Текстоведение в инженерно-технологическом классе

Разделы: Русский язык


Цель: повторить приёмы лингвистического исследования текста, развивать умение определять выразительную роль языковых единиц в тексте, воспитывать способность давать нравственно-этическую оценку событий

Ход урока

I. Организационный момент

Распределение учащихся по группам, сообщение цели урока

II. Работа в группах

1. Чтение предложенного текста.

1 группа

Механизмы расширения применения композиционных материалов в экономике Российских регионов

П.И. Бурак, доктор экономических наук, профессор
В.Г. Ростанец, доктор экономических наук, профессор
И.А. Рождественская, доктор экономических наук, профессор

Композиционные материалы являются одним из видов инновационной продукции, широко применяемым в различных отраслях современной экономики. Они подразделяются на полимерные композиты, керамические композиты, металлокомпозиты, углеродные композиты. Мировое производство композиционных материалов динамично растет средними темпами в 7-10% в год. По оценкам Минпромторга России, объем мирового рынка композитов составляет более 70 млрд евро. Основными производителями композитов в мире являются Китай, США и Европейский Союз. При этом в производстве композиционных материалов из стекловолокна лидирует Китай (около 30% в мировом тоннаже), по композитам на основе углепластиков в качестве лидера выступают страны Евросоюза (совокупная доля рынка по 27 странам-членам находится на уровне 40%). По композиционным материалам на основе натуральных волокон безусловным лидером являются США — 46%. Объем российского рынка находится в пределах 1% от мирового.

2 группа

Незнайка на Луне
Н.Носов

Космическая конференция закончилась довольно поздно, а на другой день была организована передача беседы Незнайки с двумя учеными, один из которых был астрономом – его звали Альфа, – другой был лунологом – его звали Мемега. Альфа и Мемега обстоятельно расспросили Незнайку о том, какой вид имеет ночное небо, если на него глядеть с Земли, какие на нем видны отдельные звезды и созвездия, а также планеты, какой вид имеет Солнце и сама Луна.

Прослушав ответы Незнайки, Альфа и Мемега обратились к телезрителям и сделали официальное заявление о том, что сведения, сообщенные Незнайкой, могут оказать большую услугу лунной астрономии и вообще науке.

Незнайка, в свою очередь, задал Альфе и Мемеге вопрос, откуда лунные ученые знают о существовании Большой Земли и других планет, а также Солнца и звезд, если никогда их не видели.

Альфа ответил, что хотя ни Солнце, ни Большая Земля не видны им, но об их существовании можно догадаться, наблюдая различные явления. Наличие приливов и отливов в морях, которые имеются на Малой Земле, бесспорно свидетельствует о существовании каких-то массивных тел, находящихся на известном расстоянии от поверхности Луны. Массы морской воды притягиваются как Солнцем, так и Большой Землей, и по степени притяжения можно вычислить размеры этих тел и даже расстояния до них. Кроме того, существуют сверхчувствительные приборы, которые обнаруживают притяжение таких удаленных планет, как Меркурий, Венера, Марс или хотя бы Сатурн, что дает возможность довольно точно определить их местоположение на небосводе. И это еще не все, конечно. Имеющиеся в распоряжении астрономов радиотелескопы, гравитоноскопы и нейтриновизоры, для которых внешняя лунная оболочка не может являться препятствием, позволяют получать сигналы, идущие не только от Солнца или планет, но даже от далеких звезд, что позволило лунным астрономам составить довольно подробную и точную карту звездного неба. Лунолог Мемега объяснил Незнайке, что Солнце, наряду с видимыми лучами, испускает массу невидимых лучей.

Незнайку заинтересовал также вопрос, почему на Луне, или, точнее говоря, на Малой Земле, бывает смена дня и ночи. Ведь внешняя оболочка Луны закрывает доступ солнечным лучам, и если это действительно так, то на Малой Земле должно быть всегда темно. Лунолог Мемега объяснил Незнайке, что Солнце, наряду с видимыми лучами, испускает массу невидимых лучей, обладающих, однако, огромной проникающей силой. Эти невидимые лучи, проникая сквозь толщу лунной оболочки, заставляют внутреннюю ее поверхность светиться, то есть, в свою очередь, испускать световые и тепловые животворные лучи. Само собой разумеется, что свечение это будет наблюдаться только в той половине оболочки Луны, которая повернута к Солнцу. Поэтому и светло будет только в одном полушарии Малой Земли. В другом полушарии в это же самое время будет темно, или, попросту говоря, там будет ночь. Чередование же дня и ночи происходит оттого, что планета Малая Земля не стоит неподвижно внутри оболочки, а непрерывно вращается.

