Тема урока "Виды и формы общения"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ученики должны:
знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;
уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.
Оборудование:
- тексты;
- учебник;
- интерактивная доска INTERWRIT
ХОД УРОКА
Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга. (Д. C. Лихачев)
I. Слово учителя
Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону,
Интернету... Устно и письменно. С помощью слов и без них. С
современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно
ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем
телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся...
Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественно, и в
профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все
сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими
науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со
своих позиций.
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев:
«Общаясь, люди создают друг друга» (обращаемся к эпиграфу). B этих
словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга
и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности
и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают
обусловленность общения как основного элемента культуры. Это
объясняет и основное средство общения – речь.
Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся
процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее
словесной и несловесной составляющих).
Общение – это деятельность.
II. Актуализация темы
– Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице. (Приложение 1. Слайд 2)
Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.
1. Вербальное – невербальное
Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу,
поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на
одном из естественных национальных языков. Невербальное общение –
это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной
речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной –
расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся
языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной
сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания,
пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко
сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно, применительно к общению
правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме
речeвoго общения.
2. Информативное – неинформативное
Для информативного общения основная цель всегда связана с
информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается
(читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием
информации, а на установление и поддержание речевого контакта c
собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение
потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить
понимание, – вот основная цель такого общения.
3. Монологическое — диалогическое
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.
Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:
1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a
представляет собой сверхфразовое единство определенного
объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность.
4. Контактное – дистантное
Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно
друг друга в пространстве и времени,
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно,
партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат
друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это
дает возможность общения c помощью не только словесных, но и
несловесных средств.
Диктантное общение происходит, когда партнеры разделены
пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что
автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения
разделены одним из этих компонентов ситуации: например,
пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в
Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).
5. Устное – письменное
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.
Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).
Выбор формы peчи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.
Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:
– ycтная речь в силу своей однократности и часто
импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых
средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная
обычно предполагает полное и законченнoe выражение замысла;
– устная речь, как правило, создается в момент говорения, и
нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений,
вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как
письменная peчь требует отшлифованной точной фиксации текста;
– устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит
больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет
совсем.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор
соответствующего цели общения pечевого жанра.
6. Публичное – массовое
Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно
протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования,
поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения
какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель
вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная,
более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных
требований к ней становится целенаправленность и
содержательность.
Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном
митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего
такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д.
Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому
соответствующие средства так и называются – средства массовой
коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные
очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в
обобщенном виде
7. Официальное – неофициальное (частное)
Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
| Вид и формы общения | Основные признаки |
| 1.Вербальное – невербальное | Общение словесное; несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы, знаки |
| 2. Информативное – неинформативное. | Что-то новое для слушателя; поддержка речевого контакта |
| 3. Монологическое – диалогическое | Речь одного; общение между двумя или несколькими лицами |
| 4. Контактное – дистантное | Взаимодействие одновременно в пространстве и во времени
(устное); партнеры общения разделены временем и пространством (устное и письменное) |
| 5. Устное – письменное | Однократная речь; ориентирован на многократность |
| 6. Публичное – массовое | Обычно протекает в форме монолога, всегда структурирована; не общение, а коммуникация, адресат теряет конкретные очертания |
| 7. Официальное – неофициальное (частное). | Взаимодействие в строгой обстановке с соблюдением всех правил и
формальностей; Не ограничено рамками деловой, протекает более свободно |
III. Первичное закрепление темы
Задание 1.
- Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
- Ответить на вопрос: чем они будут различаться?
Задание 2. В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную.
Войдя в дверь и увидав
его, она остановилась. "Неужели этот чужой человек сделался
теперь все для меня?" спросила она
себя и мгновенно ответила: "Да, все: он один
теперь дороже для меня всего на свете". Князь Андрей подошел к ней,
опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я
надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица
поразила его. Лицо ее говорило: "Зачем
спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать?
Зачем говорить, когда нельзя словами
выразить того, что чувствуешь".
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и
поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко
вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она,
улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала
секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала
его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не
находил в своей душе прежней любви к ней. В душе
его вдруг повернулось что-то: не было
прежней поэтической и таинственной прелести
желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был
страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе
радостное сознание долга, навеки связавшего его
с нею.
Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично
как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? –
сказал князь Андрей, продолжая
глядеть в ее глаза. "Неужели
это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо
мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты
жена, равная этого чужого, милого, умного
человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда!
неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию,
теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне
ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у
меня?"
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он
спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже
так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь
понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год,
отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, –
в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать
мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется
тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или
полюбили бы... – сказал князь Андрей с неестественной
улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы
знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в
Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она
говорила правду.
– В год вы узнаете себя...
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то,
что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год?
Отчего ж год?... – Князь Андрей стал ей объяснять
причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не
ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это
решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг
заговорила Наташа и опять зарыдала.
– Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. –
Она
взглянула в лицо своего жениха и увидала на
нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг остановив
слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли
в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.
Ответить на вопрос: Почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание:
Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о речевом общении», охарактеризовать свое высказывания с точки зрения того, какие приемы были использованы и как.