Тема методической разработки: «Я познаю слово»

Разделы: Русский язык


Стоит ли говорить о том, что словари - наши помощники? В словарях можно найти любую информацию о слове: как образовано, значение, правописание, состав слова, синонимы и т.д. Но ключевым остаётся вопрос: как показать ребёнку, что словарями пользоваться полезно, современно? Расширение знаний о том, как и где найти нужное слово, а самое главное, зачем искать слово, какую информацию о слове можно узнать из энциклопедии, актуализирует выбор темы.

Разработку урока можно использовать при изучении лексики в 5-6 классах.

Образовательная цель: актуализировать знания о словарях и энциклопедиях; вспомнить правила работы со словарями и энциклопедиями.

Деятельностная цель: содействовать формированию способности учащихся работать со словарями и энциклопедиями, развитию интереса к работе с различными источниками информации, воспитание любви к родному языку; создать Большой энциклопедический словарь шестиклассника.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знать функцию слова в языке, понятия «словарь», «энциклопедия», «энциклопедический словарь», уметь находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, объяснять лексическое значение слово, используя разные приёмы.
  • Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
  • Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Тип урока: урок открытия новых знания в рамках Технологии деятельностного метода.

Используемые педагогические технологии, методы, приемы: системно-деятельностный подход, технология деятельностного метода, проектная деятельность, активные методы обучения, помогатор эффективного обучения «Паук-карты».

Используемые ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, словари (толковые, этимологические, словообразовательные, энциклопедические), рабочий лист «Карта слововеда», презентация к уроку, эпиграф на доске: «На свете нет ничего естественней, чем стремление к знанию», М.Монтень.

Приложение

Сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

(Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении, готовыми приступить к работе. Желаю нам всем больших успехов сегодня! (Слайд 2)
А начать урок я предлагаю с «фитнеса для мозга», это поможет нам настроиться на работу, активизировать свои силы. Обратимся к Карте слововеда. (Слайд 3)

Приветствуют учителя и друг друга.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

А как вы думаете, почему «Карта слововеда»? Что мы можем сказать о слове «слововед»?
Какая наука изучает словарный состав языка?
Предполагают, что урок будет связан с изучением слов (слововед - образовано способом сложения двух слов: ведать (знать) слова).

Хотите ли вы продолжить изучать лексику?
Что для этого надо сделать?

А что мы уже можем сделать?

Возможные варианты ответов: учить правила, выполнять д/з, работать на уроке.
Начать работу в Карте слововеда.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Предлагает выполнить задание: (Слайд 4)
Отгадай пословицу по научному описанию.
1. Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности.
Чтобы отгадать пословицы, можно воспользоваться подсказками-рисунками.
1. Водить вилами по воде.
Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные: умение задавать вопросы,
формулирование собственного мнения,
Познавательные: поиск и выделение информации,
умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выдвижение гипотез; их обоснование,
Регулятивные: планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие.
2. Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности. 2. Носить воду в решете.
3. Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами. 3. Уговор дороже денег.

Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Предлагает ответить на вопросы:
- Какие слова вам незнакомы? Где мы можем узнать об этих словах? Что и в каких словарях можем узнать?
- Выпишите в пустую рамочку слова, значение которых хотели бы узнать. (Слайд 5)

Отвечая на вопросы учителя, вспоминают, что значение слов даётся в толковых словарях, но словари бывают не только толковые.
Выписывают незнакомые слова в пустую рамку в рабочих листах и в презентации.

Личностные: развитие "Я-концепции" и самооценки личности, формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Коммуникативные:
построение понятных для партнёров высказываний,
использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
формулирование проблемы,
создание способов решения проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения
Целью данного этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Предлагает работу в парах по заполнению схемы-паучка. (Слайд 6) Отвечает на вопросы обучающихся. Комментирует деятельность обучающихся.
(Слайд 7)

В центре паучка записывают «Словари», а на лапках перечисляют, какие словари знают (толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический, антонимов, синонимов, морфемный, орфоэпический).

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Познавательные: выделение существенной информации,
формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
поиск разнообразных способов решения задачи,
структурирование знания.

Реализация построенного проекта
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Предлагает найти в словарях те слова, которые вписали в пустую рамку.
- Всегда ли достаточно словаря, чтобы узнать, что значит слово? Если слово относится к специальной лексике, то где можно узнать его значение?

Не могут найти все выписанные слова в словарях.
Вспоминают, что описания некоторых слов можно найти в энциклопедиях.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, поиск разнообразных способов решения задач, установление причинно-следственных связей.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Целью данного этапа является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Предлагает соотнести термины и определения. (Слайд 8)

Соотносят термины и определения.
Книга, содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями или с переводом на другой язык - словарь.
Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания (преимущественно в форме словаря) - энциклопедия.
Энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке энциклопедический словарь.

Личностные: формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».
Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,
учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные: структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей, доказательство.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Предлагает в Большом Энциклопедическом словаре онлайн узнать значения слов, которые не удалось найти в толковых словарях. (Слайд 9)

Называют по порядку слова, значения которых хотели бы узнать. Один из учеников выходит к компьютеру, набирает слово в поисковой строке (словарь по ссылке: https://www.vedu.ru/bigencdic/)
* Может возникнуть затруднение с поиском слов в той форме, в которой они даны в пословицах. Ребята делают вывод о том, что иногда нужно найти исходное слово, чтобы узнать значение производного.

Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с задачей, учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Предлагает заполнить строки «Немного о себе». (Слайд 10)

Предлагает работу над совместным творческим проектом - создание «Большого Энциклопедического словаря шестиклассника». (Приложение)
Каждому ученику выдаётся лист энциклопедии, который нужно будет заполнить дома самостоятельно в соответствии со своими интересами. Предлагает ознакомиться с образцом такого листа.

Задумываются о том, какая наука их интересует, заполняют строки.
Изучают образец листа Энциклопедии, сравнивают с теми листами, которые нужно заполнить. Ставят перед собой цели домашнего задания.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
Познавательные: структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство.

Этап рефлексии учебной деятельности
Целью данного этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Предлагает ребятам сформулировать выводы о проделанной работе, выделить положительные стороны, отметить то, над чем нужно поработать, заполнить таблицу «плюс-минус-интересно». (Слайд 11)
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Формулируют выводы, проговаривают их в парах, озвучивают всему классу, заполняют таблицу «плюс-минус-интересно» самостоятельно. Несколько человек заполняют пустые графы презентации у доски.

Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

Список использованной литературы

  1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/ - Загл. С экрана;
  2. Галактионова, Т.Г. Учимся успешному чтению. Время открытий. Портфель читателя. 6 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Т.Г.Галактионова, Я.Г.Назаровская, Е.М.Красновская, Л.В.Шайдулина. - М.: Просвещение, 2014. - 64 с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-032955-2;
  3. Кирилина Рената. Помогаторы эффективного обучения [Текст] / Рената Кирилина, Сергей Кирилин. - интеллектуальная издательская система Ridero, 2018. - (Обучение с удовольствием в школе и дома). - ISBN 978-5-4490-6977-1;
  4. Пословицы и поговорки научным языком [Электронный ресурс] / Фитнес для мозга. - Режим доступа: https://fit4brain.com/3900 - Загл. С экрана;
  5. Технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон («Школа 2000...») [Электронный ресурс] / Институт системно-деятельностной педагогики - Режим доступа: https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/index.php?login=yes - Загл. С экрана.