Тема природы в фольклоре русского и осетинского народов (сопоставительный анализ)

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: фольклор


Как прекрасна Земля, и на ней человек…
С.А.Есенин

Природа - это неотъемлемая часть жизни людей, поэтому они ещё в древности очень ценили её. Матушке-природе люди поклонялись, её боготворили. Люди понимали, что относиться к ней нужно бережно, так как именно от природы зависела их жизнь. Чувствуя себя частью природы, люди ощущали себя участниками событий в природе, даже если это было движение солнца и луны или вызревание колосьев. И если природе свойственны изменения - как цветение, так и увядание, так и человек в молодости подобен яблоневому цвету. А когда наступает осень за окном - к человеку приходит зрелость. Человек - часть природы, её сын. И поэтому он неизменно подчиняется всем её законам.

Земля... Что может быть прекраснее для человека и дороже! Корни его уходят в землю, и сам он - сын земли, он - частичка ее сердца. Земля воспитывает в нем человека, учит жить, любить, бороться, мечтать, садить и выращивать, пускать корни и заботиться о ростках новой жизни. Земля воспитывает в нем чувство прекрасного. Ее невидимые нити привязывают человека к родному дому, к яблоне, склонившейся к раскрытому окну, к песне соловья, к алому закату, сиреневому вечеру. Поэтому так близки эти образы великому поэту - певцу русской природы Сергею Есенину…

Но связь с космическими силами, круговорот бытия - все эти тайны разум человека постиг давно. А пряталась эта тайна в праздничных образах. Различные стороны жизни, быта и социального уклада отражает фольклор русского народа. И мне хочется сопоставить фольклор русского и осетинского народов, ведь и у осетинского народа наиболее древними являются также мифологические, обрядовые, трудовые песни. Это и есть народная жизнь, связь с природой.

Что общего в творчестве народов и есть ли существенные отличия?

Богат не только фольклор русского народа, но и осетинского. Природа в фольклоре и обычаях обоих народов занимает большое место. Свой отпечаток тема природы нашла в каждом из народных праздников.

Белая королева Зима, нежно обнимет спящий мир, скует его сны ледяными морозами, нежно прикроет белоснежным одеялом. Зима будет долго держать в ледяном плену зимнюю природу леса, убаюкивая снежными ветрами и холодным дыханием вьюг.

Давайте попробуем сравнить одно из главных событий в жизни людей - Новый год. Люди стараются узнать об урожае, о судьбе близких людей, о характере дней и месяцев. Новогодний праздник - «Ног бон» _ богат обычаями и обрядами и у осетинского народа. Ряженые изготавливали маски и с обрядовыми песнями и лепешками, которые назывались «басилта», ходили по домам. При этом фигурное печенье, изготовленное для девочек, изображало людей, девочки готовились к своим будущим функциям домохозяек. Печенье, выпеченное в виде животных или орудий труда, обозначало, что мальчиков ждали совсем другие занятия. Прежде всего, охота.

Очень интересна форма осетинского пирога - это круг, считается, что напоминает солнечную систему. А вот весной осетины пекли пироги треугольной формы. Это напоминание о плуге. Говорят, что три угла пирога символизируют три стихии: землю, воздух и воду. Можно найти аналогию осетинского пирога (солнце) с русским караваем, который также связан со светилом.

А если сопоставим колядки: русские и осетинские? Мы можем сравнить их и определить сходство и различие. Сопоставим значение двух названий: осетинского - «хадзаронта» и славянского «коляда». В славянской мифологии «коляда» является воплощением новогоднего цикла и мифологическое существо. Осетинское «хадзаронта» происходит от слова «хадзар» - дом. Коляда упоминалась в величальных рождественских песнях. Эти песни исполнялись они молодежью, ходящей по домам. Песни содержали магические заклятия, пожелания благополучия дому и семье, требование подарков от хозяев. Колядование сопровождалось ряжением в коня, козу, корову, медведя, в других животных, воплощавших плодородие.

13 января жители села справляют старый Новый год. В народе этот праздник называется Тарусенька - Сочельник. В этот день с самого утра молодые девушки и юноши готовят костюмы для вечера. Вечером нужно было нарядиться так, чтобы никто не узнал тебя. Ходят по домам, заходят к каждому и поют песню.

Таусень-каляда
Ты где была?
- Коней пасла.
А где кони твои?
- За ворота ушли.
А ворота где?
- Талая вода унесла.
А где талая вода?
- Быки выпили
А быки - то где?
- На луг ушли
А где луг - то?
- Гуси выщипали
А где гуси - то?
- За горы ушли
А где горы - то? И т.д.

…Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам. Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны. Люди устраивали праздники, посвященные животным и природным явлениям. Они хотели задобрить неведомые силы природы, а заодно и приручить.

В цикле весенних праздников у русского народа важное место отводится «Масленнице», празднику первой борозды, «Троице». Самое поэтическое и красивое дерево - береза - занимает главную роль в празднике «Троица». Её называют ещё проводами весны.

У осетин в этом цикле важное место отводилось торжествам «Тутыра». Праздник связан с весенними земледельческими и скотоведческими работами. «Хорыбон» (день урожая) - это праздник в честь начала весенних работ. Его еще называли «День прикосновения к земле». В этот праздник первой борозды люди вымаливали хороший урожай.

У осетинского народа день приношения домой трав - Кардагхассан - последний весенний праздник. Старший возносит молитву, испрашивая у небес удачного года, богатого урожая. Люди несут с собой пучки трав, цветы и разбрасывают их по углам дома.

…Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод. Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.

…Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Праздник осеннего урожая сопровождается обрядовой песней об осени:

Для недостойных ты - погибель,
А для достойного - застолье.
О, осень, осень золотая,
Взгляни, укрой своею сенью!
… О, золотой Уастырджи -
Защитник путников и бедных,
Дай хлеба доброго избавь
От злого - отнятого - хлеба!

Люди обращались к святым Уастырджи, Фалвара, Уацилла с главной просьбой и заботой.

На протяжении многих веков существования человечества проблема взаимоотношений человека и природы, наверное, является одной из самых важных. Прекрасный знаток природы поэт А.А.Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы".

В результате анализа темы природы в фольклоре русского и осетинского народов мы пришли к следующим выводам: существует несомненное сходство в форме и стилистике проанализированных жанров фольклора. Данное сходство не может быть случайным: оно может быть объяснено тем, что некоторые формы фольклора сохранили те черты, которые были характерны для речи человека на начальном этапе её формирования.

Каждый народ имеют свой ярко выраженный национальный характер, так как они показывают уклад жизни народа, особенности той среды, в которой бытуют. В них отражаются изменения быта, местные природные условия, трудовые процессы; содержатся национально-культурные особенности стран, помогающие глубже понять менталитет народа.

Проделанная работа пробуждает интерес к поиску других тем в устном народном творчестве других народов, к изучению литературы, культуры и истории других народов. Мы увидели, что в них очень много общего, так как народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории.

И повторю слова поэта: «Как прекрасна Земля, и на ней человек…»