Приложение. Слайд 1
Цель:
- закрепление знаний о корне как основной морфеме русского языка;
- формирование умения правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова;
- образование однокоренных слов, используя имеющиеся в русском языке способы словообразования.
Ход урока
Мы продолжаем с вами путешествие по лингвистической стране Морфемике.
Мы побывали на озере Окончаний, на берегу Приставок, в поселке Суффиксов.
Следующая наша остановка – река Корень.
– Дайте определение каждой из морфем.
– Какая из них является главной?
Задание № 1. Слайд 3.
Перед вами рассыпавшиеся на морфемы слова. Соберите их и прочитайте известную пословицу.
Слайд 3
(Ответ: Ученья корень горек, да плод сладок.)
Слайд 4– Как вы понимаете смысл пословицы?
– Какая морфема больше других помогла в составлении пословицы?(В ней заключено лексическое значение всех родственных слов.)
– Что обозначает само слово “корень”? Слайд 5
(Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном.)
– Назовите словосочетания со словом “корень”(корень дерева; корень зуба; корень ученья).
– Какие вы знаете фразеологизмы со словом “корень”?
(Корень зла, коренная переработка, зри в корень!)
Вывод: слово “корень”– многозначное.
– Дайте определение корня. Слайд 6.
– Как найти в слове корень?
Слайд 7– Вставьте нужные слова-термины.
…слова – главная значимая часть,
Родственные связи дарят … власть.
Выясни умело линию родства –
… подбери слова.
(Проверим: корень, корню, однокоренные) Слайд 8.
– Из стихотворения видно: чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
Порядок действий при выделении корня:
Слайд 9- Определи часть речи.
- Найди в слове основу.
- Подбери однокоренные слова.
- Выдели в однокоренных словах наименьшую общую часть и обозначь ее как корень.
Образец рассуждения:
Пригорок.
- Имя существительное.
- Основа слова пригорок
- Однокоренные слова: гора, гористый, нагорный.
- В слове пригорок корень – гор-.
– Все ли слова с одним корнем являются однокоренными? Слайд 10.
– Разделите слова на группы.
Буря, бурный, буровик, бурить, буровая.
– Сколько получилось групп?
– Почему это стало возможным?
(Проверим: буря, бурный; буровик, бурить, буровая)
Слайд 11.Вывод: при выделении корня необходимо учитывать лексическое значение корня; звуковые совпадения еще не означают, что слова однокоренные.
В стихотворении выдели однокоренные слова. Каждую группу на листочке раскрась разными цветами. Слайд 12.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала.
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет, Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
– Сколько получилось групп?
– Почему, например, “Коля – колет” не являются однокоренными?
Проверка. Слайд 13.
Подумай!
Слайд 14.Запишите слова в две колонки: в первую – названия, в которых в современном русском языке выделяется суффикс -ик, во вторую – названия, в которых суффикс слился с корнем и поэтому не выделяется.
Проверим! Слайд 15
черника земляника |
малина смородина брусника |
Вывод: со временем суффиксы в словах могут прирастать к корню и становиться их частью . Корень в словах с течением времени может меняться.
– Назовите одно слово, которое является главным в вашей жизни.
(мама, Родина)
“Родные, родина, родник” –
Извечно близкие три слова,
Единокровна их основа
И вещий смысл единолик.
– Почему эти слова извечно близкие?
– Что у них общего?
(Мы – частичка нашего народа, Родины; мы родственники. Наша сила в единстве.)
– А вот как родство этих слов объясняет К.Г.Паустовский:
“Родник родит реку, а река льется через всю Родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой”.
Итоги урока:
найти корень – значит найти внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь огонек внутри фонаря. Сегодня мы изучили важную тему, вы проявили заинтересованность и поняли важность ее и необходимость изучения.
Домашнее задание:
напишите сочинение-миниатюру, употребив слова Родина, родник, родные.