Тема урока: Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах “Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова”.
Комплексная работа с текстом стихотворения “Зелёные цветы”
Цели:
- Анализируя одно стихотворения, попытаться понять судьбу и особенности стиля поэта.
- Определить роль лексических средств в тексте стихотворения (норма, стилистически окрашенные слова, контекст, синонимы, лексический повтор, тропы).
- Определить роль грамматических средств языка (грамматические синонимы, стилистическая характеристика морфологических и синтаксических средств).
- Найти в тексте изобразительно-выразительные средства языка и определить индивидуальный стиль поэта. (Звукопись; тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; стилистические фигуры: параллелизм, антитеза, инверсия, бессоюзие, многосоюзие).
- Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
- Подготовиться к сочинению.
ТСО: иллюстрации полевых цветов; сделанные из бумаги зелёные цветы, музыка из произведения П.И. Чайковского “Вальс цветов”.
Текст стихотворения “Зелёные цветы”.
Эпиграф к уроку:
“Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны. В ряду самых великих” (Ф.Абрамов. Из дневника)
Основные этапы урока.
- Вступительное слово учителя. Видеосюжет о полевых цветах, музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”.
- Проверка домашнего задания.
- Выразительное чтение стихотворение подготовленного ученика.
- Работа в группах.
- Определить роль грамматических средств языка.
- Обнаружить стилистические фигуры.
- Работа в группах.
- Найти изобразительно – выразительные средства языка.
- Определить индивидуальный стиль поэта. Тропы (размер, рифмовки, метафора, олицетворение, эпитеты).
- Работа над лексикой:
- Найти ключевые слова по строфам, однокоренные слова, значение слов, стилистически – окрашенные слова, синонимы. Тональность, название, цветопись
- .Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Слушая музыку Чайковского “Вальс цветов” или “Подражание Рубцову” (по стилю, лексике, тональности). На следующем уроке “Работа над выразительным чтением стихотворения”.
Предварительное домашнее задание:
- Стихотворение учится наизусть, учащиеся должны приготовиться писать его по памяти.
- Сделать полный синтаксический разбор (подчеркни, укажи части речи, дай характеристику, нарисуй схемы)
- Повторить определения: размеров стиха, вид рифмовки, эпитет, метафора, аллитерация, инверсия, антитеза, сравнение.
Домашняя работа учащихся. Синтаксический разбор предложений.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пышные хвосты
Всё улеглось! Одно осталось ясно
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь … чего-то не хватает…
Недостаёт того, что не найти.
Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зелёные цветы…
Вид рифмовки стихотворения.
Определение размера стиха.
Ход урока.
- Цели урока.
На примере анализа одного стихотворения мы постараемся определить роль грамматических и лексических средств языка в этом произведении, определим индивидуальный стиль поэта через изобразительно – выразительные средства языка. Исследуя стихотворение, заглянем в жизнь и судьбу поэта, попытаемся отметить особенности стиля.
- На листочках в течение 2-х минут учащиеся пишут по памяти стихотворение.
- Послушаем то, что вы написали. Стихотворение выразительно читает заранее подготовленный ученик.
- Начнём работу над текстом:
- Поговорим о стилистических фигурах.
а) на доске сделать синтаксический
разбор 1-ой строфы, без характеристики
предложений;
б) на доске начертить схемы предложений по
строфам;
в) устно дать характеристику предложений.
Вывод: поэт использует в основном сложные синтаксические конструкции, это СПП с придаточными изъяснительными и обстоятельственными, которые поясняют основную мысль произведения.
Строфы состоят из 1-2 предложений. Причём 1-4 строфа – 1 сложное предложение, а 2, 3 строфа – 2 предложения.
В стихотворении присутствуют простые двусоставные и односоставные предложения. Определённо-личное предложение указывает нам, с кем происходит событие, его мировоззрение, и обобщает это значение.
Задание: найти, определить в стихотворении, если есть, инверсию, многосоюзие или бессоюзие, антитезу, умолчание.
Инверсия встречается почти во всех предложениях, усиливает эмоциональность стихотворения, делает его более ярким, грустным по настроению, философским.
Многосоюзие.
Строфа |
Подчинительные |
Сочинительные |
1 |
Когда, когда, который |
Или |
2 |
Что, что, где |
И, и, и |
3 |
Как, что |
Но |
4 |
Как, как |
И |
В стихотворении встречается стройная система использования союзов. Повторяющиеся союзы и, что, как, когда находятся в строфах рядом, создают напряженность, тревогу.
Стихотворение основано на антитезе: лугу, полю, где всё прекрасно, противопоставлены шум и суета.
Вывод: В стихотворении поэт использует многосоюзие, антитезу для того, чтобы придать ему эмоциональность, яркость, указывает на свои жизненные ценности. Для него важнее в этой быстротечной жизни простые человеческие ценности; не толпа, а один проверенный друг, не городской шум, а загадочный прекрасный луг, где цветут необычные цветы. Это поэт – мечтатель.
