Интегрированный урок русского языка и литературы в 5-м классе "Письмо"

Разделы: Русский язык


Тема урока.  Письмо.

Цель урока. Развитие у школьников способности к сочинительству и умению выражать свои мысли письменно.

Задачи урока.

1. Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.

2. Сформировать навыки правильного написания письма – делового (почтовые правила оформления адреса) и личного (определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем).

3. Повысить интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи.

Ход урока

Слово учителя.

Электродвигатель, конституция, компьютер… Это изобретения, которые изменили жизнь человечества к лучшему. Но эти изобретения никогда не состоялись бы, если бы в древности, кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел бы земледелие, обработку металлов и письменность.

Надежность и достоверность информации, развитая экономика и правовая система – это плоды письменности.

Возможность граждан влиять на решения, которые их касаются, то есть демократия, - тоже плод письменности.

Конечно, это не все, что дала человечеству письменность. Следует вспомнить о великой литературе, о письмах, связывающих людей, разделенных тысячами километров, о множестве жизней, спасенных благодаря записке в бутылке. Но у всех разнообразных даров письменности есть нечто общее. Это – свобода. Свобода от времени и расстояния, от невежества и обмана, свобода принимать решения, общаться, верить, творить…

Чтец.

“При свиданье – с глазу на глаз
Мы ведем свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают”.

Так сказал себе однажды
Гайавата, размышляя
О родном своем народе
И бродя в лесу пустынном.

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков…

Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую, для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центе – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенных,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки, грозно поднятые кверху, -
Знаком гнева и угрозы…

Так, в своих заботах мудрых
О народе, Гайавата
Научил его искусству
И письма и рисования…

(отрывок из произведения американского писателя

Генри Уолдсуорта Лонгфелло

(1807-1882) “Песнь о Гайавате”)

Слово учителя. Путь развития письменности – долгий путь… Прочитайте рассказ Геродота, древнегреческого историка (V в. н.э.), который доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. (Используется технология развития критического мышления. Иллюстрации к тексту выполнила ученица 10 А класса Журавкова Екатерина Эрнестовна).

Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая “затягивалась и конца ей не было видно”, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Остановка.

Вопрос.

Как вы понимаете значение этих даров? Учащиеся высказывают свои предположения, выбирают наиболее оптимальный вариант и наблюдают при чтении II части насколько верен он (близок) тексту.

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Итак, дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который ученые называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Вопрос к учащимся: Однако можно ли считать послание скифских царей письмом? (При ответе учащиеся пользуются определениями).

Письмо – способ или средство, с помощью которого создаются тексты.

Письмо должно передавать информацию.

Письмо – это запись речи.

Письмо – только то, что можно увидеть глазами; это обязательно речь, запечатленная на какой-либо поверхности.

Письмо предполагает систему, то есть использование только заранее определенных знаков по определенным правилам.

(Из Энциклопедии для детей “Аванта”. Языкознание. Русский язык. Том 10, с. 540-542. Изд. центр “Аванта”, 2001 г.)

Неписьмо.

Детские каракули письмом не являются.

Географические карты, дорожные знаки и многие другие способы сообщения информацию передают, но это тоже не письмо.

Попытка выразить рисунком или символическими знаками какую-нибудь мысль тоже не будет письмом.

Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. С их помощью когда-то указывали количество предметов – проданных, взятых в долг и т.д. Иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым числом зарубок. Получалась “документальная запись” договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки.

Названные древние способы передачи информации считаются предметным письмом. (Из Энциклопедии для детей “Аванта”. Языкознание. Русский язык. Том 10, с. 540-542. Изд. центр “Аванта”, 2001 г.)

Используя данную информацию, учащиеся дают ответ на поставленный выше вопрос:

- Послание скифских царей могущественному персидскому царю Дарию I следует считать предметным письмом.

Слово учителя.

Послание похоже на письмо, но письмом не является – такие древние изобретения человечества называются предписьменностями. На основе некоторых предписьменностей возникло письмо.

Некоторые письменности были изобретены, а другие – и таких большинство – появились в результате постепенной и долгой эволюции письма.

Звуко-буквенное, или алфавитное, письмо стало венцом графической эволюции. Письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь оказался самым эффективным.

Письменность как бы ушла на задний план, предоставив людям полную свободу выражения своих мыслей, сведя помехи в общении и взаимопонимании к минимуму.

