Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц / приставок НЕ и НИ с разными частями речи”, изученных в 5-9-х классах.

Задачи урока:

образовательные:

а) формирование языковой (лингвистической) компетенции:

- умение обучающихся различать значения частиц НЕ и НИ;

- умение обучающихся обосновывать свой выбор при решении орфографических задач (кодификатор 6.11, ЕГЭ-2011 “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи”; кодификатор 6.13, ЕГЭ-2011, Правописание НЕ и НИ);

б) формирование коммуникативной компетенции: аргументированные высказывания о выборе правильного решения задачи (орфограммы);

развивающие:

- развитие логического мышления (формирование умения создавать алгоритм деятельности, работать по алгоритму);

- формирование коммуникативных навыков (устные высказывания с обобщением);

воспитательные: воспитание у обучающихся активной читательской позиции, интереса к изучению классической литературы, языка, творчества и мировоззрения великого русского писателя.

Урок построен на материале романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Этап Цели и содержание этапа Компетенции учителя Компетентность ученика
I. Организационный момент Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку:

памятки “Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи”;

учебник “Русский язык” для 10-11 кл. под ред. Н.А.Гольцовой;

роман Л.Н.Толстого “Война и мир” (главы).

Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока

Организационная: уметь создавать мотивацию к обучению (“стартового желания учиться).

2. Коммуникативная: формировать атмосферу сотворчества.

1. Организационная: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации “начала деятельности”.

2. Коммуникативная: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества.

Технологии: дифференцированного подхода: индивидуально-личностного обучения; здоровьесбережения

 

II. Слово учителя

Знакомство с целью и задачами урока на материале романа Л.Н.Толстого “Война и мир”:

1) повторить значение частиц НЕ и НИ;

2) повторить орфограммы “Слитное/раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи” на материале романа;

3) разработать единый алгоритм “Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи);

4) Использовать полученные знания при самостоятельной работе;

5) познакомить с кодификатором ЕГЭ по данному вопросу (6.11).

- Распределение учащихся по группам

Методическая: уметь включать обучающихся в разные виды деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные особенности работы в группах и самостоятельно Учебная: формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности и соотносить индивидуально-личностные задачи с проектированным результатом обучения
Технологии: поэтапного формирования умственных действий; дифференцированного обучения, первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока в группах; здоровье сбережения

 

III. Актуализация опорных знаний 1. Работа с таблицами “Значение частицы НЕ”, “Значение частицы НИ” и заполнение их примерами из текста романа Л.Н.Толстого “Война и мир”. (Приложение 1)

2. Осмысления изученного и его обобщение

Работа в группах: “Собираем” орфограммы “Слитное/раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи:

1 группа “Слитное/раздельное написание частиц НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е”.

2 группа “Слитное/раздельное написание частиц НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями”.

3 группа “Слитное/раздельное написание частиц НЕ с местоимениями и отрицательными наречиями”

1. Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе;

формирование навыков самостоятельной работы с главами романа и предложенными таблицами и памятками.

2. Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать условия выбора орфограмм.

3. Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта и оценивать работу обучающихся

1. Учебная: закрепление и обобщение теоретических знаний, навыков по орфограмме “Слитное/раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи”.

2. Коммуникативная: реализация практических навыков через групповую деятельность (строить высказывание на лингвистическую тему).

3. Рефлексивная: уметь осуществлять свою рефлексивную деятельность, осмыслять свое поведение в процессе учебного занятия, корректировать умения и навыки

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий, реализация проекта группового маршрута выполнения задач урока, развивающего обучения, комплексная.

 

IV. Освоение новых знаний 1. Самостоятельная работа с учебником (упр. № 318).

2. Самостоятельное составление алгоритма

1. Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с полученными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся в организации групповой деятельности.

2. Образовательная: формирование навыков самостоятельной работы по предложенным таблицам и памяткам.

3. Коммуникативная: установление правил продуктивной самостоятельной работы учащихся и учебных действий на их основе

1. Учебная: формирование навыков решения практической задачи(составление алгоритма).

2. Рефлексивная: уметь осуществлять свою рефлексивную деятельность, осмыслять свое поведение в процессе учебного занятия, корректировать умения и навыки.

3. Умение учиться: уметь работать с памятками, составлять алгоритмы решения практической задачи; поиск информации из источника (учебника)

Технологии: анализа результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта группового маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения; здоровьесбережения

 

V. Этап первичного закрепления новых знаний на основе групповой работы с использованием знаний, умений и навыков, приобретенных ранее 1. Самостоятельная работа (тест на компьютере).

2. Индивидуальная работа по типовым экзаменационным вариантам “Русский язык”, “ЕГЭ - 2011” ФИПИ.

1. Образовательная: актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия.

2. Методическая: включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритма устного и письменного ответа обучающихся.

3. Организационно-рефлексивная: создание условий для индивидуальной работы учащихся с учетом индивидуальных недочетов и ошибок

 

1. Учебная: самостоятельное применение знаний в новой ситуации; формирование и реализация навыков решения практической задачи (самостоятельная работа, тестирование).

2. Умение учиться: формирование умения работать по алгоритмам, умение составлять алгоритмы устного и письменного ответа.

Рефлексия.

3. Рефлексивная: уметь осуществлять свою рефлексивную деятельность, осмыслять свое поведение в процессе учебного занятия, корректировать умения и навыки

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных способностей и реализация проекта индивидуального выполнения задач урока; развивающее обучение; здоровьесбережения

 

VI. Этап комментирования домашнего задания 1. Разъяснение вариантов выполнения д/з на основе осуществления дифференцированного подхода:

- выполнение упр. № 318;

- доработка алгоритма и его оформление для портфолио учащихся;

- составление контрольных тестов по аналогии классных самостоятельных работ

Образовательная: формирование навыков составления лингвистического портфолио обучающихся с целью накопления опорного материала.

Методическая: ориентирование учащихся на выполнение домашнего задания с опорой на дидактической материал урока (памятки).

Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий на основе комментирования учителя недочетов в работе учащихся

Организационно-учебная: формирование и реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления опорного материала, использование которого поможет при выполнении домашнего задания, тестов по ЕГЭ.

Рефлексивная: формирование умений к самоанализу результатов и самооценке готовности выполнения заданий разного уровня сложно.

Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, дифференцированный подход, индивидуально-личностного обучения.

VII. Этап подведения итогов урока

Выставление оценок, комментирование групповых и индивидуальных достижений

Организационно-методическая: проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе полученных результатов урока  

Технологии: анализа результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока.

Литература

1. Л.Н.Толстой. "Война и мир", Издательство "Художественная литература", 1988.

2. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин. "Русский язык 10-11 классы", издательство "Русское слово", 2006.

3. Т.В.Шклярова. "Справочник по русскому языку", издательство "Грамотей", 2004.

4. Г.И.Соколова. "Уроки словесности", издательство "Русское слово", 2001.

5. Система уроков по роману Л.Г.Толстого "Война и мир", издательство "Учитель", 2009.