Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ученики должны:
знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;
уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.
Оборудование:
- тексты;
- учебник;
- интерактивная доска INTERWRIT
ХОД УРОКА
Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга. (Д. C. Лихачев)
I. Слово учителя
Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся
лично, по телефону, Интернету... Устно и письменно.
С помощью слов и без них. С современниками и
(посредством письменных текстов) c авторами,
давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться
одновременно по всем телевизионным каналам и со
всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что
наша жизнь без общения немыслима.
Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в
общественно, и в профессиональной, и в
частной, – огромна. Общение пронизывает все
сферы, деятельности человека, поэтому изучается
очень многими науками, в каждой из которых ученые
подходят к феномену общения со своих позиций.
Очень точно выразил сущность общения академик Д.
C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга»
(обращаемся к эпиграфу). B этих словах
подчеркивается именно взаимность влияния людей
друг на друга и необходимость их друг другу для
осознания своей индивидуальности и для развития
каждого. Такой подход и такое понимание
подчеркивают обусловленность общения как
основного элемента культуры. Это объясняет и
основное средство общения – речь.
Общение – это реальная деятельность,
разворачивающаяся процессуально и протекающая
преимущественно в виде речи (в ее словесной и
несловесной составляющих).
Общение – это деятельность.
II. Актуализация темы
– Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице. (Приложение 1. Слайд 2)
Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.
1. Вербальное – невербальное
Вербальное и невербальное общение всегда
сопутствуют друг другу, поскольку вербальное
общение – это общение словесное, то есть на одном
из естественных национальных языков.
Невербальное общение – это общение несловесное,
в котором системой знаков служит в устной речи –
сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в
письменной – расположение текста, шрифты, схемы,
таблицы, графики.
По сути, имеются в виду два разных, но почти
всегда сочетающихся языка: словесный и
несловесный. Разделение словесной и несловесной
сторон речи очень условно и возможно только для
удобства описания, пocкольку и вербальная, и
невербальная стороны общения очень редко
сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно,
применительно к общению правильнее говорить o
вербально-невербальном балансе как норме
речeвoго общения.
2. Информативное – неинформативное
Для информативного общения основная цель
всегда связана с информацией. B ходе тaкогo
общения сообщается, выслушивается (читаeтcя)
что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу
или прием информации, а на установление и
поддержание речевого контакта c собеседником, на
регулирование взаимоотношений, на
удовлетворение потребности в общении: говорить,
чтобы высказаться и встретить понимание, – вот
основная цель такого общения.
3. Монологическое — диалогическое
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.
Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:
1) непрерывность (высказывание не
ограничивается одной фразой, a представляет
собой сверхфразовое единство определенного
объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность.
4. Контактное – дистантное
Эти виды общения отражают положение
коммуникантов относительно друг друга в
пространстве и времени,
При контактном общении взаимодействие
происходит одновременно, партнеры находятся
рядом друг c другом, как правило, видят и слышат
друг друга, поэтому контактное общение почти
всегда – устное. Это дает возможность общения c
помощью не только словесных, но и несловесных
средств.
Диктантное общение происходит, когда партнеры
разделены пространством и временем. Например,
чтение книги предполагает, что автора от
читателя отделяет и то и другое. Иногда участники
общения разделены одним из этих компонентов
ситуации: например, пространством (они
разговаривают по телефону или ведут диалог в
Интернете) или временем (идет обмен записками в
аудитории).
5. Устное – письменное
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1. Особенностями ситуаций устного и письменного
общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.
Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).
Выбор формы peчи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.
Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:
– ycтная речь в силу своей однократности и часто
импровизационности ограничена в отборе языковых
и неязыковых средств для выражения
определенного смысла, тогда как письменная
обычно предполагает полное и законченнoe
выражение замысла;
– устная речь, как правило, создается в момент
говорения, и нефиксированный текст оставляет
простор для дополнений и изменений, вплоть до «я
совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как
письменная peчь требует отшлифованной точной
фиксации текста;
– устная речь, в соответствии c законом
избыточности, содержит больше повторений и
обобщений, a в письменной их меньше или нет
совсем.
Все эти особенности в совокупности определяют
выбор соответствующего цели общения pечевого
жанра.
