Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – “удивительное рядом”.
Цель: рассмотреть выразительные возможности глаголов.
Знать: морфологические и синтаксические признаки глаголов; о выразительных возможностях глаголов.
Уметь: находить глаголы, определять их морфологические признаки, правильно использовать в речи, конструировать предложения с глаголами.
Повторение: знаки препинания при диалоге, при однородных членах предложения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим выразительные возможности глаголов. Постараемся определить роль глаголов в художественном тексте. Попробуем использовать разнообразные глаголы при конструировании предложений. А сопровождать нас будет замечательный цветок: яркий, обжигающий, неповторимый мак.
II. Актуализация опорных знаний
– Давайте вспомним основные морфологические признаки глаголов.
– Что нового об этой части речи вы узнали в 6 классе. Заполните таблицу.
(слайд 3)
Лицо | Число | Род | Вид |
Наклонение |
||||
Сов. вид | Несов. вид | Изъявительное | Условное | Повелительное | ||||
Инфинитив | - | - | - | |||||
Безличные глаголы | - | - | - | - | ||||
Прошедшее время | - | |||||||
Настоящее время | - | - | ||||||
Будущее простое время | - | - | ||||||
Будущее сложное время | - | - |
III. Создание мотивации обучения.
1. Работа с текстом
1 группа
Рано утром среди седых вырезных листьев, на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. И вдруг ты увидишь, что бутон лопнул. Зеленые створки раздвигаются, проглянула между ними розоватая полоска. Она делается все шире. Вот зеленые створки опали на землю. И уже не зеленый бутон, а словно комочек розовой бумаги.
Вот комочек начинает оживать, расправлять складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются, краснеют, наливаются жаром. И вот уже огненная чаша раскрылась, блестит на солнце. Боишься ее тронуть, боишься обжечься.
Но однажды вечером на твоих глазах отваливается один лепесток, затем второй, третий. Лежат на земле, остывают. Так и гаснет мак. Не отцветает, не увядает, не поникает. Просто гаснет. (По Э. Шиму.)
Задания
– Определите тему и основную мысль текста;
– к какому типу и стилю речи относится этот текст? Аргументируйте;
– определите, сколько микротем в данном тексте. Озаглавьте каждую;
– какие языковые средства помогают автору в создании образа цветка?
– какова роль глаголов в создании этого текста?
– выпишите глаголы. Определите вид, время, спряжение, переходность и наклонение глаголов;
– почему при описании цветка автор использует глаголы несовершенного вида?
– найдите однородные сказуемые, графически объясните знаки препинания при них.
2 группа
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом алые лепестки. Маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят. Маки слепили озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все остальные цветы.
Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. Я поднял совсем свежий, в капельках росы лепесток и расправил его на ладони.
– Вот и все, – сказал я с чувством восхищения.
– Да, сгорел... – вздохнула тетя Оля. – Короткая у него жизнь, но в полную силу прожита. И у людей так бывает... (По Е.Носову)
Задания
– Определите тему и основную мысль текста;
– как вы думаете, почему рассказ Е. Носова, из которого взят этот отрывок, называется “Живое пламя” ?
– знакомы ли вы с цветописью? С какой целью использует Е. Носов этот прием в данном тексте. Аргументируйте;
– с какой целью автор вводит прямую речь?
– какова роль глаголов в создании этого текста?
– выпишите глаголы. Определите вид и время, переходность и наклонение глаголов;
– объясните постановку знаков препинания при диалоге.
3 группа
Путники весело шли по лугу, который был усеян великолепными белыми и голубыми цветами. Часто попадались красные маки невиданной величины с очень сильным ароматом. Всем было весело. Страшила был спасен, ни Людоед, ни овраги, ни саблезубые тигры, ни быстрая река не остановили друзей на пути к Изумрудному городу. И они предполагали, что все опасности остались позади.
– Какие чудесные цветы! – воскликнула Элли.
– Они хороши! – молвил Страшила. – Конечно, будь у меня мозги, я восхищался бы цветами больше, чем теперь.