Но всегда следует помнить: за системой письма стоят не просто звуки языка, а история и культура.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, что в русском языке есть два разных слова письмо. Эти слова омонимы: их внешняя форма совпадает (пишутся и произносятся они одинаково), а значения разные. Если перевести их на другие языки, омонимия нередко исчезает.

Слова в тех же языках

Английское – letter writing

Французское – lettrе это почтовое письмо ecriture это письменность.

Немецкое – Brief schrift

Письмо. Почтовое письмо… Что это такое? (Достаю из почтового ящика (его имитация) вопросы, на которые предлагаю своим ученикам ответить).

Вопросы:

  1. Когда появились первые письма?
  2. Какого содержания бывают письма?
  3. Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
  4. Что привлекает вас в переписке больше – получать письма или писать?
  5. Что вы чувствуете, когда почтальон вручает вам письмо?

Учащимся предлагается материал для наблюдения.

I. Учащиеся записывают предложения:

Каждому адресату своевременно доставлять все почтовые отправления.

Адресанту следует возвратить бланк телеграммы, если на нем не указан обратный адрес.

II. Проводится лексическая работа: выясняются этимология и значение слов адрес, адресат, адресант. (Работа со словарем. Работа выполняется с целью предупреждения ошибки в смешении паронимов. Подобные ошибки недопустимы в деловых бумагах, язык которых отличается логичностью, точностью, однозначностью выражения мысли).

Слово адрес вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме (посылке, бандероли), указывающую получателя и место назначения.

Адресат - [нем. Adressat < фр.] – получатель, тот, кому адресовано письмо (посылка, бандероль).

Адресант - [нем. Adressant < фр.] – отправитель, тот, кто оправляет письмо (посылку, телеграмму и т.д.).

III. Учащиеся знакомятся с почтовыми правилами оформления адреса и используют их на практике (самостоятельно подписывают конверт).

Правила Образец
- адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

- названия стран, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;

- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);

- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия

1) улицы, номер дома и квартиры;

2) населенного пункта;

3) района;

4) области;

внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

От кого Григорьева Ильи Игоревича

Откуда ул. Наймушина, дом 18, кв. 196

г. Усть-Илимск

обл. Иркутская

Россия

Кому Юрийчук Ларисе Николаевне

Куда ул. Первомайская, дом 5, кв. 9

г. Братск

обл. Иркутская

Россия

Учитель усиливает внимание на то, что необходимо научиться правильно оформлять адрес во избежание различных недоразумений. В качестве примера уместно напомнить учащимся чеховский рассказ “Ванька”. Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, “свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: Константину Макарычу”.

А.П. Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма: его не получил дедушка.

IV. Логическая пауза.

Письма – маленькие путешественники. Из города в город, из страны в страну они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Значит, письмам нужны билеты? Да! И этот билет – (ответ детей) – почтовая марка. А покупаем такой билет для письма мы. Марка – полезная и красивая вещь.

Чтец. (Стихотворение выучено наизусть заранее).

Марки невкусные, намазаны клеем,
Мы с дочуркой об этом жалеем.
Красивую марку дочурка лизнет,
Скорчится, сморщится и – заревет!
Скорее придумайте марку отличную,
Которую клеит варенье клубничное!
Ура троекратное маркам почтовым,
Намазанным сладким сиропом фруктовым.

(Д. Родари)

Диалог:

Учитель – А что же в конверте?

Учащиеся – Письмо!

Учитель –

“Письма пишут разные:
Слезные, болезные,
Иногда прекрасные…”

К. Симонов.

Выразительное чтение писем учащимися. (Письма учащиеся подбирали вместе с родителями дома).

Письмо первое: М.Ю. Лермонтов – М.А. Лопухиной (23 декабря 1834 года).

“О, как желал бы я опять вас увидеть, говорить с вами: мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами, а теперь читать письмо то же, что глядеть на портрет: нет ни жизни, ни движения…”.

Письмо второе: А.П. Платонов своей жене с фронта: 6 июня 1943 года.

“Дорогая моя жена Маша. Я под Курском. Наблюдаю грозную картину боя современной войны.

Как-то ты там живешь, одинокая моя? Я так по тебе соскучился, так много есть что рассказать, так много есть чего писать.

Армия наша приняла на свою грудь, на свое оружие ураганное давление германской армии, затомила на себе силу немцев и затем перешла в сокрушающее упорное наступление, уничтожая вросшую в землю оборону противника.