3 группа

4 группа

Инструкция по эксплуатации чайника

Электрические чайники рассчитаны на домашнее использование (срок службы указан из расчёта одного полнообъемного кипячения в 30 минут, но не беспрерывной работы, например, в условиях интенсивного использования на предприятиях общественного питания). Модели имеют вилку европейского типа и предназначены для эксплуатации через розетки с заземлением.

Работа прибора:

1. Установите чайник с подставкой на ровную сухую теплоустойчивую нескользящую поверхность максимально близко к розетке.

2. Вставьте вилку чайника в розетку, предварительно убедившись, что включатель чайника выключен: чайник отключается при нажатии кнопки включателя (в большинстве моделей кнопка расположена на внутренней или внешней стороне ручки).

3. Наполните чайник водой, открыв крышку. Объем воды должен быть не менее того, который отмечен на шкале как «Min» и не более того, который отмечен как «Max» (в наиболее популярных моделях (на 1.5 — 2 литра) минимум, как правило, – это 0.3 — 0.5 л, а максимум 1.45 – 1.95 литра).

4. Плотно закройте крышку чайника, в противном случае чайник не отключится при закипании.

5. Поместите чайник на подставку, которая должна быть подключена к сети (обычно конструкция чайника позволяет устанавливать его на подставку с любой стороны).

6. Нажмите кнопку включения. При этом загорится цветовой индикатор работы.

7. Дождитесь, пока вода закипит. Чайник отключится автоматически. Допустимо в любой момент прерывать процесс кипячения вручную. Чтобы произвести повторное кипячение, необходимо дождаться, пока чайник несколько остынет и термодатчик придет в исходное положение.

8. В процессе кипячения и непосредственно после него не открывайте крышку чайника во избежание получения ожога.

Важные подробности при эксплуатации:

1. Никогда не вливайте в чайник никакую другую жидкость, кроме воды. Исключение составляют только специальные составы, предназначенные для очисти от накипи приборов, относящихся к категории пищевого оборудования.

2. Экономьте электроэнергию и ресурс службы прибора: не кипятите больше воды, чем Вам необходимо для использования ее без повторного кипячения.

3. Никогда не подогревайте чайник на газовой или электрической плите (такой аспект заслуживает право быть отдельно прописанным, т.к. практика знает такие прецеденты).

4. В процессе эксплуатации на приборе может образовываться конденсат – это закономерно, технологически предусмотрено и не наносит вреда прибору.

5. Чайник используется только с подставкой, поставляемой в комплекте. Возможны варианты использования подставок от других моделей, если разъемы и технические характеристики приборов (напряжение, мощность) совпадают (в случае поломки чайника, используемого таким образом в течение гарантийного срока, производитель и продавец не сохраняют за собой обязательства по бесплатному ремонту, обмену товара на аналогичный или возврату денежных средств).

2. Определить стиль, озвучить аргументы.

3. Определить тип речи, жанр.

III. Чтение итоговой статьи «О чём мы узнали в 2016 году» журнала «Наука и жизнь». 31 декабря 2016 года

О чем мы узнали в 2016 году
31 Декабря 2016

В 2016 году, как и всегда, в науке происходила масса интересных вещей. Всего не перечислишь, однако мы постараемся напомнить, пусть и очень бегло, о самых выдающихся исследованиях, про которые  «Наука и жизнь» рассказывала в уходящем году.

Уходящий год был богат на запоминающиеся научные события. В области биологии с медициной заслуживающих внимания историй было столько, что наш итоговый дайджест пришлось делить на две части – не удивительно, ведь в современной науке и медицина, и биология стали самыми активно развивающимися областями. Не будем забывать и археологию, которой мы тоже посвятили целый обзор.

