Цели урока:
1. Познавательный аспект: сформировать понятие об индивидуальном авторском стиле. Научить учащихся анализировать индивидуальный авторский стиль поэта, познакомить со своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, словесных образов в их связи с идейно-тематическим и эмоционально-образным содержанием произведения в целом с эстетическими и философскими взглядами автора; с ролью лексических средств и словесных образов в композиционной организации произведения.
2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
3. Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Внимание! Приложения можно взять у автора, связавшись с ним по указанным координатам.
Тип урока. Интегрированный урок: Русский язык и литература, МХК, информационные технологии, краеведение. Проект. 2 часа. Визитная карточка проекта опубликована на Сайте школы.
Оборудование. Компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, выход в Интернет, тетради, учебники, кейсы.
1. Подготовительный этап Щель: определение индивидуальной траектории обучения на основании компьютерного психологического тестирования (Приложение №1)
2. Цель: спланировать формы освоения содержания урока (групповые, индивидуальные, самостоятельные). Индивидуальное планирование урока. (Приложение № 2)
3. Цель: разработать контрольные карты. Контрольная карта. № 1. (Приложение № 3)
Самооценка. Контрольная карта. № 2. (Приложение№4) Взаимооценка
4. Цель: разработать План обучения по проекту. План обучения по проекту. (Приложение № 5)
5. Цель: разработать карточки. Карточки. (Приложение № 6)
6. Цель: разработать кейсы для создания информационного поля и интеллектуального поля. (Информационное поле, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых учениками и преподавателем, служит благодатной средой не только обучения, но и воспитания личности). (Приложение № 7)
7. Цель: разработать тексты для технологии “Ключевые слова”. Тексты для групповой работы по технологии “Ключевые слова”. (Приложение № 8)
1. Этапы урока, цели, хронометраж. 10 м | 1. Организационный момент. Цель. 1. Психологический настрой класса. Организация внимания всех учащихся. 2. Инструктаж по Индивидуальному планированию на уроке. |
2. Методы обучения. Приемы. | 1. Частично-поисковый. Проблемный. |
3. Оборудование. | Мультимедийная презентация урока. (Приложение №3) Контрольная карта. № 1,2. (Приложение№4) компьютер, мультимедийный проектор, тетради, индивидуальные планы урока. (Приложение №2) |
4. Элементы технологии. Формы
организации учебной и педагогической
деятельности. 5. Индивидуальная работа: технология “Инсерт”. Самооценка 6. Работа в парах: составление кластера. Взаимооценка. 7. Групповая работа. Путь каждого члена группы: “Инсерт” —> группе на основе кластеров определить тему урока —> представить проблему, в форме ролевой игры: “ВСТРЕЧИ НА ОЛИМПЕ”. Отчёт групп по схеме. |
1. Ребята, сегодня на уроке мы
продолжаем нашу работу по группам. Обратите
внимание на Индивидуальное планирование урока. В течение урока анализ результатов деятельности по каждому этапу мы будем подводить в форме ролевой игры. “ВСТРЕЧИ НА ОЛИМПЕ”. В этом диалоге предполагается встреча ученых - 1 группа, писателей - 4 группа, художников- 3 группа, логотип, творческих течений - 2 группа, имеющих различные точки зрения по этой проблеме. 2. Вступительное слово учителя. 1. Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение - свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. 2. Речь может быть воспринята как точка зрения на мир. По мнению академика М. Бахтина "Язык для живущего в нем сознания — это не абстрактная система нормативных форм, а конкретное разноречивое мнение о мире. 3. Все слова пахнут профессией, жанром, направлением, партией, определенным произведением, определенным человеком, возрастом, днем и часом. Каждое слово пахнет контекстом и контекстами, в которых оно жило своей напряженной социальной жизнью”. 4. Каждое произведение имеет свой индивидуальный авторский стиль. И это требует соответствующего стилистического подхода к его изучению. Индивидуально и неповторимо творчество нашей землячки южноуральской поэтессы Ирины Аргутиной. В 2004 г., в Челябинске, вышел ее новый сборник стихов. “Линия перемены дат”. 5. Поставить своей целью, привить "элитарное" в лучшем смысле слова языковое сознание ("языковое существование", по Бахтину) широким слоям населения — такой задачи не решаются ставить даже самые богатые, могущие себе позволить соответствующее образование, современные общества: они останавливаются на "свободе выбора" как одном из неотъемлемых прав человека, в том числе и свобода выбора своего стиля. |
