Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
1. Обучающие
- Закрепить полученные знания о СПП;
- Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП;
- Обучать школьников лингвистическому анализу текста;
2. Развивающие
- Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- Развивать навыки исследовательской деятельности;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- Развивать интерес к русской литературе и языку.
3. Воспитательные
- Воспитывать уважительное отношение к мнению других людей
- Способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем.
Формы работы на уроке: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа. Работа в группах проводится с использованием технологии “Обучение в сотрудничестве”. Учащиеся делятся на разноуровневые группы. При работе в группах обучающиеся по очереди комментируют предложение, находят главные и придаточные предложения, определяют виды придаточных, вид подчинительной связи, расставляют знаки препинания. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложений.
На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, научности.
Межпредметные связи: литература, история города.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Тема и цель урока.
3. Эпиграф к уроку - А. П. Чехов: “Знаки препинания служат нотами при чтении”.
4. Прямую речь заменить косвенной. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, чему вы должны научиться сегодня? Разговор наш пойдет на материале произведений М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина жизнь и творчество которых мы изучали на уроках литературы.
5. Повторение изученного.
Теоретическое
- Какое предложение называется сложным?
- Какие существуют типы сложных предложений?
- Какие предложения называются бессоюзными? Приведите примеры.
- На какие группы делятся предложения с союзами?
- Какие предложения называются сложносочиненными? Приведите примеры.
- Какие предложения называются сложноподчиненными? Приведите примеры.
Практическое
6. Задание: “Установи соответствие”. Слай№6
7. Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания (три карточки для трех групп.)
1 группа
1. Наступила та к. . . роткая весенняя пора когда солнце еще (не) обжигает а ласково гре...т землю.
2. Она (не) любила когда ее тревожили утром.
3. Все это было бы смешно когда( бы) (не) было так грус...но.
4. Мы вошли в ту комнату откуда д...носились г... лоса.
5. Мы ждем с т...мленьем упованья минуты вольности святой как ждет любовник молодой минуты верного свиданья.
1. Ей снит...ся будто (бы) она идет по сн. . говой п...ляне.
2. Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.
3. Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписат... ся.
4. В степи было тихо (не)смотря на то что солнце поднялось.
5. Я упоминаю об этом исключительно для того что(бы) подчеркнуть подлинность многих произведений Куприна.
2 группа
1. Как летом роем м...шкара летит на пламя сл... тались хлопья со двора к оконной раме.
2. Зной все усиливался так что стан...вилось трудно дышать.
3. Деревня где скучал Евгений была прелес... ный уголок.
4. Мне хотелось что(бы) эта книга была интересна всем.
5. Статья ок...залась настолько сложной что смысл ее был понятен только специалистам – филологам.
8. Задание: определить тип придаточного предложения в этих карточках.
9. Задание: “Верно ли утверждение, что...”. Вопросы всему классу.
- Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению.
- Двусоставные предложения могут быть неопределенно-личными.
- Однажды решил – словосочетание со связью примыкание.
- Союз несмотря на то что – подчинительный.
- Слово “пунктуация” произошло от слова “пунктуальный”.
- Независимое предложение в составе СПП называется главным.
10. Задание: “Найди пару”. Задание для всего класса.
- Николай и не заметил, надо прилежно учиться.
- Скучен день до вечера, установилась теплая, солнечная погода.
- Чтобы получить хорошую профессию, тихо шелестящих под ветром.
- Которая бывает в начале сентября, что стало светать.
- Воздух пропитан ароматом трав, коли делать нечего.
9. Задание: Продолжить предложения, используя придаточные. Задание для всего класса.
- Природу надо беречь (почему?)
- Не будешь тужить (при каком условии?)
- Запоминаются те книги (какие?)
- На привал лучше расположиться там (где?)
- Не забывай о том (о чем?)
10. Спишите, заменяя придаточные определительные обособленными определениями.
- Лес, который исключительно состоит из одних сосен, называют бором.
- Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрачность.
- Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.
11. Схематический диктант.
- Ночью звезды светят ярко, если погода безветренная и воздух неподвижен.
- Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.
- В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
- Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
- Учащиеся в тетрадях и на доске записывают только схемы предложений.
12. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с текстом. К каждому тексту предлагается 10 заданий для лингвистического анализа. (Приложение). Тексты взяты из романа “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова, “Станционного смотрителя” А.С. Пушкина, из книги С. Гейченко “УЛукоморья”.
Каждая группа готовила сообщения на определенную тему :
- “В Демутовом трактире”.
