УМК: учебник М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др., «Русский язык» 6 класс, М., «Просвещение», 2018 г.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Цель урока: повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.
УУД:
предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное», и выявлять отличия между ними.
метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, числительные: приводить примеры.
личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.
Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М., «Просвещение», 2018 г., мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
1. Выразительное чтение отрывка из сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»:
И на пир весёлый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?..
Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
- Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты эти отрывки?
- Найдите числительные?
- Расскажите, что мы знаем о числительном?
1. Что такое имя числительное? (Часть речи)
2. На какие вопросы отвечают числительные? (Сколько? Какой?)
3. Какие бывают числительные? (Количественные и порядковые)
4. Как изменяются числительные? (По падежам)
5. Какими членами предложения могут быть числительные? (Разными: подлежащим, сказуемым, определением и т.д.)
6. Расскажите о правописании мягкого знака в числительных?
II. Творческая практическая работа
1. Запишите имена числительные в таблицу:
Простые | Сложные | Составные |
Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, три, двести сорок, тридцать три, тридцать.
2. Письменная работа: надписать над количественными числительными букву К, над порядковыми – букву П.
Помню двадцатые годы. (Л.Мартынов). Погрузился на понтоны первый взвод, Второй за ним. Приготовился, пригнулся третий следом за вторым. (А.Твардовский). Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра. (С.Маршак).
3. Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо
- Назовите числительные, которые встретились в физминутке?
- Какие это числительные? (Количественные)
- Почему? (Сколько)
4. Превратите количественные числительные в порядковые числительные. (Раз – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)
Вывод.
5. Определите части речи, запишите словосочетания:
Тройка (за ответ), три (товарища), трёхместный (корабль «Восток»), утроить (усилия).
Сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб).
(Новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).
Вывод: значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.
6. Синтаксическая пятиминутка.
Запишите предложения и сделайте их синтаксический разбор.
Два сапога – пара. Семеро одного не ждут. Двум смертям не бывать. Доброе дело три века живёт.
- Какими членами предложения могут быть числительные? (Разными: подлежащим, сказуемым, обстоятельством и т.д.)
7. Угадайте слова.
- Я знаю два слова удивительных русских слов, сказал Буратино.
- В одном – семь одинаковых гласных, а в другом – сорок.
- О, мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч.
- Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них по сто одинаковых согласных, а в одном слове два «л».
(Ответ: семь-я, сорок-а, сто-я, сто-н, сто-г, сто-п, по – два – л.)
- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: Один ум хорошо, а два ума лучше. Как две капли воды, наговорить с три короба, в два счёта.
8. Игра «Кто больше?». Таинственное число «семь». Оно особое, в нем есть некое волшебство: семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете.
- Назовите пословицы и фразеологизмы с числительным СЕМЬ.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семи пядей во лбу.
- До седьмого пота.
- Семь бед – один ответ.
- Почувствовать себя на седьмом небе.
- Семь чудес света.
- Седьмая вода на киселе.
- Лук от семи недуг.
- Семь вёрст до небес.
- Давайте, подумаем вместе, на каких уроках мы встречаемся с числительными?
- На математике. (Это числа, и их количество)
- На истории. (Это обозначение дат, веков)
- На физкультуре. (При построении, при выполнении нормативов)
- На литературе. (Дата рождения, смерти поэта или писателя; дата создания произведения) и др.
- А в повседневной жизни, где нам встречаются числительные? (Дома, в школе, на улице.)
Вывод. Нам без них не обойтись. Мы постоянно используем числительные в нашей речи.
9. Запишите предложения. Замените цифры словами.
Самое большое животное – синий кит. Он бывает длиной до 33 метров, весом до 120 тонн. Столько же веся 25 слонов или 150 крупных быков. Такой кит даёт около 30 тон жира. Чтобы собрать столько жира, надо было бы вырастить 1000 крупных свиней или 5 тысяч баранов.
10. Выполнение упр.431 (устно).
III. Подведение итогов урока. Рефлексия
Итак, ребята, что мы сегодня ещё раз повторили об имени числительном?
- Что это за часть речи – имя числительное?
- Какие вы знаете разряды числительных?
- Как изменяются числительные?
- Каковы они по структуре?
- Что вы знаете о правописании числительных?
- Как отличить числительное от других частей речи?
- На что надо обращать внимание при употреблении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?
Домашнее задание.
- Подберите 6–7 примеров названий художественных произведений, в которых есть имена числительные.
- Подберите 3–4 загадки с именами числительными.