8. Продукты деятел. Мысл. процессы. | 1. Признание наличии проблемы. 2. Оценивающее суждение. Взвешенное суждение, выводы. |
1. Этапы урока, цели, хронометраж. 20 м | II. Показ приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях. Цель: актуализация знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Версии учеников |
2. Методы обучения. Приемы. | |
3. Оборудование. | Кейс-метод, метод анализа ситуаций, проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации), метод проектов. |
4. Элементы технологии. Формы организации учебной и педагогической деятельности. | Мультимедийная презентация
урока, компьютер, мультимедийный проектор, выход
в Интернет, Программа проекта. (Приложение №5),
Карточки. (Приложение№6), тетради. 1. Актуализация субъектного опыта учащихся, комплекса знаний. 1. 1. Экспресс-опрос. 1 группа. технологии. Формы организации учебной и педагогической деятельности. 5. Индивидуальная работа: тестирование, самооценка. 7. Групповая работа. Путь каждого члена группы: разработать план решения проблемы на основе —•> компьютерного тестирования —> работе с Сайтом —> Ролевая игра. Путь: ярлык Curil & Methodius на рабочем столе -^-запустить-* добавить —” запомнить—” выбор преподавателя—>настройка—“-экзамен—^содержание—” отбор языковых средств в зависимости от темы, цели и ситуации общения —“-начать—“-следующий вопрос—^закончить. 1. 2. 2 группа. Работа по Проекту Программа проекта. Давайте вспомним, о чем говорит стилистическая окраска слова. Путь: http://rus. 1 september. ru —”• Сайт "Я иду на урок русского языка -> Выразительные средства лексики и фразеологии —> Р. Альбеткова. "О чем говорит стилистическая окраска слова" (№28/2001) —> Корзина (идей, понятий, имен) Ученик записывает в тетради все, что ему известно, что нашел нового по проблеме. Обмен информацией в группе. Члены группы по кругу называют сведения, факты. Учитель записывает все на доске. Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации. 1. 3. 3, 4 группы - бумажный вариант тестирования. Карточки. 3 группа Путь: —> Карточка № 1,2. —“Карточка № 5,6 —> Каточка № 2,3. _4 группа Путь: —” Карточка № 2,3—“-Карточка № 1,2 —”• Карточка № 5,6. 2. Обобщение. Фронтальная беседа. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К. Г. Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются: красивое и некрасивое... 2. 1. Продолжите ряд противопоставлений: выразительное - невзрачное, сильное - слабое, правильное неправильное, родное чужое, величественное скверное, живое мёртвое. Кто и что научит нас правильному языку ? Литература? Поэты, писатели, сама жизнь? |
8. Продукты деятел. Мысл. процессы. | 1. План решения проблемы, понимание принципов. 2. Новый тип мышления, критическое мышление. |
1. Этапы урока, цели, хронометраж. 15 м | III. Погружение групп в ситуацию. Цель: формирование эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями. |
2. Методы обучения. Приемы. | Введение учащихся в диалог. Кейс-метод. Исследовательская аналитическая технология, КСО. Проектная технология. |
3. Оборудование. | Мультимедийная презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, КЕЙС - ЗАДАНИЕ (Приложение №7). Карточки. (Приложение№6), тетради. |
4. Элементы технологии. Формы
организации учебной и педагогической
деятельности. 5. Индивидуальная работа: рассказ, чтение стихотворения. 6. Работа в парах: работа с Кейсами 7. Групповая работа. КЕЙС- ЗАДАНИЕ. |
1. Погружение групп в
ситуацию. Реальная ситуация, соответствующая
реальной жизни. Жанр рассказ. Ирина Марковна
Аргутина родилась 7 июля 1963 в Челябинске, где
живет и сейчас. Окончила челябинскую школу № 1
имени Энгельса, затем ЧелГУ по специальности
“химия”. Работает инженером на кафедре ЭВМ
ЮУрГУ. Замужем, воспитывает сына Александра.