6. Публичное – массовое
Публичное общение (занятие в аудитории,
собрание и т. д.) обычно протекает в форме
монолога. Оно всегда требует структурирования,
поскольку люди в таких случаях собираются вместе
ради достижения какой-то важной цели. Без
структурной организации общения эта цель вряд ли
будет достигнута. При публичном общении
возникает иная, более высокая степень
ответственности за речь, и одним из главных
требований к ней становится целенаправленность
и содержательность.
Это может быть и в устной peчи – выступление на
представительном митинге, съезде, c концертом на
стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение
свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее,
это обычно уже не общение, а коммуникация.
Поэтому соответствующие средства так и
называются – средства массовой коммуникации.
При массовой коммуникации адресат теряет
конкретные очертания – он, как правило,
существует в воображении говорящего в
обобщенном виде
7. Официальное – неофициальное (частное)
Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Вид и формы общения | Основные признаки |
1.Вербальное – невербальное | Общение словесное; несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки |
2. Информативное – неинформативное. | Что-то новое для слушателя; поддержка речевого контакта |
3. Монологическое – диалогическое | Речь одного; общение между двумя или несколькими лицами |
4. Контактное – дистантное | Взаимодействие одновременно в пространстве и
во времени (устное); партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное) |
5. Устное – письменное | Однократная речь; ориентирован на многократность |
6. Публичное – массовое | Обычно протекает в форме монолога, всегда
структурирована; не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания |
7. Официальное – неофициальное (частное). | Взаимодействие в строгой обстановке с
соблюдением всех правил и формальностей; Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно |
III. Первичное закрепление темы
Задание 1.
- Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
- Ответить на вопрос: чем они будут различаться?
Задание 2. В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.
Наташа не помнила, как она вошла в
гостиную. Войдя в дверь и увидав
его, она остановилась. "Неужели этот чужой
человек сделался теперь все для
меня?" спросила она себя и мгновенно
ответила: "Да, все: он один теперь дороже
для меня всего на свете". Князь Андрей подошел
к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу
ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность
выражения ее лица поразила его. Лицо ее
говорило: "Зачем спрашивать? Зачем
сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем
говорить, когда нельзя словами
выразить того, что чувствуешь".
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял
ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила
Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще,
и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она,
улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к
нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя,
можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в
глаза, и не находил в своей душе прежней
любви к ней. В душе его вдруг
повернулось что-то: не было прежней
поэтической и таинственной прелести
желания, а была жалость к ее женской и детской
слабости, был страх перед ее преданностью и
доверчивостью, тяжелое и вместе радостное
сознание долга, навеки связавшего его
с нею.
Настоящее чувство, хотя и не было так светло и
поэтично как прежнее, было серьезнее и
сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть
раньше года? – сказал князь Андрей,
продолжая глядеть в ее глаза.
"Неужели это я, та
девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала
Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена,
равная этого чужого, милого, умного человека,
уважаемого даже отцом моим. Неужели это
правда! неужели правда, что теперь уже нельзя
шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж
лежит на мне ответственность за всякое мое
дело и слово? Да, что он спросил у меня?"
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того,
что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы
так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне
страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала,
стараясь понять смысл его слов и не
понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот
год, отсрочивающий мое счастье, –
продолжал князь Андрей, – в этот срок вы
поверите себя. Я прошу вас через год сделать
мое счастье; но вы свободны: помолвка наша
останется тайной и, ежели вы убедились бы, что
вы не любите меня, или полюбили бы... – сказал
князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его
Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как
вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила
вас, – сказала она, твердо уверенная, что она
говорила правду.
– В год вы узнаете себя...
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь
только поняв то, что свадьба отсрочена на год.
– Да отчего ж год? Отчего ж год?...
– Князь Андрей стал ей объяснять причины этой
отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей
ничего не ответил, но в лице его выразилась
невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! –
вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала.
– Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это
ужасно. – Она
взглянула в лицо своего жениха и
увидала на нем выражение сострадания и
недоумения.
– Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг
остановив слезы, – я так счастлива! – Отец
и мать вошли в комнату и
благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к
Ростовым.
Ответить на вопрос: Почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание:
Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о речевом общении», охарактеризовать свое высказывания с точки зрения того, какие приемы были использованы и как.