Интегрированный урок русского языка и информатики

Разделы: Русский язык, Информатика


9-й класс.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: интегрированный урок.

Цели:

По русскому языку

  • совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и изъяснительным; развивать умения определять вид и создавать схемы сложноподчиненных предложений; углубить знания по синтаксической стилистике;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю.

По информатике

  • сформировать практические умения и навыки работы с редактором векторной графики CorelDRAW:
    • использовать основные операции изменения над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др.);
    • изменять форму (редактирование) кривой;
    • создавать фигурный текст;
    • группировать отдельные объекты в единый объект;
    • сохранять изображения в собственном формате CorelDRAW;
    • добавлять рисунок (импорт) к иллюстрации на экране.
  • развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями
  • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития
  • воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
  • по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
  • мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование и наглядные пособия: компьютеры, операционная система Windows 2000, графический редактор CorelDRAW, файлы с печатным материалом

Примечание. Если учащиеся не знакомы с программой CorelDRAW, то задание можно выполнить в векторном редакторе, встроенном в Word или в растровом редакторе Paint.

Ход урока

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).

II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (2 мин).

Учитель русского языка.

Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

  • знать особенности структуры СПП с придаточным определительным и
  • с придаточным изъяснительным,
  • уметь строить схемы сложноподчиненных предложений;
  • уметь заменять СПП с придаточными определительными синтаксическими синонимами.

Учитель информатики.

Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:

  • уметь создавать иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др);
  • создавать надписи;
  • создавать рисунки из простых объектов
  • сохранять изображения в локальной сети

III. Актуализация опорных знаний (3 мин).

Учитель русского языка.

1. На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?

Сложноподчиненные предложения с придаточными

определительными изъяснительными обстоятельственными

2. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

Определительные придаточные предложения Изъяснительные придаточные предложения
определяют существительное или местоимение в главной части предложения изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое)
отвечают на вопросы: какой? который? чей? отвечают на падежные вопросы
  присоединяются союзами: что, чтобы, как будто
присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что присоединяются союзными словами:
  • кто, что, чей,
  • отчего, почему, зачем,
  • как, где, когда
Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы. Дети чувствуют, кто их любит.
Местоименно-определительное придаточное: Кто ищет, тот всегда найдет.

IV. Определение вида придаточных предложений.

1. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

2. Тест. (5 мин.).

№ 1. Дополните предложение, определив лексическое значение указанных слов.

Я знаю, что … – разрешение государственных органов на право деятельности или осуществление торговли.

1) контракт

2) договор

3) лицензия

№2. С какого слова можно начать предложение?

… – учреждение, где производятся финансовые или коммерческие операции с ценными бумагами, с валютой и товарами.

1) фирма

2) маркетинг

3) биржа

№ 3. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов

Известно, что … – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса и сбыта товаров и оказания услуг.

1) фирма

2) маркетинг

3) дилер

№ 4. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов.

Он начинающий… новой торговой фирмы, которая предлагает электронную технику.

1) дилер

2) коммивояжёр

3) посредник биржи

№ 5. Укажите из составленных вами предложений номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

1) 1, 3

2) 1, 2

3) 2, 3

4) 2, 4

2. Проверка правильности выполнения задания (0,5 мин.)

Ключи.

№ задания № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
ответ 3 3 2 2 4

V. Синтаксическая стилистика (6 мин.).

1. Самостоятельное задание с самопроверкой (3мин.)

Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.

1) Я живу жизнью, которая насыщена интересными встречами и делами

2) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.

3) Грибоедов в комедии “Горе от ума” поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.

4) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.

5) Учащийся, который хотел бы успешно сдать экзамены, должен обладать системой прочных знаний.

2. Самопроверка. Правильный ответ: 2, 3, 5.

3. Постройте схемы выбранных вами предложений.

Физкультминутка Зарядка для глаз.

VI. Практическая работа. Построение синтаксических моделей сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным

(17 мин.).

Учитель информатики. Мотивация учащихся

Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающего дизайнера. (Демонстрация работ, выполненных в программе Corel DRAW)

Актуализация знаний.

Какие основные инструментальные возможности графического редактора будем использовать?

Какие основные команды графического редактора будем использовать?

1. Сообщение задания практической работы.

Задание 1:

  • создать синтаксические модели сложноподчиненных предложений:
  • схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант);
  • схему сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным (2 вариант);
  • сохранить работу в Общей папке в локальной школьной сети.

Задание 2*:

  • выполнить обмен рисунков (схем предложений) через импорт объекта между вариантами.
  • добавить иллюстрацию (импорт рисунка) в формате CDR к рисунку на экране.
Модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным Модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

2. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. (Показ презентации).

3. Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (по ходу работы).

Целевые обходы:

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Учитель русского языка.

VII. Смысловая и композиционная целостность текста (10 мин.).

Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

 

А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.

Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем “правду” от “вымысла”, вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.

В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость.

Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.

Д. …

1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Б, Г, А, В

2) В, Г, Б, А

3) Б, А, В, Г

4) В, Б, А, Г

2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?

1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.

2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.

3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.

4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?

1) узнаем

2) получаем возможность

3) умея отделять

4) жизнь преломляется

4. Определите основную мысль текста.

1) Поэт не вторгается во внешние явления, не связанные с творчеством, его удел – культура.

2) Могут устареть язык и приемы, но сущность поэзии как вида искусства неизменна.

3) Жизненный и творческий путь поэта – ключ к пониманию его произведений.

4) Постигая тайны мастерства А.С. Пушкина, мы обретаем радость.

5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным предложением, начертите в тетради его схему.

1) А

2) В

3) Б

4) Г

Ключи.

№ задания № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
ответ 1 3 4 3 3

VII . Итог урока (0,5 мин.).

VIII. Домашнее задание (0,5 мин.): написать сочинение-размышление (миниатюру), определив основную проблему текста

Литература по информатике:

  1. Угринович Н. Д. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;
  2. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  3. Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

Литература по русскому языку:

  1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. / Н. М. Шанский и др. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.
  3. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. Учебное пособие / Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1994. – 223 с.
  4. Русский язык. ЕГЭ. Репетитор. Эффективная методика. /Авторы Е.А. Влодавская, О.И. Сабынина, Е.В.Колесникова, Т.Н.Мамона, Л.И. Пучкова. – Москва: “Экзамен”, 2005 г. – 320 с.
  5. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ -2006. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. – 140 с.
  6. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: “Экзамен”, 2006 г. – 127 с.
  7. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: “Экзамен”, 2006 г. – 31 с.