Цели:
- Познавательные: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек, -ик, систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме, развивать у учащихся способность в совершенствовании культуры своей речи.
- Практические: формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах -ек, -ик», повторить словообразовательный разбор, орфограмму «Правописание суффиксов -чик(-щик)», показать морфологический принцип орфографии, развивать речь учащихся.
- Общепредметные: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость.
План:
- Вступительное слово.
- Словарная работа.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление новой темы.
- комментированное письмо (упр. 251);
- творческое задание «Составь стих»;
- о «жалких» словах;
- творческий диктант на правило «Правописание суффиксов существительных -чик(-щик)».
- Проверка домашнего задания.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание. § 45, упр. 252.
Ход урока
1. Вступительное слово.
Чтение стихотворения учителем.
О грамотее и больной ноге.
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею:
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
– Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось, болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.(В.Гончаров)
Учитель: Что нужно было грамотею, для того чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать.)
У.: Что значит «правильно писать»? (Писать без ошибок, грамотно.)
У.: Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее ещё на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Запишите тему урока в тетрадь.
2. Словарная работа.
У.: Какие пословицы и поговорки вы знаете о грамотности?
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. Век живи – век учись. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сперва аз да буки, потом другие науки. Без грамоты, как без свечки в потёмках. Ученье – свет, неученье – тьма.
У.: В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)
У.: Запишите слово грамотность в тетрадь, подчеркните буквы, в которых можно ошибиться – орфограммы? Произведите словообразовательный разбор слова.
(Грамотность грамотный грамота). Подберите однокоренные слова (Грамота, грамотный, грамотей, грамматика, грамматическая основа.)
У.: Что означает слово грамота, откуда оно произошло? (Ответ заранее подготовленного ученика: Грамота (от греч. grammata – «чтение и письмо», формы множественного письма от gramma – «буква», «запись») – это умение читать и писать).
3. Объяснение нового материала.
У.: Сейчас мы научимся грамотно писать существительные с суффиксами -ек, -ик.
Посмотрите на вспомогательную таблицу и попробуйте объяснить, почему в слове домик суффикс -ик, в слове горошек -ек?
Им. п. | Род. п. |
горошек |
горошка |
домик |
домика |
Гласная в суффиксе -ек -беглая, при склонении слова она не сохранилась. Откройте учебники. Прочтите правило.
4. Закрепление материала.
- упражнение 251. Комментированное объяснение.
- слова с суффиксами -ек, -ик легко рифмуются: звоночек – дружочек.
Составьте двустишия (стихи из двух строчек), используя слова из упражнения: сыночек – василёчек, звоночек – дружочек, шарик – фонарик, домик – гномик.
Вспомните слова из известной сказки:
Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
- При помощи суффиксов -ек, -ик слова становятся меньше. Ср.: орех – орешек, самолет – самолётик. Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк и др. В детстве мы говорим ласковые слова: мамочка, мамуля, мамуся, маменька. А в ответ слышим: доченька, дочурка, сыночек, сынок, сынуля. Но есть так называемые «жалкие» слова. А.И. Куприн, вспоминая своё сиротское детство, писал: «Моя мать рано овдовела, и мои детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянченьем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью, слезливыми, жалкими гримасами, уменьшительными словами: кусочек, капелька, чашечка чайку». Сегодня подобные слова мы слышим от продавцов, парикмахеров. В таких случаях слова совершенно неуместны: они придают речи подобострастный оттенок.
- Запишите существительные барабанчик, вагончик, карманчик, рубчик, трамвайчик слева в столбик, выделите суффикс. Какой смысл приобретут эти существительные, если в них букву ч заменить буквой щ? Запишите полученные слова справа, выделите суффикс. На какое правило вы опирались? (Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик). Составьте предложение с прямой речью из слов, записанных справа, запишите его в тетрадь.
5. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были составить небольшой текст о грамотности, в котором использовали бы как можно больше слов с суффиксом -чик(-щик). Чтение детьми творческих работ.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание: § 45, упр. 252.