Цели занятия:
Образовательные:
Обобщение и углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме “Тип
речи описание”.
Знать основные понятия по теме; отличительные признаки типа описание.
Уметь определять тип текста описание.
Иметь практический опыт навыков определения описания как типа речи.
Развивающие: Развитие навыков анализа текста, членения текста, определения основной мысли текста, навыки сочинения-описания.
Воспитательные:
- Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; умения работать в команде, сотрудничать.
- Развитие адекватной самооценки и способности анализировать свою деятельность.
Место проведения занятия: кабинет № 5.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная установка.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: В помощь школьному учителю “Поурочные разработки по русскому языку” к учебникам М.Т. Баранова и др. (М.:Просвещение), М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа) 6 класс; Фонохрестоматия к учебнику “Литература. 6 класс” (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин)
Тип занятия: Урок применения предметных ЗУНов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Каким было домашнее задание? Как вы справились с домашним заданием?
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.
Проверка домашнего задания.
Упр. 276 (определение стиля текста – научный).
Варианты заглавий текста: “Краски январского леса”, “Зимнее великолепие”.
Упр. 277 (выразительное чтение, словесное рисование, обсуждение вопросов и заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске).
Текст можно разделить на три абзаца. Первый – первые три предложения. Второй начинается со слов “Над глубокими свежими снегами…”. Третий – со слов “Солнце еще над лесом…”
Обсуждение критериев оценки выполнения домашней работы:
1 балл – правильное определение стиля текста (научный).
1 балл – безошибочный морфологический разбор (великолепие).
1 балл – заглавие текста, деление текста на абзацы.
1 балл – безошибочный синтаксический разбор предложения – И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором.
1 балл – безошибочный синтаксический разбор предложения – А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет.
Работа в паре. Сколько баллов вы поставили соседу, какие ошибки были допущены?
3. Обобщение и расширение знаний изученного учебного материала
Описание.
Прослушайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”. (Фонохрестоматия к учебнику “Литература. 6 класс” В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин – 24 (48).
– Прочитанный актером отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?
Какая тема нашего урока?
Эта тема вам знакома? Вспомните, какие типы текста мы знаем?
Примерные ответы:
– Об описании.
– О текстах, у которых тип речи описание.
Описание.
Да.
Повествование, описание, рассуждение.
Ребята, сегодня мы с вами вспомним и обобщим знания по теме “Описание”. Итогом нашего урока должно стать ваше сочинение-описание по теме “Вид из окна”.
Какой тип речи называется описанием? (Презентация. Слайд 3)
Что характерно для этого типа речи? (Слайд 4)
Описание – это изображение какого-либо предмета, лица, явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков (Слайд 5).
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании (Слайд 5, 6)
Описание портрета включает описание лица, улыбки, цвета волос, глаз, указание возраста, роста, осанки, походки (Слайд 7).
Описание помещения (интерьера) – размера помещения, оформление стен, особенности мебели, окон, детали и др. (Слайд 8)
При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо, море, погода, особенности местности и др. (Слайд 9)
Общее для всех видов описания – одновременность проявления признаков.
Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании (Слайд 10).
Ребята, какие новые знания вы приобрели на уроке?
Как мы можем использовать новые знания?
Примерный ответ: Помогут при написании сочинения “Вид из окна”.
4. Закрепление учебного материала.
Подготовка к сочинению.
Беседа (по тексту упр. 278).
Основная мысль описания – одухотворение природы, удивление ее способностью превращать обыденное, невзрачное в необыкновенное, красивое, чудесное.
Выполнение упражнения 279.
Устное обсуждение вопросов и выполнение заданий, письменное выполнение. Варианты заглавий текста “Сумерки в декабрьском лесу”, “Люди и звери в зимнем лесу”.
Второй абзац текста начинается словами “Мы поспешили домой…”
Устные сочинения (по заданиям упр. 280).
Написание сочинения – описания.
5. Подведение итогов занятия Ребята, какая была цель урока, достигли ли мы ее?
Если не в полной мере, то почему? (Причины.)
Домашнее задание. Подготовить близкий к тексту пересказ описаний природы из произведений А.С. Пушкина “Дубровский”, И.С. Тургенева “Бежин луг”, М.М. Пришвина “Кладовая солнца” (на выбор)