Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Средства выразительности речи в стихотворениях о матери"

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 6


Цель: раскрыть своеобразие представлений образа матери в лирике народов России; на примере стихотворений закрепить знания учащихся о тропах, их роли в поэтической речи.

Тип урока: урок-практикум.

Материалу к уроку: презентация, портреты Расула Гамзатова, Габдуллы Тукая, Мустая Карима; карточки.

Ход урока

1. Оргмомент

Добрый день, ребята, дорогие наши мамы! Мы рады вас приветствовать и хотим, чтобы вы были самыми желанными гостями сегодняшнего урока. Этот необычный урок посвящается вам. Ребята, я очень надеюсь на то, что вы обрадуете мам глубиной своих знаний. Итак, начинаем.

2. Комментированное чтение учителем стихотворения Расула Гамзатова «Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит - души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, -
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это - древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом - жизнь.
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове - сущего душа.
Это - искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его:
«Мама!»

Беседа по стихотворению:

- Ребята, о чем это стихотворение? - Кому оно посвящено?

- О чем говорит лирический герой?

- К кому он обращается?

- Кто она - мама?

- Вспомним средства выразительности речи. Приведите примеры.

3. Работа со слайдами (демонстрация слайдов)

- Какими средствами выразительности речи создается образ матери?

4. Проанализируем стихотворение Мустая Карима «Эту песню мать мне пела»

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая,
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая.
Мать мне пела эту песню -
Мы давно расстались с нею...
И чем дальше голос милый,
Тем звучит он все слышнее.
«Пламя вырастет из искры
- Знают люди,
Но коль искра улетает
- Пепел будет.
Если капля ляжет к капле
- Будет море.
Если ж капля одинока
- Сгинет вскоре.
Пролагают вместе люди
Путь широкий.
След травою зарастает Одинокий.
Коль в полях цветы пестреют
- Хвалят люди.
А один цветок на тропке
Смятым будет.
Помни: слава - не находка
На дороге.
На ветру один потухнешь
Без подмоги.
Каплей будешь только в море
Ты живою...
Пусть твой след не зарастет
Глухой травою!»
Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая,
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая.

- Опишите образ матери в этом стихотворении. Какая она? (Ответы обучающихся)

Работа в группах.

Из стихотворения выпишите тропы (ответы обущающихся).

6. Анализ стихотворения Г.Тукая «Молитва матери»

Ясный лик на небе кажет лучезарная луна.
На соломенные крыши льет сребристый свет она.
Тихо-тихо. Спит деревня. Высоко витают сны.
Мертвым сном забылись люди, от трудов утомлены.
И собаки не желают даже вылезть за порог.
Лишь в одной избушке светит осторожный огонек.
Там старуха бьет поклоны за молитвою святой.
К небу от земной юдоли унеслась она душой.
Вот она, сложив ладони, их приблизила к лицу:
«Осчастливь, господь, сыночка!» - молится она творцу.
Слезы капают у старой, бледный лоб давно иссох.
Ту молитву неужели не услышит вышний бог?

Работа в группах.

- Из стихотворения выпишите тропы (ответы обучающихся).

- Какую роль играют тропы в тексте?

- Опишите образ матери в данном произведении?

7. Составление ОБЛАКА СЛОВ

- Ребята, на мой вопрос ответьте 1 словом. Кто она - мама?

Однажды Л.Толстой сделал такую запись: "Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки, любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать, и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому я бы мог прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей, ни один не годится. К кому же примкнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да маменька, которую я никогда не называл еще, не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумие, но все - это правда". Эта запись передает все сыновние чувства с поразительной силой.

8. Домашнее задание

Вашим домашним заданием сегодня будет создание своего «Слова о матери», посвященного Вашей маме. Пусть это будет не обычное, а похвальное слово, цель которого - восхвалить маму, сказать ей, какая она хорошая и как сильно вы ее любите.

9. Оценка работы учащихся на уроке