Я пишу о войне, а душа покоя просит. Ночью иногда во мраке светятся ракеты, висят они мучительно долго, освещая все зеленым, иногда синим светом, но потом все-таки гаснут.

И страшно тебе покажется, но мне в такие ночи не так грустно. Мне кажется, что мой сын где-то там, в этом сине-зеленом мраке….

Я видел на фронте храбрейших людей, которые, однако, не могут ни слушать музыку, ни видеть цветы – плакать от них начинают…

Что у вас там нового?”.

Письмо третье: Письмо от Катерины Петровны Насте. (Из рассказа К.Г. Паустовского “Телеграмма”).

“Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

Письмо четвертое: Письмо Н.А. Островского к своей матери.

“Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица”.

Письмо пятое. Отрывок из письма героя рассказа О.Ф. Берггольц “Лучший друг”.

“Дорогой Павлик!

Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-желтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…

Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше”.

Слово учителя.

Письма бывают разные… С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

К письмам часто прикладывают рисунки и даже поделки. С возрастом круг адресатов расширяется, иногда появляется необходимость написать в газету или журнал.

Письма имеют большое значение в жизни людей.

В Год русского языка (объявленного Президентом Российской Федерации) в рамках Конкурса “Лучший урок письма” объявлены номинации “Письмо Президенту”, “Письмо другу”, “Моему учителю”, “Письмо ветерану”, “Письмо моей семье” и всемирным Почтовым Союзом объявлена специальная номинация “Представь себе, что ты дикое животное и что из-за изменений в природных условиях и климате твоей среде обитания грозит опасность. Напиши письмо жителям планеты и объясни, что они могут сделать, чтобы помочь тебе выжить”. А также объявлена номинация “Лучшее четверостишье о Всероссийском конкурсе “Лучший урок письма”.

Итак, у вас есть возможность принять участие в одной из номинаций Конкурса на лучшее письмо.

Но помните: в переписке существует определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем.

1. Прежде всего это касается форм обращения и концовки письма. Письмо начинается с обращения. Например: Здравствуй, дорогая бабушка. Или: Добрый день, уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин!

Начиная письмо, не забудь после слова Здравствуйте или Добрый день поставить запятую перед обращением, а после него – точку или восклицательный знак.

Заканчивается письмо словами прощания. Например: До свидания. И подписью его автора, которой могут предшествовать слова С уважением.

2. Содержание письма должно быть предельно ясным, по возможности лаконичным. Тон письма должен быть корректным. Нельзя допускать тяжеловесных синтаксических конструкций, неправильного употребления терминов.

3. Важно также придать письму безупречную внешнюю форму. (С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его: научиться писать красивее. Так возникла каллиграфия от греч. “красивый почерк” – искусство красивого письма).

! Предлагаю учащимся поразмышлять над средневековыми трактатами о каллиграфии:

- Чистота письма – чистота души.

- Красота письма – язык руки и изящество мысли.

- Когда сердце свободно от суеты, письмо бывает хорошим.

- Опора науки письма в добродетели.

4. Всегда следует помнить: “Письмо – геометрия души”. (Платон).

“С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку”. (Г. Мопассан).

Слово учителя.

Письма – серьезный и полезный “предмет”. В жизни людей письма играют важнейшую роль. Льву Кассилю письма помогли стать писателем. Приехав в Москву учиться, он бродил по столице, знакомился с достопримечательностями и свои впечатления выражал в письмах к брату. Письма были столь содержательными и эмоциональными, что брат отнес их в редакцию, и они были напечатаны. Это окрылило Кассиля, и он всерьез занялся литературным творчеством.

Письма бывают длинными и короткими. “Я написал это письмо более длинным, чем обычно, потому что у меня не было времени написать короче”. (Б. Паскаль).

Ценными и дорогими. “Я получил за свою жизнь не более одного или двух писем, которые стоили оплаты почтовых услуг” (Г. Торо).

Письма творят добро! (Выразительно читаю текст Е.Кочнева “Ты самая красивая!” Текст прилагается).

Пишите письма, хорошие письма и пусть торжественные ваши письмена всегда радуют тех, кому они адресованы!

P.S. Все учащиеся класса приняли участие в Конкурсе на лучшее письмо (работу выполняли дома). Лучшие письма учащихся прилагаю.

Приложение