9-й класс.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: интегрированный урок.
Цели:
По русскому языку
- совершенствовать знания учащихся о структурных особенностях сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и изъяснительным; развивать умения определять вид и создавать схемы сложноподчиненных предложений; углубить знания по синтаксической стилистике;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
- воспитывать стремление к рефлексии и к самоконтролю.
По информатике
- сформировать практические умения и навыки
работы с редактором векторной графики CorelDRAW:
- использовать основные операции изменения над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др.);
- изменять форму (редактирование) кривой;
- создавать фигурный текст;
- группировать отдельные объекты в единый объект;
- сохранять изображения в собственном формате CorelDRAW;
- добавлять рисунок (импорт) к иллюстрации на экране.
- развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями
- формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития
- воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.
Методы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;
- по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование ЭВМ;
- стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
- мыслительной деятельности: аналитические, индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Оборудование и наглядные пособия: компьютеры, операционная система Windows 2000, графический редактор CorelDRAW, файлы с печатным материалом
- электронные тесты “Определение вида придаточных предложений” (Приложение 1),
- “Смысловая и композиционная целостность текста” (Приложение 2)
- лист самоконтроля (Приложение 3)
- технологическая карта “Практическая работа в векторном редакторе CorelDRAW” (Приложение 4)
- презентация к уроку (Приложение 5 )
Примечание. Если учащиеся не знакомы с программой CorelDRAW, то задание можно выполнить в векторном редакторе, встроенном в Word или в растровом редакторе Paint.
Ход урока
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).
II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (2 мин).
Учитель русского языка.
Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- знать особенности структуры СПП с придаточным определительным и
- с придаточным изъяснительным,
- уметь строить схемы сложноподчиненных предложений;
- уметь заменять СПП с придаточными определительными синтаксическими синонимами.
Учитель информатики.
Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть:
- уметь создавать иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно:
- выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, копирование и зеркальное отражение и др);
- создавать надписи;
- создавать рисунки из простых объектов
- сохранять изображения в локальной сети
III. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Учитель русского языка.
1. На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?
Сложноподчиненные предложения с придаточными |
||
определительными | изъяснительными | обстоятельственными |
2. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
Определительные придаточные предложения | Изъяснительные придаточные предложения |
определяют существительное или местоимение в главной части предложения | изъясняют, дополняют, поясняют слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения (сказуемое) |
отвечают на вопросы: какой? который? чей? | отвечают на падежные вопросы |
присоединяются союзами: что, чтобы, как будто | |
присоединяются союзными словами: какой, который, чей, где, кто, что | присоединяются союзными словами:
|
Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы. | Дети чувствуют, кто их любит. |
Местоименно-определительное придаточное: Кто ищет, тот всегда найдет. |
IV. Определение вида придаточных предложений.
1. Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
2. Тест. (5 мин.).
№ 1. Дополните предложение, определив лексическое значение указанных слов.
Я знаю, что … – разрешение государственных органов на право деятельности или осуществление торговли.
1) контракт
2) договор
3) лицензия
№2. С какого слова можно начать предложение?
… – учреждение, где производятся финансовые или коммерческие операции с ценными бумагами, с валютой и товарами.
1) фирма
2) маркетинг
3) биржа
№ 3. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов
Известно, что … – система организации хозяйственной деятельности, основанная на изучении рыночного спроса и сбыта товаров и оказания услуг.
1) фирма
2) маркетинг
3) дилер
№ 4. Дополните предложение, определив лексическое значение заимствованных слов.
Он начинающий… новой торговой фирмы, которая предлагает электронную технику.
1) дилер
2) коммивояжёр
3) посредник биржи
№ 5. Укажите из составленных вами предложений номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 2, 4
2. Проверка правильности выполнения задания (0,5 мин.)
Ключи.
№ задания № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 ответ 3 3 2 2 4
V. Синтаксическая стилистика (6 мин.).
1. Самостоятельное задание с самопроверкой (3мин.)
Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.
