Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010

    Авторы: Кондрашова Людмила Николаевна, Цымдянова Татьяна Анатольевна

    Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.

  • Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка 2007

    Автор: Мазур Елена Ивановна

    Цель статьи "Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка" - наметить пути изучения языка через речь и для речи на основе текста, поскольку именно в тексте происходит реализация потенциально возможных языковых единиц. Более того, в условиях контекста раскрывается каждый языковой уровень, что помогает ученику воспринимать, понимать, оценивать и создавать текст, развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

  • Текст-рассуждение. 2-й класс 2020

    Автор: Сальникова Юлия Борисовна

    Цели урока: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание: различать тексты разных типов, делить текст-рассуждение на смысловые части, пользоваться токовым словарем; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    технологическая карта

  • Текст. Признаки текста. Анализ текста. Урок русского языка в 10-м классе 2009

    Автор: Мещерякова Светлана Григорьевна

    Урок обобщения знаний о тексте, его признаках и направлениях его анализа. Использование презентации позволяет не только акцентировать внимание на ключевых моментах темы, но и осуществить быструю самопроверку. Четкие параллели с заданиями ЕГЭ позволяют выстроить логику урока, поддерживают у учащихся уверенность в практической значимости данного материала.

  • Текстоведение в инженерно-технологическом классе 2017

    Автор: Чекменёва Оксана Юрьевна

    Урок русского языка для учащихся 9-х классов «Текстоведение в инженерно-технологическом классе» нацелен на развитие умения анализировать языковой материал технического текста. Для этого нужно развивать умение различать языковые единицы, определять их выразительную роль в тексте. Процесс обсуждения заданий в группах помогает всем ученикам прийти к выводам, что и в техническом тексте язык не теряет выразительности.

  • Текстоведение. Комплексный анализ текста 2010

    Автор: Иванова Ольга Анатольевна

    Этот урок создает условия для развития у обучающихся осознанного восприятия публицистического текста, творческих способностей обучаемых, их интеллектуальной и эмоциональной активности, языкового развития, умения ориентироваться в ситуации, возникающей в процессе речевого общения.

  • Текстоведческий анализ. Языковые разборы. Урок общеметодической направленности. 10-й класс 2022

    Автор: Бращунова Ирина Михайловна

    Цель урока: повторить стили речи, учить анализировать текст с точки зрения синтаксиса, пунктуации, орфографии, готовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.


  • Текстовые задания в процессе обучения русскому языку 2011

    Автор: Бабунина Светлана Юрьевна

    Тестовые задания на уроках русского языка занимают важное место в системе разнообразных способов проверки и оценки знаний обучающихся. Данный вид контроля дает учителю представление о степени усвоения учебного материала, позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся, а также помогает спланировать процесс обучения с целью их ликвидации. Приведенные в статье тестовые задания проверены в практике обучения.

  • Текстообразующая роль глаголов 2010

    Автор: Синченко Вера Алексеевна

    Вид представленного урока — "удивительное рядом". Определяя текстообразующую роль глаголов, рассматривая выразительные возможности глаголов, учащиеся работают с текстами, в которых описывается удивительный цветок. Используя глаголы, ребята восстанавливают деформированный текст.

  • Текстоцентрический подход на уроках русского языка 2023

    Автор: Шайбакова Рузиля Айратовна

    Коммуникативная компетенция учащихся базируется на продуманной системе развития речи и мышления учащихся. Основное методическое средство создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды – это текст. Однако текст, преподносимый без надлежащего речевого мастерства, разрушает сам себя. Чтобы понять что-либо, учащемуся нужно это представить, а учитель зачастую лишает его этой возможности, забывая об образной памяти. В результате получается, что текст (правила в учебнике, слово учителя) как категория утрачивает свое основное качество «язык в действии» и разрушает естественную речевую среду, разрушает грамотность. Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.

  • Тексты для сборника удивительных диктантов 2009

    Автор: Седова Светлана Владимировна

    Предлагается несколько шуточных текстов диктантов, которые можно использовать для отработки трудных орфографических правил на уроках русского языка в средней и старшей школе.

  • "Тексты малой формы" (программа факультативных занятий по русскому языку). 5–7-е классы 2011

    Автор: Моренец Алла Николаевна

    Цель предложенного в статье курса – дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы. Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды мини-текстов в соответствии с их классификацией. Содержание курса строится от простого к сложному. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает.

  • Тексты песен на уроках русского языка 2010

    Автор: Неустроева Василиса Петровна

    Языковая, речевая компетентность вырабатывается у учащихся при работе со связными текстами разнообразной тематики. Тексты песен патриотического содержания с разработанными грамматическими заданиями можно использовать как дидактический материал на уроках русского языка в средних и старших классах.

  • Тексты публицистического стиля при подготовке к изложению 2006

    Автор: Саакян Сильва Макичевна

    Учащимся 11-го класса в конце учебного года дано право выбора: сдавать письменный экзамен по русскому языку и литературе в форме сочинения или изложения с элементами сочинения. Данная разработка открытого урока посвящена подготовке к изложению с элементами сочинения. Мною для этого выбрано упр. 74 из учебника-практикума по русскому языку (авторы А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова). Данный текст предоставил большую возможность повторения и особенностей публицистического стиля, и орфографии, и пунктуации. Дополнительный вопрос, сформулированный в последнем предложении текста, позволяет учащимся проявить свои творческие способности.