5. Поработаем над изобразительно-выразительными средствами языка. Определим тропы. Определим размер (пятистопный ямб), рифмовку (кольцевая, опоясывающая). Все стихотворение напевно, по строению напоминает кольцо. Это подчёркивает повторы.
Назовите самые яркие, красочные эпитеты (погасшие звёзды, хороший давний друг, многоцветный луг).
Много ли их? (Нет)
Назовите метафоры. (Светлеет грусть; день, играя, расцветает). Их тоже мало.
В стихотворении присутствует цветопись – белый (чистота), зелёный цвет (жизнь). Цветопись подчёркивает жизнеутверждающее настроение стихотворения.
Вывод: хотя в стихотворении мало метафор и эпитетов, возможно, из-за особенности построения, из-за синтаксиса оно яркое, эмоциональное. В стихотворении есть напор, оно грустное, но не мрачное.
6. Наиболее важный этап. Работа над лексикой. Работаем по строфам.
1.
Строфы |
Ключевые слова |
Однокоренные |
Однокоренные |
1 |
Светлеет грусть |
Цветы, многоцветным |
Брожу |
2 |
Легче, где цветы |
Цветы |
|
3 |
Чего-то не хватает |
Расцветает |
|
4 |
Не найти зелёные цветы |
Цветущей, цветы |
Бродя |
2. Причём, в основном (за исключением первой строфы – там ключевое слово впереди, как утверждение), ключевые слова находятся в конце строфы, как вывод.
Даже по однокоренным словам и повторам слов построение стихотворения напоминает кольцо (как и рифмовка). Начало и завершение подобны.
3. Найдите в стихотворении стилистически окрашенные слова:
а) брожу – нейтральное – ходить.
Найдите значение слова по словарю
Ожегова.
Подберите однокоренные слова к слову “брожу”.
(Бродяга, брожение).
б) недостает – нейтральное – не хватает
Найдите значение слово по словарю
в) Улеглось – нейтральное – успокоилось
Вывод: автор в стихотворении использует просторечные слова, возможно, подчёркивая свою близость к народу. Вероятно, и сам он бродяга, много видевший и переживший.
4. Есть ли в стихотворениях высокая лексика (слова, принадлежащее к ней, близкие к ней)? (Грозно, прекрасно). Обратите внимание на то, что мир, в котором живёт поэт и грозен, и прекрасен.
5. Подберите синонимы к слову “суета”. Какое крылатое выражение связано с этим словом? (“Суета сует”). Принимает ли поэт суетность жизни?
6. Подберите ассоциации к слову “цветы”. (Красота, жизнь, радость).
7. Какова тональность стихотворения? Какие знаки пунктуации подсказывают эту тональность? (Умолчание, обрыв на полуфразе…)
8. Что мы можем сказать о названии стихотворении? (На белых стеблях белые листья, а цветы зелёные, а не наоборот). Автор говорит в стихотворении о несбыточном, неизведанном. Что же это такое? Возможно, это счастье, которое трудно найти, или любовь, которую можно не заметить.
9. Конкретизирует ли поэт время и место действия?
(Время – утро, расцветает день; он не один, а с другом.
Место – поле, где легко.
Позади, в прошлом – шум, суета, пыль.
Впереди – зелёные цветы, которые не найти; что-то несбыточное, мечты).
Вывод:
Что узнали о поэте? Какие ассоциации вызывает у вас этот поэт? (Грусть, печаль, светлая, народный, простой, скромный, ищущий, нет чёрного). Его стихотворения мелодичны, напевны (песня на стихи Рубцова “В горнице моей светло”), обладают особым ритмом. Простым языком, почти не используя эпитетов, метафор, поэт говорит о вечном, о философском, о смысле жизни, о поисках счастья. Он предполагает, что достичь мечты (зелёных цветов), почти не возможно, но его стихотворение, хотя и грустное, но и светлое (“светлеет грусть”). Поэт продолжает традиции классиков: А.С. Пушкина (“Печаль моя светла”), М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока (“Печаль светла! Душа моя живая!”). Не смотря ни на что, поэт продолжает поиски счастья – “зелёных цветов”. Помните, один из великих (Л. Толстой) всю свою жизнь искал “зелёную палочку”. Рубцов прост, народен, эмоционален. Ключевая тема поэзии Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния. Противопоставлены им мрак, тоска, угрюмость, суета, пыль, мгла. Очень грустно звучат слова ещё одного северного писателя о нашем “северном Орфее”.
В конце урока звучат слова Ф. Абрамова, взятые в эпиграф к уроку.
Домашнее задание:
а) написать подражание Н.Рубцову
б) написать сочинение “Поэт Рубцов – это…”, или “Слушая музыку Чайковского “Вальс цветов”.
в) выразительное чтение стихотворение “Зелёные цветы”.