Стихи Ирина начала писать еще в юности,
постепенно составляя собственную
“иллюстрированную карту” окружающей
действительности. Стихотворения были
опубликованы: Первые в “самиздатовском”
сборнике в 1977г. Первая малотиражная книга стихов
“Свободные скитальцы” в 1999г. в издательстве
“Фрегат”. 2001г. в издательстве Татьяны Лурье
книга “Время поить пески”, получившая в 2002г. на
выставке челябинских издательств первую премию
в номинации “Книга - дебют”. Стихи публиковались
в “Антологии уральской поэзии” 2003г. В
литературных журналах: “Урал”, “Уральский
следопыт” (Екатеринбург), “День и ночь”
(Красноярск), “Врата Сибири” (Тюмень),
“Уральская новь”, “Новый ковчег” (Челябинск),
“Берег А” (Магнитогорск), в литературной газете
“Lite” (Балтимор, США). По рекомендации
Всероссийского совещания молодых писателей,
остоявшегося летом 2003 года, поэт Ирина Марковна
Аргутина принята в союз писателей России. Новая
книга стихов “Линия перемены дат” - песни опыта
Ирины Аргутиной. Открывается она словами “... И
загудит над кострами осенними ветер ли, колокол...
”. Это стихотворение о том, что “... нет остановки.
Движение не прекращается”. Поэт продолжает
осмысление жизни (как текущего момента
собственной, так и Жизни вообще) с последующим
мучительным поиском настоящих, единственных
слов. Слова стали другими. Вернее, не собственно
слова и не стихотворная техника. Другим стал угол
зрения, способ фокусировки изображения. В новой
книге нет готовых решений, жизнь перестала
раскладываться на то, что правильно, и то, что
неправильно. Новое зрение болезненно до рези в
глазах. Но прежний взгляд уже невозможен. Она
всегда любила и продолжает любить свой родной
город, но для нее он сейчас “Злой подрост. Этот
город, курящий “Приму”... ” 2. Чтение наизусть
стихотворения. “Этот город” 3. Вопросы Какой
образ создан в стихотворении? 3.1. Основополагающий вопрос. Если специфика литературы состоит в образе, тогда, по замечанию Ин. Анненского, поэзия может существовать вне слов? 3. 2. Вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Верно ли утверждение, что “Стиль - это человек”? Согласны ли вы с утверждением, что язык со своими законами и возможностями, независимо от замысла автора, активно формирует смысл поэтического произведения? Можно ли назвать анализ - прорывом от слов к словообразам? 3. 3. Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. 1 группа -” КЕЙС-ЗАДАНИЕ № 1. 3,4 группы -” КЕЙС - ЗАДАНИЕ № 2. Путь: прочитать абзац - поставить условное обозначение - выписать ключевые слова - перейти к следующему абзацу - составить кластеры— ^ответить на вопросы—” Мозговой штурм, выдвинуть гипотезу— > составить план дальнейшей работы по доказательству гипотезы — > сделать презентацию своей работы 2 группа — > Работа по проекту—* КЕЙС - ЗАДАНИЕ № З. Путь; прочитать абзац - поставить условное обозначение - выписать ключевые слова - перейти к следующему абзацу - составить кластеры— > по кругу взаимообучение (обучить товарища, обмен информацией) — > в парах ответить на вопросы — >Мозговой штурм. Сформулировать: актуальность, объект, предмет исследования, материал для исследования, цель, гипотезу задачи, методологическую основу исследования— ”“ВСТРЕЧИ НА ОЛИМПЕ”. |
8. Продукты деятел. Мыслит, процессы. | Развитие коммуникативных способностей, умение находить оптимальные решения, анализировать, делать выводы. |
1. Этапы урока, цели, 10 м хронометраж. | IV. Обмена открытиями. Цель. Построение гипотезы. |
2. Методы обучения. Приемы. | Вовлечение учащихся в диалог. |
3. Оборудование. | Мультимедийная презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, Карточки. (Приложение№6), тетради. |
4. Элементы технологии. Формы организации учебной и педагогической деятельности. | 1. Обмена открытиями.