  • Тема "Антонимы" 2010

    Автор: Тимербаева Расима Хатиповна

    Целью урока является закрепление понятия антонимов, научить употреблению. Воспитать чувство любви к Родине, ненависти к войне.

  • Тема "Имя числительное как часть речи" 2020

    Автор: Осипова Татьяна Николаевна

    В ходе урока повторяются знания об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи. Учащиеся анализируют и характеризуют общее грамматическое значение, определяют синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличают имена числительные от других частей речи со значением количества, распознают количественные, порядковые, числительные: приводят примеры.

    синтаксические функции, грамматическое значение, порядковое числительное, количественное числительное

  • Тема "Корень слова" 2010

    Автор: Иванова Нина Николаевна

    Урок направлен на закрепление знаний о корне как основной морфеме русского языка и формирование умения правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова.

  • Тема занятия: "Описание природы". 6-й класс 2014

    Автор: Яковлева Елена Ивановна

    Цель занятия: обобщение, углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме "Тип речи описание".

  • Тема исследования: "Моя родословная" 2010

    Автор: Сапотько Надежда Ивановна

    Автор рассказывает о родословном древе своей семьи.

  • Тема методической разработки: «Я познаю слово» 2022

    Автор: Ершова Тамара Андреевна

    Стоит ли говорить о том, что словари – наши помощники? В словарях можно найти любую информацию о слове: как образовано, значение, правописание, состав слова, синонимы и т.д. Но ключевым остаётся вопрос: как показать ребёнку, что словарями пользоваться полезно, современно? Расширение знаний о том, как и где найти нужное слово, а самое главное, зачем искать слово, какую информацию о слове можно узнать из энциклопедии, актуализирует выбор темы. Разработку урока можно использовать при изучении лексики в 5–6-х классах.

  • Тема природы в фольклоре русского и осетинского народов (сопоставительный анализ) 2022

    Автор: Габараева Лиана Ивановна

    Что общего в творчестве народов и есть ли существенные отличия? Богат не только фольклор русского народа, но и осетинского. Природа в фольклоре и обычаях обоих народов занимает большое место. Свой отпечаток тема природы нашла в каждом из народных праздников.

    фольклор


  • Тема урока "Анализ текста. Средства художественной выразительности" 2009

    Автор: Литвинова Татьяна Ивановна

    Один из уроков в системе уроков развития речи по формированию всех видов компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. В ходе анализа текста отрабатывались уже имеющиеся знания, умения, навыки, а также формировались новые. Важность этой работы определяется тем, что на экзамене в 11-м классе предлагаются тексты различных типов, и учащиеся должны уметь анализировать текст.

  • Тема урока "Буквы И-Ы после Ц". 5-й класс 2012

    Автор: Анохина Евгения Сергеевна

    Урок знакомит учащихся с правописанием букв и-ы после Ц; формирует умения и навыки фонетического, морфемного анализа слов, синтаксического разбора предложения, орфографической грамотности (повторение орфограмм по темам: "Приставки рас-, раз-" "Буквы Е-О после шипящих в корне слов"); формирует интерес учащихся к русскому языку.

  • Тема урока "Буквы Ы-И после Ц". 5-й класс 2012

    Автор: Мартиросова Люсианна Дурмиши

    Целью данного урока является создание условий для развития правописных компетенций через закрепление правописания О-Ё после шипящих в корнях слов; через повторение правописания чередующихся гласных в корнях -лаг-,-лож-, -раст-, -ращ-, -рос-; создание условий для развития языковой компетенции через введение понятия и через закрепление правописания гласных Ы-И после Ц в корнях, суффиксах, окончаниях слов.

  • Тема урока "В гостях у буквы А". 5-й класс 2012

    Автор: Митина Наталья Анатольевна

    Урок помогает закрепить изученное о структуре слова, значении и правописании морфем, совершенствовать умения морфемного разбора, выбора правописания в зависимости от значения морфем, отрабатывать орфографические навыки, показать работу по разным видам словарей.

  • Тема урока "Виды и формы общения" 2013

    Автор: Мачеева Анна Евгеньевна

    Данный урок можно использовать на уроках русского языка в 10-м (профильном) классе по любой программе. На уроке идет обучение видам и формам общения, требованию к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм.

  • Тема урока "Гласные в суффиксах -ек, -ик" 2008

    Автор: Филипенко Нина Борисовна

    Учащиеся знакомятся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек, -ик. Урок способствует развитию у учеников способности в совершенствовании культуры своей речи, логического мышления, орфографической зоркости.

  • Тема урока "Дефис между частями слова в наречиях" 2012

    Автор: Буслаева Марина Александровна

    На уроке используются словесные, практические, наглядные методы. Применяется дифференцированный метод обучения при работе с текстом. Используются межпредметные связи с предметами МХК и ИЗО.


  • Тема урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс 2013

    Автор: Чугунина Марина Алексеевна

    Урок "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является заключительным и проводится перед контрольной работой по данной теме. В ходе урока повторяется теория через тест. Учащиеся проставляют только нужный знак препинания. Тест проверяется взаимопроверкой. Предлагаются предложения для синтаксического разбора БСП. Сильные обучающиеся в этот момент решают кроссворд по БСП. В конце урока проводится разноуровневая самостоятельная работа.

  • Тема урока "Изучение синтаксической функции местоимений в 6-м классе" 2009

    Автор: Самчелкина Наталия Владимировна

    В основе распределения слов по частям речи лежат три группы признаков: общее лексическое значение; морфологические признаки; синтаксическая роль слова.