Цели:
- познакомить учащихся с правописанием букв и-ы после Ц (с орфограммой № 15);
- продолжить формирование умений и навыков фонетического, морфемного анализа слов, синтаксического разбора предложения, орфографической грамотности (повторение орфограмм по темам: "Приставки рас-, раз-" "Буквы Е-О после шипящих в корне слов");
- продолжить формирование интереса учащихся к русскому языку.
Оборудование: учебник, таблица "Буквы И-Ы после Ц", контрольные листы к буквенному диктанту.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка домашнего задания (упр. 443).
Упражнение проверяется "по цепочке".
На доске выписаны слова с пропущенными буквами из домашнего упражнения. Учащиеся объясняют свой выбор правописания слов.
Фонетический разбор слова ВДРУГ1 , морфологический разбор слова ЖЕЛЕЗНУЮ3 выполняется учащимися у доски.
Замена тетрадей. Работу над ошибками учащиеся выполняют дома.
Буквенный диктант.
Учитель зачитывает слова.
1. Учащиеся выписывают только чередующиеся гласные в корне.
Возложить, доложить, излагать, врасти, вырастить, отросток, отраслевик, Ростов, предложение предполагать.
Ключ. О-о-а-а-а-о-а-о-о-а.(Контрольный лист №1.)
2. Учащиеся выписывают гласные, стоящие после шипящих в корне слова.
Бесшёрстный, бечёвочка, жёлудь, крыжовник, жёсткий, капюшон, шоссе, шёпот, шоколад, шорох.
Ключ. Ё-ё-ё-о-ё-о-о-ё-о-о. .(Контрольный лист №2.)
Изучение новой темы.
На доске записаны предложения. Продолжите их.
Ученик для построения окружности использует________(циркуль).
Дрессированные животные выступают на арене________(цирка).
Поставьте, пожалуйста, над последним предложением цифру 4.
- Выполним синтаксический разбор этого предложения.
- Поставьте над словом "циркуль" цифру 1. Выполним фонетический анализ этого слова.
Циркуль- цир-куль
Ц - [ц] - согл., глух.,
и - [ы] - глас., уд.,
р - [р] - согл., зв.,
к - [к] - согл., глух.,
у - [у] - глас., безуд.
л - [л,] - согл., зв.,
ь - [- ]
7б., 6 зв., 2 слога.
Комментирование по ходу разбора:
Учитель: Обратите внимание: звук "ц" всегда глухой и твердый.
Учитель: какой звук мы слышим после "ц"?
Ученик: "ы".
Учитель: А какую букву вы написали в этом слове после "ц"?
Ученик: "и".
Учитель: А вот другое слово: сестрицын . Какую букву вы напишете после "ц" в этом слове?
Ученик: "ы".
Учитель: Как же нам быть? Оказывается, слова с буквами и-ы после Ц подчиняются определенному правилу.
Работа с учебником. П.87, стр.182, орф.№15.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом.
Итак, скажите, когда после Ц мы пишем букву "ы", а когда - "и"?
Ученик: Буква "ы" после Ц пишется:
- в окончаниях слов;
- в суффиксах слов;
- в корнях слов-исключений: цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыган.
Учитель: Давайте с вами запишем и хором повторим предложение "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"".
-Чем интересно это предложение? Объясните постановку знаков препинания в нём.
Ученик: Буква "и" после Ц пишется:
- в корнях слов;
- в словах на - ция.
Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему в словах "ЦИРК" и "ЦИРКУЛЬ" после Ц пишется И, в слове "СЕСТРИЦЫН -Ы.
Таблица по теме "Буквы и-ы после Ц".
Ы | И |
-в окончаниях и суффиксах; - в корне слов исключений. |
-в корнях слов; -слова на -ция. |
Тренировочные упражнения.
1) Давайте с вами выполним упр. 446:
Цинга**, куцый**, овцы, акация**, цыплята, цирк, циркуль, секция**, цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*см. толковый словарик в учебнике на стр. 309; **толковый словарь Ожегова.).
Ученики выполняют задания по цепочке и комментируют написание орфограмм, подчеркивают буквы-орфограммы двумя чертами.
**Цинга - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.
Куцый - о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; в перен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).
Акация - род деревьев и кустарников семейства мимозовых.
Секция - подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).
2) Упр.447,стр.182, 1 абзац. Учащиеся работают у доски и в тетрадях. Выписывают по 2 словосочетания и комментируют написание букв-орфограмм.
Тест.
1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
а) ц..ферблат
б) уц..пился
в) ресниц..
г) синиц..
2. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) белая акация
б) цыганский табор
в) цикнуть на ребенка
г) цитрусовый коктейль
3. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву и:
а) учить ц..фры, желтый ц..пленок
б) круглолиц..й малыш, ходить на ц..почках
в) белые птиц.., демонстрац..я мод
г) реорганизац,.. армии, ц..рковой трюк
4. Найдите слово, в котором допущена ошибка:
а) мотоцикл
б) эвакуация
в) лисици
г) цыпленок
5. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:
а) парадные лестниц.., бестолковый ц..пленок
б) высокая ц..на, старый ц..ган
в) чертить ц..ркулем, ц..трусовый мармелад
г) французская революц..я, ежегодная дезинфекц..я
6. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и:
Нынче произошла реорганизац..1я ц..2рка: теперь там выступает с лекц..3ями ц..4ган с веткой акай..5и и ц..6трусом в руке.
а) 1, 2, 3
б)2,6
в) 1,2, 3,4, 5,6
г) 1,2, 3,5, 6
7. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) росток крыжовника
б) желтая акация
в) вырасший цитрус
г) черные лестницы
8. Найдите предложение с орфографический ошибкой:
а) Этим летом на нашем огороде выросли замечательные огурцы.
б) Матвей беспричинно разсердился на своего друга.
в) Сегодня ученики писали предэкзаменационное изложение.
г) Пришлось Ивану спать на жесткой перине.
9. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропусков следует писать букву ы?
Ц..1ганский табор покинул наши улиц..2, увезя с собой столь полюбившиеся южные ц..3трусы.
а) 1
б) 1,2
в) 1,3
г) 2
Ключ.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | в | г | 8 | а | г | в | б | б |
Итоги урока.
РЕФЛЕКСИЯ. "ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ".
Я понял, что:
Было интересно:
Особенно понравилось:
Вызвало затруднение:
Нужно выучить:
Домашняя работа.
П.87, упр.448.