1) Я живу жизнью, которая насыщена интересными встречами и делами
2) Накануне Всемирного форума по экологии группа ученых, в которую входили лауреаты Нобелевской премии, приняла манифест.
3) Грибоедов в комедии “Горе от ума” поднял ту же проблему, которую потом стали разрабатывать писатели-классики.
4) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе.
5) Учащийся, который хотел бы успешно сдать экзамены, должен обладать системой прочных знаний.
2. Самопроверка. Правильный ответ: 2, 3, 5.
3. Постройте схемы выбранных вами предложений.
Физкультминутка Зарядка для глаз.
VI. Практическая работа. Построение синтаксических моделей сложноподчиненных предложений с придаточным определительным и с придаточным изъяснительным
(17 мин.).
Учитель информатики. Мотивация учащихся
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Сегодня вы попробуете себя в роли начинающего дизайнера. (Демонстрация работ, выполненных в программе Corel DRAW)
Актуализация знаний.
Какие основные инструментальные возможности графического редактора будем использовать?
Какие основные команды графического редактора будем использовать?
1. Сообщение задания практической работы.
Задание 1:
- создать синтаксические модели сложноподчиненных предложений:
- схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным (1 вариант);
- схему сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным (2 вариант);
- сохранить работу в Общей папке в локальной школьной сети.
Задание 2*:
- выполнить обмен рисунков (схем предложений) через импорт объекта между вариантами.
- добавить иллюстрацию (импорт рисунка) в формате CDR к рисунку на экране.
Модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным | Модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным |
2. Ознакомление с последовательностью выполнения работы. (Показ презентации).
3. Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж (по ходу работы).
Целевые обходы:
- Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
- Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
- Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
- Рациональное использование учебного времени учащимися.
Учитель русского языка.
VII. Смысловая и композиционная целостность текста (10 мин.).
Прочитайте текст и выполните задания 1-10. |
А. Только при сопоставлении правды и
поэтического вымысла поэта мы узнаем, как
философствовал он над своей жизнью. Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем “правду” от “вымысла”, вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии. В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость. Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества. Д. … |
1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Б, Г, А, В
2) В, Г, Б, А
3) Б, А, В, Г
4) В, Б, А, Г
2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?
1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.
2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.
3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.
4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.
3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) узнаем
2) получаем возможность
3) умея отделять
4) жизнь преломляется
4. Определите основную мысль текста.
1) Поэт не вторгается во внешние явления, не связанные с творчеством, его удел – культура.
2) Могут устареть язык и приемы, но сущность поэзии как вида искусства неизменна.
3) Жизненный и творческий путь поэта – ключ к пониманию его произведений.
4) Постигая тайны мастерства А.С. Пушкина, мы обретаем радость.
5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным предложением, начертите в тетради его схему.
1) А
2) В
3) Б
4) Г
Ключи.
№ задания № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 ответ 1 3 4 3 3
VII . Итог урока (0,5 мин.).
VIII. Домашнее задание (0,5 мин.): написать сочинение-размышление (миниатюру), определив основную проблему текста
Литература по информатике:
- Угринович Н. Д. Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;
- Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- Миронов Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
Литература по русскому языку:
- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений./Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. / Н. М. Шанский и др. – М.: Дрофа, 2000. – 80 с.
- Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. Учебное пособие / Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 1994. – 223 с.
- Русский язык. ЕГЭ. Репетитор. Эффективная методика. /Авторы Е.А. Влодавская, О.И. Сабынина, Е.В.Колесникова, Т.Н.Мамона, Л.И. Пучкова. – Москва: “Экзамен”, 2005 г. – 320 с.
- Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ -2006. Русский язык. – М.: Федеральное государственное учреждение “Федеральный центр тестирования”, 2005. – 140 с.
- Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя. /Автор Е.А. Влодавская – Москва: “Экзамен”, 2006 г. – 127 с.
- ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. /Автор М.Ю.Никулина, В.П.Сычева. - Москва: “Экзамен”, 2006 г. – 31 с.