы согласны с утверждением, 0 – если утверждение, на ваш взгляд, неверно.
- Цифровой диктант (1 – верно, 0 – неверно) (8 слайд)
- Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью.
- Для определения типа придаточных предложений надо задать вопрос от придаточного к главному.
- Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
- В придаточных определительных средствами связи главного предложения с придаточным всегда являются союзы.
- Предложение: Когда управляющий вызвал меня, я замирал от страха – относится к придаточному времени.
Проверка 10101
3. Устная работа по опорной схеме (9-10 слайды)
4. Гимнастика для глаз (11-16 слайды)
IV. Закрепление пройденного материала.
1. Конструирование предложений (17 слайд)
- Коллективная работа под руководством учителя.
Задание: составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным причины.
Запись в тетрадях: 14, 25, 32, 41, 53
Задание: записать СПП с придаточным причины, расставить знаки препинания, построить схему (18 слайд).
Запись в тетрадях: (19 слайд)
2. Выполнение теста «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным».
Учащиеся за компьютерами выполняют тесты по вариантам (дается два варианта). После того, как компьютер выводит результат, они работают с учителем информатики.
- Слово учителя информатики (слайд 20).
- С помощью какой программы был создан тест? (MS Excel).
- Как выставляется оценка за тест? (по количеству правильно выполненных тестов (слайд 21).
- Сделайте активной ячейку С63, в которой находится оценка, посмотрите на строке ФОРМУЛА, какая функция в нее занесена? (условная функция) (слайд 22).
- Что такое условная функция? (Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так: если условие истинно то значение данной ячейки выражение 1, в противном случае выражение 2.)
- Какое условие проверяется? (количество правильно выполненных тестовых заданий).
- Разбор формулы.
- А как определяется количество правильных ответов? (каждый ответ проверяется с помощью условной функции. Если правильно – ставится 1 , если неправильно – ставится 0. В ячейке С62 суммируется количество ответов) (слайд 23).
Вывод учащихся: в электронных таблицах с помощью условных функций можно создать тест на любую тему по любому учебному предмету.
3. Исследование СПП с разными придаточными (слайд 24)
- Групповая работа (приложение 4).
Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания. Постройте схемы СПП. Определите тип придаточных предложений. Сделайте вывод о том, как определить тип придаточных предложений в случае, если в роли скрепы выступает один и тот же союз или союзное слово. Сделайте вывод о том, какие союзы могут выступать в роли скрепы в СПП с придаточным причины.
- Я не вижу где граница между товарищем и другом. – Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. – Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.
Вывод: одни и те же союзы и союзные слова могут присоединять разные виды придаточных. Важно правильно задать вопрос (слайд 25).
V. Итог урока.
Выставление оценок (слайды 26-27)
- Придаточные причины отвечают на вопросыпочему? По какой причине?
- К главной части придаточные причины присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что.
- Придаточные причины могут занимать любую позицию по отношению к главному предложению: препозицию, интерпозицию, постпозицию.
- Условная функция применяется для создания тестов на любую тему.
VI. Домашнее задание.
(слайд 28)