Стоит ли говорить о том, что словари - наши помощники? В словарях можно найти любую информацию о слове: как образовано, значение, правописание, состав слова, синонимы и т.д. Но ключевым остаётся вопрос: как показать ребёнку, что словарями пользоваться полезно, современно? Расширение знаний о том, как и где найти нужное слово, а самое главное, зачем искать слово, какую информацию о слове можно узнать из энциклопедии, актуализирует выбор темы.
Разработку урока можно использовать при изучении лексики в 5-6 классах.
Образовательная цель: актуализировать знания о словарях и энциклопедиях; вспомнить правила работы со словарями и энциклопедиями.
Деятельностная цель: содействовать формированию способности учащихся работать со словарями и энциклопедиями, развитию интереса к работе с различными источниками информации, воспитание любви к родному языку; создать Большой энциклопедический словарь шестиклассника.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знать функцию слова в языке, понятия «словарь», «энциклопедия», «энциклопедический словарь», уметь находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию, объяснять лексическое значение слово, используя разные приёмы.
- Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
- Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Тип урока: урок открытия новых знания в рамках Технологии деятельностного метода.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы: системно-деятельностный подход, технология деятельностного метода, проектная деятельность, активные методы обучения, помогатор эффективного обучения «Паук-карты».
Используемые ресурсы: компьютер с выходом в Интернет, словари (толковые, этимологические, словообразовательные, энциклопедические), рабочий лист «Карта слововеда», презентация к уроку, эпиграф на доске: «На свете нет ничего естественней, чем стремление к знанию», М.Монтень.
Сценарий урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности
|
||
(Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении, готовыми приступить к работе. Желаю нам всем больших успехов сегодня! (Слайд 2)
|
Приветствуют учителя и друг друга. |
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
|
А как вы думаете, почему «Карта слововеда»? Что мы можем сказать о слове «слововед»?
Какая наука изучает словарный состав языка? |
Предполагают, что урок будет связан с изучением слов (слововед - образовано способом сложения двух слов: ведать (знать) слова). | |
Хотите ли вы продолжить изучать лексику?
А что мы уже можем сделать? |
Возможные варианты ответов: учить правила, выполнять д/з, работать на уроке.
|
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
|
||
Предлагает выполнить задание: (Слайд 4)
Отгадай пословицу по научному описанию. 1. Дуалистический принцип использования сельскохозяйственных орудий на гидроповерхности. |
Чтобы отгадать пословицы, можно воспользоваться подсказками-рисунками.
1. Водить вилами по воде. |
Личностные: сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулирование собственного мнения, Познавательные: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выдвижение гипотез; их обоснование, Регулятивные: планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. |
2. Проблемы транспортировки жидкостей в сосудах с переменной структурой плотности. | 2. Носить воду в решете. | |
3. Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами. | 3. Уговор дороже денег. | |
Выявление места и причины затруднения
|
||
Предлагает ответить на вопросы:
|
Отвечая на вопросы учителя, вспоминают, что значение слов даётся в толковых словарях, но словари бывают не только толковые.
|
Личностные: развитие "Я-концепции" и самооценки личности, формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
|
Построение проекта выхода из затруднения
|
||
Предлагает работу в парах по заполнению схемы-паучка. (Слайд 6) Отвечает на вопросы обучающихся. Комментирует деятельность обучающихся.
|
В центре паучка записывают «Словари», а на лапках перечисляют, какие словари знают (толковый, орфографический, словообразовательный, этимологический, антонимов, синонимов, морфемный, орфоэпический). |
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
|
Реализация построенного проекта
|
||
Предлагает найти в словарях те слова, которые вписали в пустую рамку.
|
Не могут найти все выписанные слова в словарях.
|
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
||
Предлагает соотнести термины и определения. (Слайд 8) |
Соотносят термины и определения.
|
Личностные: формирование мотивов достижения целей,
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
||
Предлагает в Большом Энциклопедическом словаре онлайн узнать значения слов, которые не удалось найти в толковых словарях. (Слайд 9) |
Называют по порядку слова, значения которых хотели бы узнать. Один из учеников выходит к компьютеру, набирает слово в поисковой строке (словарь по ссылке: https://www.vedu.ru/bigencdic/)
|
Личностные: развитие самооценки личности, формирование адекватной позитивной самооценки, формирование границ собственного «знания» и «незнания».
|
Включение нового знания в систему знаний и повторение
|
||
Предлагает заполнить строки «Немного о себе». (Слайд 10)
Предлагает работу над совместным творческим проектом - создание «Большого Энциклопедического словаря шестиклассника». (Приложение)
|
Задумываются о том, какая наука их интересует, заполняют строки.
|
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
|
Этап рефлексии учебной деятельности
|
||
Предлагает ребятам сформулировать выводы о проделанной работе, выделить положительные стороны, отметить то, над чем нужно поработать, заполнить таблицу «плюс-минус-интересно». (Слайд 11)
|
Формулируют выводы, проговаривают их в парах, озвучивают всему классу, заполняют таблицу «плюс-минус-интересно» самостоятельно. Несколько человек заполняют пустые графы презентации у доски. |
Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания» и «незнания».
|
Список использованной литературы
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.vedu.ru/bigencdic/ - Загл. С экрана;
- Галактионова, Т.Г. Учимся успешному чтению. Время открытий. Портфель читателя. 6 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Т.Г.Галактионова, Я.Г.Назаровская, Е.М.Красновская, Л.В.Шайдулина. - М.: Просвещение, 2014. - 64 с. - (Работаем по новым стандартам). - ISBN 978-5-09-032955-2;
- Кирилина Рената. Помогаторы эффективного обучения [Текст] / Рената Кирилина, Сергей Кирилин. - интеллектуальная издательская система Ridero, 2018. - (Обучение с удовольствием в школе и дома). - ISBN 978-5-4490-6977-1;
- Пословицы и поговорки научным языком [Электронный ресурс] / Фитнес для мозга. - Режим доступа: https://fit4brain.com/3900 - Загл. С экрана;
- Технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон («Школа 2000...») [Электронный ресурс] / Институт системно-деятельностной педагогики - Режим доступа: https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/index.php?login=yes - Загл. С экрана.