Пару событий из мира науки за 2016 год, наверное, смогут назвать даже те, кто совершенно не интересуется этой областью. Скажем, внезапно одним из главных ньюсмейкеров  стал Альберт Эйнштейн, давно ставший бронзовым классиком – в феврале его имя мелькало в новостях чаще, чем имена иных политиков. А все потому, что участники научного эксперимента LIGO объявили об открытии гравитационных волн, существование которых следует из эйнштейновской теории относительности, о чём великий физик говорил еще 100 лет назад. Второе известнейшее событие – завершение работы космического аппарата «Розетта», более двух лет исследовавшего комету Чурюмова-Герасименко. Подробнее о дюжине крупнейших событий в физике и астрономии читайте в январском номере «Науки и жизни», который выйдет из печати уже совсем скоро – 9 января 2017 года.

Кстати, в феврале 2016 года в «Астрономическом журнале» появилась статья Константина Батыгина и Майкла Брауна о предполагаемом открытии «на кончике пера» новой, девятой, планеты Солнечной системы. Эта публикация стала сенсацией, поскольку и масса планеты, и её орбита выходят далеко за пределы принятых представлений о Солнечной системе и картине её эволюции. О девятой планете мы рассказывали в №6, 2016 в статье «Планета-гигант на окраине Солнечной системы: математическая модель или реальность?».

Мы с волнением следили за миссией «ЭкзоМарс». Космический аппарат благополучно преодолел расстояние до Марса и, несмотря на неудачу с посадкой «Скиапарелли», российские приборы готовы исследовать Красную планету.

На этом космические успехи не закончились: в этом году космический аппарат миссии «Новые Горизонты» закончил сбор и пересылку данных о Плутоне и отправился дальше - исследовать объекты Малого пояса Койпера. Что касается более «земных» результатов, то периодическая таблица Менделеева пополнилась сразу четырьмя новыми элементами, а физики из ЦЕРНа впервые измерили оптический спектр атома антиводорода.

В уходящем году мы не сидели на месте: съездили на Белое море, чтобы разобраться, для чего будущим молекулярным биологам и биохимикам нужны морские моллюски, и в Оренбургскую область, где зоологи восстанавливают популяцию почти что исчезнувших лошадей Пржевальского.

Большая часть наших читателей живет в городах, которые не перестают расти и развиваться. Какими будут они лет через сто? На эту тему можно долго фантазировать, а можно подойти с научной точки зрения, что мы и сделали не без помощи архитекторов и урбанистов. Но даже в самом прекрасном городе нам хочется видеть островки природы. А каково самой природе приходится в наших каменных джунглях? О том, какие растения лучше всего адаптируются к условиям большого города, а какие практически не приживаются в городских дворах, нам рассказал вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России Илья Мочалов.

Не бывает будущего без прошлого, и именно в науке особенно важно знать, что уже было сделано до нас, ведь многое новое – просто хорошо забытое старое. Взять, к примеру, разговоры о необходимости в международном сотрудничестве: налаживая контакты с коллегами из других стран, не стоит ли вспомнить, как это происходило в советское время?

Не забывайте подписываться на наши аккаунты в социальных сетях Facebook, Instagram, twitter, Одноклассники, Вконтакте, Мой мир, Google+, telegram, Хотя многие относятся к ним как к забаве или вовсе как к бесполезной трате времени, но на самом деле своя наука есть и в социальных сетях – например, для них справедливы те же законы, что и для белковых молекул, взаимодействующих внутри клетки, и для звезд в звездных системах.

С наступающим вас новым годом, дорогие друзья! Оставаясь с нами, вы всегда будете в курсе всего самого интересного, что происходит в науке и жизни.

Автор: Юлия Смирнова
Источник: nkj.ru

1. Беседа по вопросам, направленным на понимание прочитанного текста.

  1. О чём статья? Что вы сумели понять?
  2. Какие события были обсуждаемыми в 2016 году?
  3. О каких из них вы знаете или слышали?

2. Поиск информации.

1 группа

научный эксперимент LIGO

 LIGO (англ. Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory) — лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория. Проект был предложен в 1992 году Кипом Торном, Рональдом Древером из Калифорнийского технологического института и Райнером Вайсом из Массачусетского технологического института. Проект финансируется американским Национальным научным фондом. Достигая по стоимости 365 миллионов долларов, этот проект является самым дорогим среди всех когда-либо финансировавшихся фондом.

