Текстовые задания в процессе обучения русскому языку

Разделы: Русский язык


Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, имеет ли учитель представление о степени усвоения учебного материала обучающимися и какое внимание уделяет он профилактике ошибок. Большую пользу в проверке знаний и повышении качества образования приносит выполнение тестов, являющихся объективным показателем степени усвоения теоретического материала и формой контроля, на требующей большого количества времени.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание обучающихся на уроке, повышает их ответственность при выполнении заданий. Следует также отметить, что тестовые задания имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами контроля. Тест оценивает конечный результат и позволяет установить его причину. Обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно оценить знания, умения и навыки. Тесты также формируют и навыки самоконтроля у учеников, позволяют им узнать о своих успехах или пробелах в обучении.

Работа обучающихся с тестами дает возможность анализировать полученную информацию. Результаты проверки тестовых заданий служат не только показателем уровня знаний обучающихся, но и самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок.

Тесты должны быть составлены в соответствии с определенными требованиями, структура заданий определяется значимостью изученного материала. При составлении тестов следует использовать разные виды заданий, которые позволяют определить уровень знаний, умений и навыков обучающихся, умение применять их в практической деятельности. Это могут быть задания с одним или несколькими вариантами ответов, задания, в которых необходимо предложить свой вариант ответа или найти ошибку.

Работу с тестами можно проводить на любом этапе урока как для всех обучающихся класса, так и при индивидуальной работе, работе в парах и группах. Прежде чем начинать работу с тестами, учителю необходимо просмотреть, все ли учебные элементы отрабатывались на уроках. Перед проведением тестирования необходимо потренировать обучающихся, предложив им несколько заданий, аналогичных тем, которые встречаются в тестах. Это позволит школьникам понять структуру тестовых заданий, сэкономить время при их выполнении.

В своей работе использую разные по степени сложности тесты: базового уровня и повышенного. Тестовый контроль провожу по отдельным темам или за курс, они могут быть входными (перед изучением темы), промежуточными или контрольными.

В конце каждого теста предлагаю шкалу оценок. Обучающийся может сам проверить и оценить свои знания. Также тесты со шкалой оценок удобно применять при работе в парах и в качестве домашнего задания. Ответы каждого теста заносятся в бланк ответов. Это экономит время и приучает обучающихся работать со специальными бланками.

Говоря о пользе такого вида контроля, как тестовые задания, следует заметить, что тест – это не только практическая работа, но и материал для исследования. Тестовые задания познавательны для обучающихся, они способствуют развитию интереса к предмету и повышают качество знаний. Обучающиеся с разным уровнем подготовки чувствуют себя психологически комфортно при проведении теста. Тестовые задания способствуют развитию мышления, учат сопоставлять и сравнивать, анализировать и делать выводы, планировать дальнейшую деятельность. Тестовый контроль дает возможность успешно подготовить обучающихся к экзаменам в форме ЕГЭ в старших классах.

Приложение.

В приложении содержатся примеры тестовых заданий (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), предназначенных для проверки знаний обучающихся 5 класса по разным темам программы. Работа рассчитана на 20–30 минут или на целый урок (в зависимости от объема теста и подготовленности обучающихся). Входное или итоговое контрольное тестирование – 50–60 минут. Также в приложении содержится бланк ответов для обучающихся (Приложение 4).