Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе: "России славный сын"(повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое)

Разделы: Русский язык, Литература


Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое

Цели:

  • систематизация и обобщение изученного о простом и составном глагольном сказуемом;
  • формирование умений различать сказуемое по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;
  • познакомить с жизнью известного ученого и великого поэта М. В. Ломоносова.

I. Вводное слово учителя

Урок целесообразно начать с эмоционального слова учителя о многосторонней и плодотворной деятельности великого ученого и поэта в области теории и практики русского языка и литературы.

Эпиграфом к уроку уместно использовать слова А. Н. Радищева:

“Доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь”.

Звучит отрывок из стихотворения А. Н. Майкова “Ломоносов” (в исполнении учащегося).

В стране угрюмой и суровой,
Где, отливаясь на снегах,
По долгим зимам блеск багровый
Колышется на небесах;

Где горы льдов вздымают волны,
Где все – лесов и неба ширь –
Величьем дел Господних полны,
Встает избранный богатырь:

Велик, могуч, как та природа,
Сам – как одно из тех чудес, –
Встает для русского народа
Желанным посланцем с небес…

О дивный муж! С челом открытым,
С орлиным взглядом, как глядел
На оном море Ледовитом
На чудеса Господних дел.

Наукой осиян и рвеньем
К величью родины горя,
Явился ты – осуществленьем
Мечты великаго царя!

II. Индивидуальная работа по карточке

Переписать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

Михаилом Васильевич…м Ломоносов…м; (после)петровское время; пр…емники на престол…; жить (по)старому; г…ниальный уч…ный; обществе(н,нн)ый деятель; ун…верситет; подли(н,нн)ый ; в Архангельской губерн…; хлебопашц…м; (не)испыт…вать крепос(?)ного гнета; гра(м,мм)отность; украше(н,нн)ы резьбой; в академ…; мета(л,лл)ургический; помощ(?)ник профе(с,сс)ора; пр…творение в жизнь; выйти за пр…делы; пр…светитель.

III. Цифровой диктант

Распределить предложения в соответствии с цифровыми обозначениями в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым.

  1. Ломоносов родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска.
  2. С десятилетнего возраста отец стал брать его на рыбные промыслы.
  3. Ведомый жаждой знаний, он пешком уходит из родного дома в Москву.
  4. Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии.
  5. В 1736 году продолжает учиться в Германии.
  6. Вернувшись на родину, решил заниматься физикой и химией, металлургией и рудным делом.
  7. Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением, Ломоносов составил свою “Российскую грамматику”.
  8. С большим интересом он начал заниматься риторикой и стихосложением, историей и теорией языка.
  9. В 1755 году в Москве с его помощью открывается университет.
  10. С 1756 года он стал жить в Петербурге на Мойке

(1, 3, 4, 7, 9 | 2, 5, 6, 8, 10)

IV. Синтаксическая пятиминутка

Загадочные явления природы стали беспокоить молодого Ломоносова и пробуждать в нем жажду знаний.

V. Творческая работа

Восстановительный диктант.

Выписать сказуемые, определить их вид, указать их грамматические значения. Восстановить текст.

Миша стал сбегать вниз, обогнул дом и очутился на пустыре. Он медленно пошел вперед, пока не увидел у своих ног четырехугольный пруд.

Этот пруд выкопал еще дедушка, Василий Дорофеевич Ломоносов. Дедушка решил сажать в этом пруду рыбу и, чтобы она не смогла уйти, загородил сток решеткой.

Миша присел на берегу и стал смотреть в воду. Вдруг на дне что-то блеснуло, померкло, вновь заблестело и вновь помутилось.

Миша хорошо знал, что это всего лишь ржавая решетка, но нарочно начал представлять себе, что это сокровище морского царя, которое он подарил богатырю Садко-новгородцу.

Кто знает, вдруг Садко смог спрятать свои богатства в этом пруду.

Миша вздохнул, лег на живот и стал смотреть на колыхающиеся в воде травы.

“И зачем эти сокровища? – подумал он. На месте Садко я бы попросил морского царя, чтобы он позволил мне погулять по морскому дну. Я бы там смог все как следует рассмотреть. Какие травы там растут на самом дне, и куда солнце уходит, когда оно вечером опускается в воду, и какие ледяные горы споднизу – гладкие или шершавые. Рыбы смог наловить бы полную пазуху и кита посмотрел бы, какой он чудо-юдо рыба-кит”.

VI. Групповая работа (по карточкам)

Класс делится на 4-5 групп.

Задание для первой группы

1. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Марья Васильевна достала х…лсты, начала переб…рать их… На лес(?)нице они ра…сыпались, и Миша помог подобрать их.

Марья Васильевна разл…жила х…лсты на столе и пр…нялась кроить их. Миша зарыдал. Он представил себе, что уже не матушка будет ласково приказывать, а чужая девушка будет на него кричать.

2. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

3. Указать составные глагольные сказуемые.

4. Определить основную мысль отрывка.

5. Взаимоопрос:

  • рассказать о способах связи слов в словосочетании;
  • рассказать о составном глагольном сказуемом;
  • рассказать о простом глагольном сказуемом;
  • рассказать о подлежащем и способах его выражения.

Лист учета знаний

Оценку друг другу ставят участники данной группы.

Фамилия Имя Оценка
1      
2      
3      
4      

Задание для второй группы

1. Переписать, вставить пропущенные буквы.

2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Найти составные глагольные сказуемые.

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых ж…лает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благ…сл…венны!
Д…рзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская з…мля рождать

5. Взаимоопрос:

  • рассказать о строении словосочетаний.
  • рассказать о способах связи слов в словосочетаниях.
  • рассказать о подлежащем.
  • рассказать о простом глагольном сказуемом.
  • рассказать о составном глагольном сказуемом.

Лист учета знаний

Фамилия Имя Оценка
1      
2      
3      
4      

Задание для третьей группы

1. Вставить пропущенные буквы.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счас(?)ливой жизни украшают,
В (не)счастный случай бер…гут;

В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустын…,
В градском шуму и на едине,
В покое сла…ки и в труде.

2. Выразительно прочитать отрывок из “Оды…”.

3. Определить основную мысль отрывка.

4. Сделать синтаксический разбор первой строфы.

5. Выписать словосочетания с разными способами связи:

1) согласование;

2) управление;

3) примыкание.

6. Взаимоопрос:

  • рассказать о словосочетании.
  • рассказать о способе связи в словосочетании.
  • рассказать о составном глагольном сказуемом.
  • рассказать о простом глагольном сказуемом.

Лист учета знаний

Фамилия Имя Оценка
1      
2      
3      
4      

Задания для остальных групп учащихся составляются аналогично. Предполагается усложнение некоторых заданий для классов с более сильной подготовкой.