– А я бы полюбил их, если бы у меня было сердце, – вздохнул Железный Дровосек.
– А я всегда был в дружбе с цветами, – сказал Трусливый Лев. – Они милые и безобидные создания и никогда не выскакивают на тебя из-за угла. Но в моем лесу не было таких больших и ярких цветов.
Чем дальше шли путники, тем больше становилось поле маков. Все другие цветы исчезли, потому что их заглушили заросли мака. (А.Волков)
Задания
– Определите тему и основную мысль текста;
– найдите эпитеты. Какова их роль в тексте?
– начертите схемы предложений с прямой речью. С какой целью они использованы?
– выпишите глаголы. Определите их вид и время. Объясните разницу в значении вида и времени;
– дополните текст. Расскажите, что случилось с героями на маковом поле.
2. Проверка выполнения заданий
3. Коллективная работа
Сравните тексты Э. Шима, Е. Носова и А. Волкова. Созвучны ли они в описании цветка? Что нового добавляет каждый из текстов в рассказ о цветах?
(слайд 4)
IV. Работа по составлению текста
Ребята, мак — очень древний и загадочный цветок. В этом легко убедиться, если познакомиться с последующей информацией. Маки были найдены в египетских захоронениях, которым уже более трёх тысяч лет. С этим цветком связано множество поверий и легенд.
(слайд 5)
Например, римляне верили, что маки способны исцелять сердечные раны, поэтому их цветы использовались в колдовских ритуалах и отворотах.
Греческим спортсменам давали напиток из семян мака, вина и мёда. Считалось, что он добавляет силы и здоровья.
Во времена войны с Наполеоном было замечено, что маки хорошо растут на свежих могилах. До сих пор верят, что они цветут там, где пролилась солдатская кровь.
(слайд 6)
Восстановление текста
Существует легенда, согласно которой злая ведьма ...... в мак красивую девушку. Проклятие ....... лишь ночью, и тогда девушка ....... .. домой к своему любимому. Но ....... утро, и она вновь ....... на поле среди сотен других маков. Однажды девушка ......... возлюбленному, что проклятье........ если утром человек, который её........, .......... её среди цветов и .........
Утром мужчина ....... в поле и ...... перед собой множество цветов, похожих друг на друга как две капли воды. Все они были усыпаны утренней росой, но лишь один цветок ....... с сухими лепестками. Тогда он ........., что раз его любимая была с ним всю ночь, то она и есть этот цветок. Он ........ мак, чары ..... и перед ним ......... его девушка. После этого они ...... долго и счастливо.
(слайд 7)
Слова для справок: стоял, наступало, можно снять, превратила, любит, сорвёт, увидел, сорвал, оказывалась, спадало, рассеялись, рассказала, могла вернуться, найдет, вышел, жили, понял, очутилась.
(слайд 8)
Ключ:
Существует легенда, согласно которой злая ведьма превратила в мак красивую девушку. Проклятие спадало лишь ночью, и тогда девушка могла вернуться домой к своему любимому. Но наступало утро, и она вновь оказывалась на поле среди сотен других маков. Однажды девушка рассказала возлюбленному, что проклятье можно снять, если утром человек, который ее любит, найдет её среди цветов и сорвёт.
Утром мужчина вышел в поле и увидел перед собой множество цветов, похожих друг на друга как две капли воды. Все они были усыпаны утренней росой, но лишь один цветок стоял с сухими лепестками. Тогда он понял, что раз его любимая была с ним всю ночь, то она и есть этот цветок. Он сорвал мак, чары рассеялись и перед ним очутилась его девушка. После этого они жили долго и счастливо.
V. Подведение итогов урока
Итак, подведем итог нашего урока. Сегодня мы повторили морфологические признаки глаголов; посмотрели, как участвуют глаголы в создании текста; узнали удивительную историю мака.
VI. Домашнее задание
(слайд 9)
Дома попытайтесь вспомнить материал сегодняшнего урока и напишите изложение “Необыкновенная история мака” или “Удивительное рядом”.
(Компьютерная презентация представлена в Приложении 1)