Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе по теме "Зачёт по сложноподчинённым предложениям на материале биографии А.С.Пушкина"

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сложноподчиненные предложения


Цели урока:

Обучающие:

  • проверка знаний теоретического материала по теме;
  • сформированности умения видеть и осознавать структуру сложноподчиненных предложений и находить придаточные предложения по вопросам и средствам связи;
  • умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;
  • умения использовать указанные конструкции в связной речи;

Развивающие:

  • развитие абстрактного мышления через умение составлять схемы предложений и через умение конструировать предложения по данным схемам.

Предметные результаты

  • Формирование навыков проведения различных видов анализа;
  • Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при выполнении творческого задания.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Владение основами самоконтроля.

Личностные результаты

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Ход урока

На доску проектируется портрет А.С.Пушкина, ученик читает стихи:

Мы любим Пушкина,
Мы бережем его прекрасные сказания.
Преодолела время, расстояния,
Как светоч, песнь его своим лучом.
С благоговением, храня наследство Пушкина,
День ото дня мы думаем о нем,
С ним говорим, склонившись над плетнем
И, возвратившись к очагу, домой,
Наедине с самим собой
Внимаем пушкинское слово.
Для нас его песнесложение ново…

Вступительное слово учителя: С каждой новой строкой мы открываем для себя Пушкина, мы начинаем знакомиться с творчеством поэта, когда не умеем читать, и мама читает нам сказки, и продолжаем знакомиться всю жизнь.

Сегодня на материале биографии и творчества поэта вы должны получить зачет по сложноподчинённым предложениям.

После изучения темы вы должны уметь:

  • составлять СПП
  • определять вид придаточного
  • составлять схемы предложений
  • производить синтаксический разбор

О Пушкине сказано столько, сколько несказанно не об одном поэте. Мне нравятся слова поэтессы Нины Храбровой: «Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и мысли чистоту».

1. Задание: произвести синтаксический разбор этого предложения.

Люблю я Пушкина за то, что дал он свету свой ясный ум и свету чистоту

Рассказ учителя: (на доску проектируются портреты)

26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой ) слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», - гласит запись в метрической церковной книге - первый документ, связанный с жизнью великого поэта. На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображен совсем маленьким ребенком, двух-трех лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина.

Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся рыжеватые волосы (позднее они потемнеют, станут темно-каштановыми), большие голубые глаза. «Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались» - так описывает маленького Александра одна из современниц,

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости, на расправу, Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшие ему материнскую любовь и ласку.

Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованного, говорила и писала прекрасным русским языком...». Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой-королевичем и Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами - с прекрасным миром поэтического народного вымысла. Ты, детскую качая колыбель.

Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель
Которую сама заворожила.
«Наперсница волшебной старины»,
1822

Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам.

Но главным источником знаний уже и в эти детские годы были книги, Читал Александр много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали,- рассказывает его сестра,- он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века».

Рано пробудившемуся интересу к литературе способствовала вся атмосфера родительского дома, собиравшееся здесь общество. У Сергея Львовича бывали виднейшие писатели и поэты - Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев. К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, вечера проходили в разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в уголок, стараясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых.

Он рано начал пробовать свои силы: «...на восьмом году возраста... - вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич,- он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры поэта.

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он надолго покидал Москву; замелькали перед окнами кареты верстовые столбы, почтовые станции, которых так много будет потом в его скитальческой жизни. Детство кончилось. Он ехал в Лицей.

Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга - Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет. Его отрочество и юность, пробуждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зеленым городком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды - озера, пруды, протоки, каскады, фонтаны; стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и белеющие среди ветвей мраморные статуи - все будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Облик пушкинского Царского Села прекрасно передан в серии литографий А.Е.Мартынова, созданной в начале 1820-х годов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал - здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия; здесь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов - небольшие узенькие «кельи», как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Александр жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал «№ 14».

Первый «Пушкинский» лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин («№ 13», сосед по «келье») - справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер - восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный «Кюхля»; Антон Дельвиг - добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

(дух вольномыслия царил в «лицейской республике». Здесь обсуждались жгучие проблемы современности: деспотизм, рабство, свобода, любовь к отечеству. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским обществам, а Пущин и Кюхельбекер стали участниками восстания 14 декабря.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи

2. Задание: составить СПП по вашим впечатлениям, связанными с жизнью поэта с 1799 по 1817 г., подчеркнуть основы и указать вид придаточного.

Рассказ учителя: По окончании Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу. Вырвавшись из лицейского затворничества, молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Балы, маскарады, обеды, дружеские пирушки сменяют друг друга. Все это чрезвычайно напоминает петербургскую жизнь пушкинского героя - Онегина:

Там будет бал, там детский праздник. Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно: Везде поспеть не мудрено.

