Коммуникативная компетенция учащихся базируется на продуманной системе развития речи и мышления учащихся. Основное методическое средство создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды - это текст. Однако текст, преподносимый без надлежащего речевого мастерства, разрушает сам себя. Чтобы понять что-либо, учащемуся нужно это представить, а учитель зачастую лишает его этой возможности, забывая об образной памяти. В результате получается, что текст (правила в учебнике, слово учителя) как категория утрачивает свое основное качество «язык в действии» и разрушает естественную речевую среду, разрушает грамотность.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.
Главный результат выполнения учениками соответствующих упражнений - это способы действий, которыми овладевают школьники, т.е. умения самостоятельно осуществить:
- понимание замысла текста, максимально близкое авторской идее;
- объяснение тех приемов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;
- объяснение влияния грамматических средств выразительности на оформление текста и его содержание;
- сочинение собственных текстов (устных и письменных), адекватных заданной речевой ситуации.
Развитие, совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках русского языка, как в младших, так и в старших классах. Через текст происходит приобщение учащихся к национальной культуре; уроки русского языка включаются в единую систему филологического образования. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия
- для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
- для формирования представлений о языковой системе, реализации внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
- для личностно-ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;
Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей, ведь ученики обращаются к бесценному богатству, каким являются произведения русской классики.
Тексты, выбранные учителем в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения. Если на разных этапах урока поговорить о волнующих ребят проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений воспринимаются учениками как что-то лично им необходимое, нужное, интересное. Через умелый подбор текстов учитель может активизировать творческие силы обучаемого, может не только давать знания, расширяющие кругозор ученика, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения.
Благодаря тексту современный урок может быть радостным и интересным. Что может быть важнее этого?!
В основе текстоцентрического подхода должны быть преемственность и системность. Планируя учебный материал по годам обучения, я целесообразно уделяю внимание в 5-6 классах - выявлению системы языковых средств всех уровней (в этих классах изучаются все грамматические темы), с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста.
Свои уроки планирую преимущественно на основе технологии личностно-ориентированного подхода, предполагающего дифференциацию: внешнюю (с учетом профиля класса) и внутреннюю (с учетом реальных возможностей учащихся).
Личностно-ориентированный подход позволит учитывать разные психологические особенности школьников: различный темп выполнения заданий (для тех, кто выполняет работу раньше, предполагаются задания повышенной сложности, требующие размышления); потребность в ярком и образном объяснении нового материала (используются лингвистические сказки, дидактические игры, тексты, содержащие забавные истории); стремление приобщиться к культурным ценностям, расширить кругозор (тексты культуроведческого характера, о достижениях науки и техники и т.д.).
Из технологии развивающего обучения перспективным является метод «малых групп», к которому лучше обращаться в старших классах при комплексном анализе текста. Проектная методика, лежащая в основе данного метода, способствует развитию исследовательских навыков учащихся (осознанно составляют план, формируют задачи, выходят на проблему, решают ее, рефлексируют). Работа в «малых группах» развивает познавательный интерес у детей, повышает их уровень заинтересованности в учебных занятиях и воспитывает ответственность за выполнение заданий.
Хотелось бы в качестве иллюстрации привести примеры заданий для старших классов, где тексты целесообразно рассматривать на межпредметной основе (русский язык и литература).
При таком подходе старшеклассники получают реальную возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию.
Очень удобно в этом плане работать с поэтическими текстами, ведь мысль, «вооруженная… рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.
В своем выступлении мне бы хотелось остановиться на упражнениях, помогающих учителю формировать навыки анализа поэтического текста. Сгруппируем эти упражнения следующим образом (хотя, такая группировка, конечно же, условна):
- Тексты, обучающие выразительному чтению.
- Тексты с элементами анализа художественно-изобразительных средств.
- Тесты с элементами лексико-фонетического анализа.
- Тексты с элементами синтаксического анализа.
- Тексты - сопоставления разных редакций стихотворения.
