Цели:
- Образовательные:
расширить и углубить представления детей о понятии – сравнение;
познакомить с разновидностями сравнения, способами выражения, ролью в тексте; - Развивающие:
сформировать умение использовать сравнения в своей речи, развивать речь, воображение;
совершенствовать навыки выразительного чтения; - Воспитательные: вызвать интерес к изобразительно-выразительным средствам языка, к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: учебник «Русская речь» под ред. Е.И. икитиной; репродукция И.И. Шишкина «На севере диком» словарь, таблица «Стили речи», схемы «Лексические, морфологические, синтаксические средства сравнения»; произведения М.Ю. Лермонтова; технологическая карта урока (Приложение 1).
Ход урока
Все познается в сравнении.
Конфуций
1. Вводная беседа.
– О художественном стиле речи (на столах лежит таблица «Стили речи»).
Давайте, ребята, вспомним, какова функция художественного стиля?
С какой целью создаются художественные тексты?
Какие языковые средства характерны для данного стиля?
Что в лингвистике называют тропами?
Какие виды тропов вам известны?
– Об эпиграфе к уроку.
Как вы его понимаете? (Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познать мир.)
Как бы вы определили тему сегодняшнего урока? Записываем тему.
Итак, сегодня мы познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение. Учитель объявляет цели урока.
– О репродукции картины «На севере диком».
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на репродукцию. Вспомните автора и название картины. (И.И. Шишкин «На севере диком»)
А какие строки возникают в памяти?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Кто автор этих строк? (Конечно же, М.Ю. Лермонтов).
Мы сегодня не просто узнаем о том, что такое сравнение, каково его строение, но и попытаемся понять, какова роль сравнения в художественном тексте. А сделаем это на основе гениальных творений Лермонтова, о которых И.А Андроников, известный литературовед писал:
«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
(показать портрет поэта, высказывание записано на доске).
2. Знакомство с понятием «сравнение».
– Работа со стихотворением «На севере диком».
Какие средства выразительности присутствуют в тексте? (Инверсия, эпитеты, ассонанс, олицетворение).
Укажите сравнение.
– Работа с толковым словарем.
Посмотрите по Словарю русского языка С.И. Ожегова, что такое риза. (Риза – 1.Облачение, одежда священника для богослужения. Парчовая риза. 2. Оклад на иконе).
Какова роль этого сравнения в тексте?
Как возникает это сравнение? (Основано на сходстве: сосна укутана снегом, как ризой – белый цвет, серебро, великолепие…)
– Работа с учебником «Русская речь» Е.И. Никитиной.
Какое бы вы дали определение сравнению?
А какое определение дает учебник? Сравним («Русская речь», с. 43)
Запишите сравнение.
Познакомьтесь со схемой строения сравнений:
«предмет» | «образ» | «признак» |
то, что сравнивается | то, с чем сравнивается | то, на основании чего сравнивается |
(Схема записана на доске).
3. Закрепление материала.
– Анализ отрывка.
Найдите эти элементы в отрывке из произведения М.Ю. Лермонтова, назовите его.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
(Это поэма «Мцыри»; «предмет» – реки Арагва и Кура, «образ» – сестры, «признак» – родство).
Дополнительный вопрос: Почему так важно это сравнение в художественной ткани поэмы? (Мцыри ищет родственную душу. Сравнение с миром природы усиливает мотив одиночества главного героя.)
Итак, сделайте вывод о роли сравнений. (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором.)
Писатели, поэты очень широко используют прием народно-поэтического сравнения.
В каком произведении Лермонтова широко используется прием народно-поэтического сравнения? (В поэме «Песня про купца Калашникова»)
Для создания каких образов особенно широко использует Лермонтов народно-поэтические сравнения? (Царя, Алены Дмитриевны.)
– Письмо по памяти.
Запишите по памяти портрет Алены Дмитриевны. Найдите и назовите сравнения.
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием.
Как вы могли заметить, сравнение выражается по-разному. Какие языковые средства можно использовать для выражения сравнения, мы узнаем из учебника («Русская речь», с.45).
(учащимся демонстрируются схемы: «Лексические, морфологические, синтаксические средства сравнения»).
– Анализ текста.
В чем особенность лермонтовского сравнения в следующем тексте?
Ах, Анна Алексеевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень.
(Сравнение – фразеологизм. Нет обособления!) Обратить внимание на дом. задание (Упр. 64, стр. 45).
Это четверостишие относится к жанру эпиграммы. Лермонтов, как и Пушкин, – мастер эпиграммы.
– Работа с учебником: упр. 62 стр. 44
В основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого нельзя забывать. В противном случае сравнение окажется неудачным и не только не сделает речь выразительной, но, напротив, сделает ее смешной. Убедимся в этом на примере (упр. 62 из учебника «Русская речь»).
(Учащиеся читают сравнения).
–Почему неудачны сравнения? (Обращаем внимание на схему: нет сходства, «признака»?)
–Какой важный вывод подтверждает это упражнение?
4. Творческая работа
Интересны сравнения новые, неожиданные, когда автор замечает что-то, чего никто не замечал. А сейчас мы с вами займемся творчеством.
– Запишите предложения и продолжите их.
Листья налипли на стекла окна... (как мокрые бабочки).
Ярко-оранжевый апельсин… (как полуденное солнце).
Редкий дождь… (как длинные стеклянные нити).
Вывод: заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию.
Иногда авторы сравнивают, казалось бы, совсем несравнимые предметы.
Например:
- Подхалим подобен альпинисту… (идет в гору).
- Чувствительный человек подобен сосульке… (пригрей его он и растает).
- Мудрость, подобно черепаховому супу… (не всякому доступна).
– Попробуйте продолжить предложения. Здесь надо проявить остроумие.
Теперь сравните авторский вариант
Из таких сравнений складываются остроумные фразы, на них часто строятся шутки. Мастером таких фраз был Козьма Прутков.
5. Итог урока.
– Что нового вы узнали о сравнении, о творчестве М.Ю. Лермонтова?
– Оправдан ли эпиграф сегодняшнего урока?
В художественных произведениях благодаря сравнениям изображаемое оживает, предстает наглядно. Сравнение служит средством выражения мысли автора.
6. Домашнее задание.
– Упражнение 64 стр.45.
– Найти в произведениях (М.Ю. Лермонтова или А.С. Пушкина) три примера сравнений; объяснить, с помощью каких языковых средств они созданы.