Тема: Особенности текстов публицистического стиля.
Цель: Повторить сведения об особенностях публицистического стиля, систематизировать знания, подготовить учащихся к изложению с элементами сочинения. Воспитание чувства прекрасного.
Ход урока
1. Прочитайте выразительно, вдумчиво отрывок из статьи М.Исаковского “ Опираясь на авторитет великих классиков”.
2. Объяснить смыл названия статьи. Учащийся приводит доводы, объясняющие смысл названия статьи:
- становление поэтической личности не может обойтись без влияния классиков;
- творчество и пример классиков помогает, вдохновляет;
- в произведениях классиков можно найти ответы на многие вопросы;
- чтение произведений классиков помогает разобраться в своей жизни и т.д.
3. Придумайте свои названия.
Названия, предложенные учащимся: “Вечно прекрасная поэзия”, “Живое слово – источник поэтического вдохновения”, “Поэзия как эхо времени”, “Поэзия - душа и вера” и т.д.
4. Определите стиль данного отрывка.
Учащиеся отвечают, что стиль публицистический:
- автор дает оценку изложенной проблеме для того, чтобы повлиять на мысли и чувства читателей, привлечь их к той позиции, которую сам занимает;
- это отрывок из статьи, и в нем есть все признаки данного стиля: логичность, образность, оценочность, призывность, соответствующие языковые средства, разнообразие синтаксических конструкций, торжественно приподнятые обороты.
- приводят примеры из текста: “тайны поэтического творчества”, “избавили меня от многих ошибок и заблуждений”, “раздумывая над судьбами”, “классический русский стиль”, “могучее слово”, “классический стих живет и вечно будет жить”, и т.д.
- отмечают использование вводных слов как средство привлечения внимания читателя, его убеждения: разумеется, конечно же, наоборот. Использование деепричастных оборотов придает тексту особую значимость, выразительность, убедительность.
5. Обратите внимание на предложения, в которых использованы не и ни в качестве частицы или приставки: “…неоднократно обращался…”, “…никак не мог…”, “…по неопытности…”, “…дело не в этих детских и юношеских упражнениях…”, “…сыграли некоторую роль…”, “…не один раз обращался…”, “…никак не годится..”, “…неправда…”, “…не устарел…”, “…еще никем не использованные возможности…”, “…еще не один раз скажет…”.
6. Почему автор часто использует данные конструкции?
7. Учащиеся отвечают, что использование слов с данными частицами и приставками помогает автору донести до читателя главную свою мысль: неправда, что русский классический стиль устарел, он живет и вечно будет жить….
8. Объясните слитное и раздельное написание не и ни.
Придумайте предложения со словами: не один – ни один, не раз – ни разу.
9. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
10. Напишите изложение. Выскажите свое отношение к мысли, сформулированной в последнем предложении.
11. Из ученических работ:
- Поэзия мне ближе, чем проза. Одна строка поэтического текста может вместить мысль большого абзаца прозаического текста.
- Когда читаешь стихи А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других поэтов, кажется, что погружаешься в какой-то особенный мир. Поэт говорит только с тобой, делится своими мыслями, и ты не так одинок.
- Если мы хотим сохранить себя как нацию, нам необходимо сохранить наш язык, наш классический стих - душу народную.
- Я отвечу на вопрос словами А.Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль.
И долговечней – царственное слово.
“Царственное слово” - поэтическое слово, “русский классический стих”.
Литература:
1. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова Русский язык. Учебник – практикум для старших классов. Стр.74, упр. 74.