Но может быть, главное увлечение этого времени - театр, «волшебный край». Каждый вечер Пушкин - в театральных креслах. Он - признанный ценитель актерских дарований, пламенный поклонник актрис Е.С.Семеновой, А.М.Колосовой, Е.И.Истоминой; он знаком со всеми сценическими знаменитостями, он свой человек за кулисами. Первая его критическая работа, написанная в 1820 году, - «Мои замечания об русском театре». Несколько лет спустя, находясь в ссылке и вспоминая в первой главе «Евгения Онегина» далекий оставленный Петербург, Пушкин с тоской и любовью вздохнет о милом его сердцу столичном театре:

...Там, там под сению кулис, Младые дни мои неслись.

Однако светский шум и театральные увлечения, столь занимавшие Пушкина в это петербургское трехлетие, были лишь одной, скорее внешней стороной его бурной и сложной жизни. «В тревоге пестрой и бесплодной» он ни на минуту не переставал быть поэтом, литератором, тружеником.

В марте 1820 года Пушкин закончил начатую еще в Лицее поэму «Руслан и Людмила», которая произвела истинную революцию в русской поэзии. Новизна этой изящной и веселой сказки, ее живой, энергичный, разговорный и в то же время безупречно-литературный слог, смелое введение в поэтическую речь простонародных оборотов - все это произвело огромное впечатление на читателей и критиков. Вокруг «Руслана» закипели яростные литературные сражения. У поэмы появились ревностные поклонники и ожесточенные враги. «...Ни одно произведение Пушкина... не произвело столько шума и криков, как «Руслан и Людмила», - писал В.Г.Белинский. Одним из самых восторженных сторонников поэмы был замечательный русский поэт-романтик, старший друг Пушкина В.А.Жуковский. Прославленный поэтический метр, он отнесся к первому большому созданию юноши-поэта с отеческим вниманием и нежностью. Он подарил Пушкину свой портрет (рисунок О. Эстеррейха) с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820 марта 26 великая пятница».

В эти же годы Пушкиным созданы многие политические, вольнолюбивые стихотворения. Восемнадцатилетний поэт уверенно вступал в русскую лите­ратуру как певец революционно настроенных кругов общества:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

«Вольность»

3. Задание. Учитель читает строки из произведений, учащиеся должны определить вид придаточного.

  • Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменила.
  • Коли жив я только буду, чудный остров навещу - у Гвидона погощу.
  • Я вас любил так искренно, так нежно как дай вам бог любимой быть другим.
  • Нет истины, где нет любви.
  • Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
  • И вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметно.
  • Дорогою свободно ты иди, куда влечет тебя свободный ум.
  • И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит.

Взаимопроверка

  • изъяснительное
  • условие
  • образы действия
  • места
  • цели
  • определительное
  • места
  • времени

Весной 1820 г. над Пушкиным разразилась гроза - за оду «Вольность» АлександрIхотел сослать поэта в Сибирь, но благодаря заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг. Затем переведён в Михайловское, за два года заточения поэт написал более 70 стихотворений, 2 поэмы, 4 главы «Евгений Онегин», «Борис Годунов».

Все эти годы он поддерживал связь со своими друзьями. После поражения восстания декабристов Пушкин возвращается в Петербург, где продолжает творчество с новыми силами. Его поэзия требовала бескомпромиссного служения истине.

4. Задание из стихотворений выписать союзы и союзные слова:

1)

Я помню твой восход, знакомое светило
над мирною страной, где все для сердца мило

2)

Я стал умен, я лицемерю,
пощусь, молюсь и твердо верю, что бог простит мои грехи.

3)

В те дни, когда еще, незнаемый ни кем
я пением оглашал приют забав и лени

4)

Беспечный сын природы,
пока златые год в забвенья трачу я
со мною неразлучно, живет благополучно наперстиница моя.

5)

Скажите мне, кто видел край прелестный.

6)

Если юноши, внимая молча шли,
дивились долгому любви моей мучению
и ты сама, предавшись умилению
печальные стихи твердила в тишине.

7)

Лишь ты завидел белый свет, к тебе все музы прилетели

8)

Итак, он в прах готов упасть, чтоб вымолить у друга примирение

9)

Ты меж пелен оставила свирель, которую сама заворожила

10)

И злобно мной играет счастье, давно без крова я ношусь,
куда подует самовластье, уснув, не знаю где проснусь.

Самопроверка: 1 - где, 2 - что, 3 - когда, 4 - пока, 5 - кто, 6 - если, 7 - лишь, 8 - чтоб, 9 - которую, 10 - куда.

Зимой 1828-1829 годов на одном из московских балов Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет. Ее необыкновенная красота, юность, романтическая прелесть глубоко взволновали Пушкина. Он полюбил ее; с ней теперь стали связаны его мечты о своем доме, своей семье. Весной 1829 года Пушкин сделал предложение. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала поэта завидным женихом: состояния нет никакого, не в чинах и не служит, к тому же, как говорят, на плохом счету у правительства. И она сочла благоразумным уклониться от прямого ответа: дочь еще слишком молода, дело не к спеху, надо повременить... Сразу после неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. «...В ту же ночь я уехал в армию,- писал Пушкин позднее,- вы спросите меня - зачем? клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы...»

В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Вся история сватовства Пушкина - очень трудная, наполненная сомнениями, мучительной неуверенностью, унизительными придирками и требованиями будущей тещи. «Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан», - с горечью писал он другу. Наконец предложение Пушкина было принято, и 6 мая 1830 года состоялась помолвка.

Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(«Мадонна», 1830)

Но прошли еще долгие месяцы до того дня - 18 февраля 1831 года,- когда в церкви Большого Вознесения, что и сейчас стоит в Москве у Никитских ворот, Пушкин и Наталья Николаевна были обвенчаны. Молодые поселились на Арбате (теперь дом № 53, где находится мемориальный пушкинский музей). «Я женат - и счастлив, - писал поэт П.А.Плетневу, - одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Но еще до всего этого - до свадьбы, до свершения надежд - была знаменитая Болдинская осень.

Сегодня говоря о Пушкине, мы не можем обойти внимание его любимое время года. Корнилов пишет: «Эта осень радости виною, сыплет изморозь, темнеет в пять, за стихами и за красотою заходите в Болдино опять». Давайте с вами окунемся в очарование осенней природы, в красоту русской осени.

Предлагаю вам написать мини сочинение осенняя пора - очей очарование. Вспомнить красоту осени с ее уходящим теплом помогут вам прекрасные картины русских художников (И.Левитан «Золотая осень» И.Бродский «Опавшие листья», фотографии осени и музыка И.П.Чайковского «Сентябрь».)

В вашем сочинении обязательно должно быть 1-2 СПП (на сочинение отводится 7 минут).

Но женитьба на красавице не принесла Пушкину радости и покоя.

В самом конце 1833 года Пушкину было «пожаловано» придворное звание камер-юнкера, которое обычно давалось совсем молодым людям. Пушкин прекрасно понимал унизительный смысл этого императорского жеста: царь хотел, чтобы жена поэта могла появляться на придворных балах в Аничковом дворце. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове».

Пушкин был взбешен царской «милостью». Сколько достоинства, сколько благородной гордости в короткой дневниковой записи Пушкина: «Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностью. Но я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного»

Суета большого света, придворных балов и приемов, все растущая зависимость от царя тяготили Пушкина. «Жизнь моя в Петербурге ни то ни се,- жалуется он Нащокину. - Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде - все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения».

Семья Пушкина росла. В 1835 году у него уже было трое детей: два мальчика и одна девочка. А в мае 1836 года родился его последний ребенок - дочь Наталья. Расходы все увеличивались, денег не хватало. Пушкин много работает.

Создаёт исторические произведения. Современники по-разному оценивают творчество поэта, и вы имеете свой взгляд на творчество поэта.

6. Задание: Из ваших сочинений «Мой Пушкин» зачитываются предложения, а вы составляете схемы.

  • Когда я читаю его стихи, на душе у меня становится ясно и спокойно.
  • Пушкин навечно останется первым поэтом России, ведь его стихи звучат современно для любого поколения.
  • Стихи, которые Пушкин посвятил своей няни, читаются с волнением, нежностью и теплотой.
  • До конца в поэзии Пушкина разобраться невозможно, потому что каждый выбирает в его поэзии что-то новое и неоткрытое.
  • Если бы было больше таких поэтов, то было бы больше на земле добра и любви.
  • Больше всего мне нравятся стихи Пушкина о природе, так как в них мы видим всю красоту каждого времени года.
  • Все, кто прочтет стихи Пушкина, полюбят его творчество на всю жизнь.

Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный Пушкиным анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Пушкин должен был вступиться за свою честь, за честь жены. Он должен был драться.

Утром 27 января 1837 года Пушкин еще работал: писал, занимался делами «Современника»; внешне он был спокоен, даже весел. Короткий зимний день уже клонился к вечеру, когда Пушкин и его секундант К.К.Данзас отправились на Черную речку - недалекий пригород Петербурга, где была назначена дуэль.

На узкой заснеженной тропе, в двадцати шагах друг против друга, стали Пушкин и Дантес. По знаку секундантов они начали сходиться. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал...Вот как вспоминает об этом страшном дне поэт

Николай Туроверо (ЧТЕНИЕ УЧАЩИМСЯ)

Задыхаясь, бежали к опушке.
Кто-то крикнул: «Устал, не могу».
Опоздали мы. Раненый Пушкин
Неподвижно лежал на снегу.
Слишком поздно опять прибежали,
Никакого прощенья нам нет.
Опоздали, опять опоздали
У Дантеса отнять пистолет.
Снова так же стояла карета,
Снова был ни к чему наш рассказ,
И с кровавого снега поэта
Поднимал побледневший Данзас.
А потом эти сутки мученья,
На рассвете несдержанный стон,
Ужасающий крик обреченья
И жены летаргический сон.
Отлетела душа, улетела,
Разрешила последний вопрос,
Выносили друзья его тело
На родной петербургский мороз

Он жил еще два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление: рана была смертельной. Пушкин с необыкновенным мужеством переносил мучения и смертную тоску. Доктор И.Т.Спасский, лечивший умирающего Пушкина, вспоминал: «Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать». Ночью 3 февраля поэта не стало.

Закончить сегодняшний урок хочется словами Игоря Северянина:

«Есть имена как солнце! Имена -
как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительно в любые времена!»