С введением эксперимента – Единого государственного экзамена по русскому языку за курс средней школы мы начали рассредоточенную подготовку к нему, начиная с 9 класса. Особое внимание уделяется работе с текстом.
А что такое текст?
Есть два понимания текста: широкое и узкое. В широком понимании текст – это любое связное высказывание любой длины, продолжительности, любого жанра.
Текст в узком толковании – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и при помощи языковых средств.
При прохождении темы “Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными” я в качестве текста привела строчки из своей любимой песни:
Если тебе одиноко взгрустнется,
Если в твой дом постучится беда,
Если судьба от тебя отвернется,
Песенку эту припомни тогда.Если случайно остался без денег,
Верь, что придет измененье в судьбе.
Если ж ты просто лентяй и бездельник,
Песенка, вряд ли, поможет тебе.В жизни всему уделяется место:
Рядом с добром уживается зло.
Если к другому уходит невеста,
То неизвестно, кому повезло.Песенка эта твой друг и попутчик,
Вместе с друзьями ее напевай.
Если она почему то наскучит,
Песенку эту другим передай.
После работы над содержанием песни, после того, как мы ее пропели несколько раз, в результате анализа этого небольшого по объему, но глубокого по содержанию текста, мы узнали, что: - в этой песне семь сложных предложений;
- из них два бессоюзных сложных
предложения;
- два сложноподчиненных предложения с
придаточными условия;
- три сложноподчиненных предложения с
однородным, с параллельным подчинением.
Еще узнали, что в состав сложных предложение входят односоставные предложения (определенно – личные, безличные).
Использование текстов песни на уроках русского языка учащимся очень понравилось, к тому же они разучили ранее не знакомую песню.
Такая работа мне показалась интересной еще потому, что в классе были учащиеся, в семье которых существует культ песни.
Цель моей работы – подбор текстов песен для комплексной работы над языком, составление заданий к этим текстам.
Объект исследования – тексты песен о Родине.
В этом году наша Республика Саха (Якутия) отмечает 375-летие вхождения в состав России. Россия наша общая Родина, наша любовь.
Мы взяли объектом исследования тексты песен о Родине, о России.
Итак, мы попытались доказать, что по текстам песен можно успешно работать на уроках русского языка:
- при повторении пройденных
грамматических тем;
- при подготовке к зачетам, экзаменам, так как эти
тексты разнообразны по теме, по структуре, по
лексике, состоят из разных видов предложений.
Хорошо запоминаются, если их пропеть на уроке,
поднимают настроение, оживляют уроки, прививают
интерес к песням, к русскому языку.
К 10 текстам песен о Родине разных поэтов и композиторов мы подобрали 62 задания различного характера, затрагивающих все аспекты языка. Как дополнительное задание учащиеся могут сами придумать задания, исходя из текста.
Мы надеемся, что наша разработка поможет учащимся основательно, вдумчиво подготовиться к экзаменам, избавит их от скуки.
Литература
- Ваши любимые песни. – Смоленск: “Русич”, 1996.
- Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 1985.
- Войлова К.А., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Классы 10-11. – М.: “Дрофа”, 1996.
- Самсонова Т.П., Евсеева К.С., Никифорова Е.П. Текст как основа развития связной речи учащихся якутских школ. – Якутск: “Бичик”, 1995.
- Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. – М.: “Просвещение”, 1978.
- Путь к мастерству. Сборник научных статей. – Якутск, 1995.
- Тахохов Б.А. Песня обучает, песня воспитывает. РЯНШ, №7, 1987.
- Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. ЭКСМО, 2004.