Построение гипотезы. “ВСТРЕЧИ НА ОЛИМПЕ”. 2. Слово учителя. Итак, подведем итог нашей дискуссии. Актуальность данного проекта: постоянно развивающийся интеллект человека лает возможность познавать все новые аспекты стиля. Объектом лингвистического, литературоведческого исследования в проекте является межпредметное понятие “стиль”, используемое в качестве базового во всех областях гуманитарного знания, в частности в искусствознании, языкознании, литературоведении, психологии, культурологии, социологии и философии. Предметом исследования является термин “ индивидуальный авторский стиль в поэзии”. Материалом для исследования будут служить словари по культурологии, искусствознанию, языкознанию, литературоведению, психологии, социологии и другим областям гуманитарного знания, научные статьи и исследования русских ученых, занимающихся изучением феномена стиля, Интернет -сайты, стихотворение И. Аргутиной “Этот город”, В. Брюсова “Город”. Целью работы является построение такой концепции индивидуального авторского стиля в поэзии, которая объединила бы уже существующие научные и межпредметные подходы к изучению феномена индивидуального авторского стиля. Обозначенная цель основывается на гипотезе о том, что своеобразие индивидуально-языкового стиля поэта проявляется, прежде всего, в лексике, синтаксисе, ритме, интонации, словесных образах, в словоформах, в их связи с идейно-тематическим и эмоционально-образным содержанием произведения в целом; с композиционной организацией произведения. Но язык - это не материал, который можно просто использовать для выражения какого - то заранее известного смысла; наоборот, язык со своими законами и возможностями активно формирует этот смысл. Замысел художника, после рождения шедевра, превращается в неожиданное художественное явление. Поставленная цель и доказательство гипотезы определили следующие задачи: проанализировать понятие индивидуального авторского стиля в таких областях гуманитарного знания, как искусствознание, живопись, фото, языкознание и литературоведение, социология, раскрыть философскую сущность понятия “словоформа”; раскрыть характерные особенности индивидуального авторского стиля в поэзии на основе сопоставительного анализа стихотворений В. Брюсова и И. Аргутиной. Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области изучения индивидуального авторского стиля как категории риторики Аристотеля, Франческа Петрарки, И. Гете; как искусствоведческой категории А. Ф. Лосева; как лингвистической категории В. В. Виноградова, А. И. Горшкова, как литературоведческой категории А. Н. Соколова, как категории психологии Л. Д. Столяровой. |
5. Индивидуальная работа: роли.
7. Групповая работа. Презентация результата Выступающий от группы отмечает: актуальность, объект, предмет исследования, материал для исследования, цель, гипотезу задачи, методологическую основу исследования |
|
8. Продукты деятел. Мыслит, процессы. | Построение гипотезы. Понимание принципов построения гипотезы |
1. Этапы урока,цели, хронометраж. 25 м | V. Практическая часть. Анализ стихотворения. Цель: закрепить навык анализа поэтического текста |
2. Методы обучения. Приемы. | Технология критического мышления. |
3. Оборудование. | Мультимедийная презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, Интерактивная доска. Программа проекта. (Приложение №5), Карточки. (Приложение№6), Контрольная карта, Ключевые слова (Приложение №8), тетради. |
4. Элементы технологии. Формы
Формы организации учебной и педагогической
деятельности. 5. Индивидуальная работа: анализ стихотворения. Самооценка. 6. Работа в парах, анализ стихотворения Взаимооценка. Мультимедийная презентация. Группа № 4 Проект. № 5-6, 2 группа № 3-5. Взаимооценка. 7. Групповая работа. Анализ стихотворения на основе ключевых слов. Самооценка. Презентация результата. |
Выступающий от
группы доносит результат работы группы. 9.