- Тексты - комментарии к стихотворениям.
- Сочинение по заданному плану.
- Тексты, обучающие выразительному чтению.
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста следует указать средства художественной изобразительности, используемые автором, показать, как реализуются в тексте стилистические возможности лексических средств. Если анализируются тексты публицистического и художественного стилей, то план лексического разбора включает наблюдения над использованием лексических средств, с помощью которых автор выражает свое отношение, оценку (оценочная лексика, стилистически окрашенные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы и др.).
Особой интерес представляют задания, где перед учащимися ставится задача написать небольшое сочинение по данному началу, которое также может стать впоследствии составной частью анализа поэтического текста.
Использование текстоцентрического подхода, коммуникативно-ситуативных упражнений помогает повысить общекультурный уровень развития обучающихся на уроках русского языка.
Систематическое использование текстоцентрического подхода повышает уровень мотивации обучающихся к изучению предмета, способствует развитию целостного восприятия окружающей действительности. Текстоцентрический подход заключается в изучении теоретического языкового и речевого материала, а также его практической отработки на основе текста (нескольких текстах одной тематики). При анализе текста (текстов одной тематики) обучающийся должен пытаться построить свой ответ в форме связного высказывания, выполняя ориентировочно такие задания:
Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более длинные; выберите нужный тон, темп чтения принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.
- Определите тему, идею текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отображают тему текста.
- Дайте название тексту. Объясните содержание названия.
- Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
- Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором. Как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетических, лексических, грамматических)?
- Докажите, что это текст. (Укажите средства связи в тексте, между предложениями).
- Определите тип речи. Докажите свое мнение.
- Объясните значение выделенных слов. Дайте характеристику лексики текста.
- Составьте план текста. Подготовьтесь к его пересказу.
Также текстоцентрический подход на уроках русского языка прослеживается в следующем. На первых этапах урока даем объяснительный диктант - отрывок из художественного произведения:
Самые яркие радости в детстве: теплый свет домашнего уюта, материнской и отцовской любви, свою любовь к открытому светлому миру.
Так памятно далекое утро, когда разбудили на рассвете в радостный праздничный день: «Погляди! Солнце играет». Я смотрю в окно: за деревьями дальнего леса всходит огромное яркое солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный, пылающий шар - играет! (По. И.Соколову-Микитову)
После записи(или вывода на экран) выполняются следующие задания:
- выразительно прочитайте текст.
- найдите несколько многозначных слов, укажите, в каком значении они употреблены.
- объясните орфограммы и пунктограммы.
- составьте схему 1-ого предложения.
- подчеркните грамматические основы в предложениях II абзаца, укажите, чем выражены главные члены.
- найдите слова, морфемный состав которых соответствует схемам:
(свет); ^^^ (материнской) - рассмотрите схемы предложений с прямой речью. Какой из них соответствует постановка знаков препинания во 2-м предложении?
Читая ребятам текст контрольного диктанта с грамматическим заданием, мы также используем текстоцентрический подход.
Текст находится в центе изучения и при написании изложения любого типа (читаем текст, составляем план, определяем тему, основную мысль, тип речи, а также рассматриваем орфограммы и пунктограммы).
Наконец, текстоцентрический подход является ключевым при выполнении всех заданий ЕГЭ.
1. Текстоцентрический подход позволяет реализовать все цели обучения в их комплексе:
- формируется речевая компетенция в единстве с языковой и прописной;
- развиваются универсальные способы мыслительной деятельности;
- воспитывается любовь к родному языку к родине. Происходит усвоение духовной культуры разных народов, уточняются ребенком его нравственные и эстетические позиции.
2. С целью формирования у учащихся коммуникативной компетенции необходимо проводить плановую, системную работу с текстом, начиная с 5 класса.
3. Необходим переход преимущественно к продуктивной деятельности, т.к. только в ней формируется истинная грамотность.
Текстоцентрический подход - необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование личностных качеств молодых людей. Чтение, понимание, интерпретация текста - это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.