- “Хранитель Пушкиногорья”. (18.02.2013 исполнится 110 лет со дня рождения Семена Степановича Гейченко, директора музея-заповедника в Михайловском).
- Лермонтов – художник.
Сообщения учащихся.
“В Демутовом трактире”.
...Старик смотритель был безутешен, когда узнал, что дочь Дуню увез проезжий гусар. Самсон Вырин слег. Когда стало ему чуть полегче, пустился он на поиски дочери. Ротмистр следовал от Смоленска в Петербург. Вырин направился в столицу. “Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире.
Когда читаешь эти строки из пушкинской повести “Станционный смотритель”, как правило, не задумываешься над тем, где находился Демутов трактир и что он собой представлял. Захватывает сам сюжет. Глубже знакомясь с творчеством Пушкина, убеждаешься, что автор бывал точен в названиях географических мест, упоминал реальные имена.
Набережная реки Мойки, 40. Демутов трактир- один из первых петербургских адресов А. С. Пушкина. Здесь будущий поэт останавливался в июне 1811 года вместе со своим дядей перед поступлением в Царскосельский лицей. В дальнейшем Александр Сергеевич не раз снимал здесь номера. Его здесь навещали В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов. Сам Пушкин навещал проживавших здесь П. А. Чаадаева и А. И. Тургенева.
“Хранитель Пушкиногорья”.
Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903-1993). При нем восстановлены разрушенные во время войны Михайловское и Святогорский монастырь.
В апреле 1945 года Семен Степанович Гейченко , старший научный сотрудник Института литературы АН СССР, был назначен директором Пушкинского заповедника. Пушкинский заповедник возглавил человек, за плечами которого были работа хранителя во дворцах и парках родного Петергофа, создание мемориальных музеев-квартир А. А. Блока и Н. . А. Некрасова в Ленинграде, дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Русе. Были в его жизни и сталинские лагеря, и штрафной батальон на Волховском фронте, инвалидность на всю жизнь. Новое место работы, хорошо знакомое Гейченко еще с довоенных лет, предстало перед ним разоренным и искалеченным. Вместо пушкинских усадеб, памятных мест- пепелище.
“Михайловское!”-писал С. С. Гейченко. - Это обитель Пушкина, его крепость, его угол, где все говорит нам о его жизни, думах. Все,все,все :и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки. Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди”. И это был единственный из основополагающих принципов в работе С. С. Гейченко.
“Лермонтов- художник”.
Михаил Юрьевич Лермонтов не был ни великим, ни даже широко известным русским живописцем. Он был Лермонтовым- гениальным отечественным поэтом, писателем, удивительным певцом грусти, скептиком,романтиком и патриотом. Поэтому его любое соприкосновение с живописью представляет для нас большой интерес.
По семейному преданию Миша Лермонтов стал раньше рисовать, нежели писать стихи.
В 1830-е годы М. Лермонтов брал уроки рисования и живописи у художника П. Е. Заболотского. До нашего времени дошли многие рисунки поэта, выполненные им для своих произведений. Во время ссылки в действующую армию на Кавказ М. Ю. Лермонтов выполняет основные художественные работы :путевые наброски, виды Кавказа, портретные миниатюры, сцены боевых действий.
13. Выступление учащегося.
Мини-проект “Зачем нужна запятая?”
Наша первая встреча с запятой происходит в раннем детстве. Помните: “Точка, точка, запятая,вышла рожица кривая”. Потом на уроках русского языка было много встреч с запятой. Вокруг скромного пунктуационного знака всегда кипели бурные страсти. Запятую отвергали, ей поклонялись, ее высмеивали и вставали на ее защиту.
В начале 20-го века этому знаку – вместе с другими – отказывали в праве на существование. “Долой знаки препинания!”-категорический лозунг футуристов.
Скромная запятая может стать виновником серьезных нарушений точности, нешуточных ошибок. Так, самая дорогая опечатка была обнаружена в прошлом веке в США, когда в 1864 году фабрикантам удалось подкупить корректоров : они переставили запятую в графе о листовом железе, благодаря чему за него полагалась та же пошлина, что и за обыкновенный металл. Опечатка обнаружилась только через 15 лет. За эти годы США потеряли таможенных пошлин на сумму 50 млн. долларов.
14. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
15. Домашнее задание.
Выписать из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя 10 СПП с разными видами связи.
16. Рефлексия.
- Что нового я узнал на уроке?
- Каковы результаты моей деятельности на уроке?
- Что у меня получилось лучше всего?
- Как я оцениваю свою работу?