Подготовленное Д/3. Группа 4,2. Города -
удивительное творение рук, ума и таланта
человечества. Когда мы думаем лишь словами, то из
множества возникающих образов ни один не
успевает достигнуть полной ясности и
отчетливости, необходимых для продуктивного
мышления. Поэтому представлять себе вещи вообще -
это удел ленивых умов, довольствующихся
словесными комбинациями. Избежать такого зла
можно, если представить предмет мысли в
конкретной осязаемой форме. Ив этом нам помогут
ребята из 4,2 групп. Ю. Побуждение учеников к
самооценке деятельности. Контрольная карта. № 1. Самооценка. Контрольная карта. № 2. Взаимооценка. № 1-2, № 2-1, № 3-4, № 4-3. |
8. Продукты деятел. Мыслител. процессы. | 1. Логическое формулирование выводов. 2. Предложение мнений с аргументами |
1. Этапы урока, 5 м цели, хронометраж. | УГ. Домашнее задание. Цель: проект, закрепить навык анализа стихотворения. |
2. Методы обучения. Приемы. | Метод проектов. |
3. Оборудование. | Мультимедийная презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, выход в Интернет, Программа проекта. (Приложение №5), Карточки. (Приложение№6), тетради |
4. Элементы технологии. Формы организации учебной и педагогической деятельности. | 1. Домашнее задание расположено
на сайте школы, http://esauldream. narod. ru 1. Классу. Написать
отзыв читателя об индивидуально-авторском стиле
И. Аргутиной. 2. Самостоятельная работа по группам.
Домашнее задание. Результаты оформить творчески. 2. 1. Провести творческий социологический опрос. 1 группа - среди своих сверстников и оформить в виде кенингов. (Челябинск... ). 2. 2. Провести исследование. 2 группа. Индивидуально-авторский стиль поэта. Сопоставительный анализ стихотворений В. Брюсова “Город” и И. Аргутиной “Этот город”, (выявить влияние художественного произведения на жизнь общества, ответить на вопросы, поставленные учителем, сделать выводы 2. 3. Разработать сценарий литературной гостиной “Встреча с поэтом”. Пригласить И. Аргутину на встречу. 3,4 группы. 3. По результатам домашних проектов выступить на уроке. Защита проектов на обобщающем уроке. 4. Самостоятельная работа по группам. Домашнее задание. Результаты оформить в виде Веб-страницы или Веб-сайт (локально и в Интернете на сайте школы. http://esauldream. narod. ru), презентации, публикация. |
5. Индивидуальная работа: Запись адреса сайта. | |
8. Продукты деятел. Мысл. процессы. | Самостоятельность оценки явлений. |
1. Этапы урока, 5 м цели, хронометраж. | VII. Итог урока. Цель: подвести итоги урока. Прокомментировать работу детей, выставить оценки |
2. Методы обучения. Приемы. | Технология критического мышления. |
3. Оборудование. | Мультимедийная презентация урока, компьютер, мультимедийный проектор, Карточки. (Приложение№6), тетради |
4. Элементы технологии. Формы
организации учебной и педагогической
деятельности. 5. Индивидуальная работа: Составление синквейя. 6. Работа в парах: Составление синквейя. |
1. Эмоциональное восприятие урока.
Синквей. Пишем синквей (от англ, “путь мысли”)
Правила написания синквейя. 1. Одно слово.
Существительное или местоимение, обозначающее
предмет, о котором идет речь. 2. Два слова.
Прилагательные или причастия, описывающие
признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три
слова. Глаголы, описывающие совершаемые
предметом или объектом действия. 5. Одно слово.
Характеризует суть предмета или объекта. Пример. 1. Каникулы. 2. Долгожданные, но недолгие. 3. Планируешь, предполагаешь - не успеваешь. АНу почему хорошее так быстротечно! 5. Мгновение. 2. Слово учителя. 2. 1. Оценки за урок. Презентация результата Выступающий от группы отмечает. Как была организована работа? (работали в парах; сначала индивидуально; сразу в группе, сочетали разные формы работы на этапе решения и проверки). Кто из уч-ся (или сколько уч-ся) выполнили правильно все задания? Сколько уч-ся допустили одну ошибку? Есть ли в группе такие уч-ся, которым вы оказывали помощь в преодолении трудностей? В чём конкретно это проявлялось? (прочитать задание, обосновать выбор ответа, указать причину ошибки) 2. 2. Самооценка индивидуальной работы ! Правильно выполняю все задания +? Выполняю правильно, но иногда сомневаюсь ? Затрудняюсь в большинстве случаев ( * ) Свои отметки. |
8. Продукты деятельности. Мыслительные процессы. | Воспитание потребности получения знаний в совместной деятельности. Развитие творческих способностей. |