Международное научное сообщество LIGO (англ. LIGO Scientific Collaboration, LSC) представляет собой растущую с каждым годом группу исследователей: около 40 научно-исследовательских институтов и 600 отдельных учёных работают над анализом данных, поступающих с LIGO и других обсерваторий. В составе коллаборации работают и две научные группы из России: группа В. П. Митрофанова (Кафедра физики колебаний Физического факультета МГУ, Москва) и группа академика РАН А.М. Сергеева (Институт прикладной физики РАН, Нижний Новгород).

11 февраля 2016 года коллаборации LIGO и Virgo объявили об обнаружении гравитационных волн, произошедшем 14 сентября 2015 года на установках LIGO [1], обнаруженный сигнал исходил от слияния двух чёрных дыр массами 36 и 29 солнечных масс на расстоянии около 1,3 млрд световых лет от Земли, при этом три солнечных массы ушли на излучение [2][3][4].

2 группа

Космический аппарат «Розетта»

«Розе́тта» (англ. Rosetta) — космический аппарат, предназначенный для исследования кометы. Разработан и изготовлен Европейским космическим агентством в сотрудничестве с NASA. Состоит из двух частей: собственно зонда «Розетта» (англ. Rosetta space probe) и спускаемого аппарата «Филы» (англ. Philae lander).

Космический аппарат запущен 2 марта 2004 года к комете 67P/Чурюмова — Герасименко [1] [2]. «Розетта» — первый космический аппарат, который вышел на орбиту кометы. В рамках программы 12 ноября 2014 года произошла первая в мире мягкая посадка спускаемого аппарата на поверхность кометы. Основной зонд «Розетта» завершил свой полёт 30 сентября 2016 года, совершив жёсткую посадку на комету 67P/Чурюмова — Герасименко [3] [4] [5].

3 группа

Миссия «Новые горизонты»

«Новые горизонты» (англ. New Horizons, произносится [njuː həˈraɪznz] [1] [2] [3]) — автоматическая межпланетная станция, запущенная в рамках программы «Новые рубежи» (New Frontiers) и предназначенная для изучения Плутона и его естественного спутника Харона. Запуск осуществлён 19 января 2006 года, с пролётом Юпитера (и гравитационным манёвром в его поле тяготения) в 2007 году и Плутона — в 2015 году. После пролёта вблизи Плутона аппарат, изучит один из объектов пояса Койпера. Полная миссия «Новых горизонтов» рассчитана на 15—17 лет.

«Новые горизонты» покинул окрестности Земли с самой большой из всех космических аппаратов скоростью. В момент выключения двигателей она составила 16,26 км/с [4] (относительно Земли). Гелиоцентрическая скорость составила 45 км/с, что позволило бы «Новым горизонтам» покинуть Солнечную систему даже без гравитационного манёвра около Юпитера [5]. Однако в 2015 году гелиоцентрическая скорость аппарата составляла около 14,5 км/с [6], что меньше, чем скорость «Вояджера-1» — 17,012 км/с («Вояджер-1» набрал бо́льшую скорость за счёт дополнительного гравитационного манёвра у Сатурна).

4 группа

Четыре новых элемента таблицы Менделеева

Открытые 113-й, 115-й, 117-й и 118-й элементы таблицы Менделеева пока носят условные наименования: унунтритий, унунпентий, унунсептий и унуноктий. Однако постоянные названия могут быть приняты в ближайшие месяцы.

IV. Лингвистический анализ статьи

- В каком стиле написана статья? Приведите аргументы

- Поставлена ли какая-нибудь проблема в тексте?

- Есть ли авторская позиция?

Домашнее задание – найти информацию по заявленным темам для классного часа. Индивидуально – найти печатные материалы (или видеоматериалы), в которых обозначена авторская позиция по заявленным темам.

А сейчас поработаем в группах.

V. Работа в группах

1 группа

  • Дать характеристику текста, используя схему «Разновидности речи» (учебник стр.55)

2 группа

  • Определить значения неологизмов дайджест, ньюсмейкер.
  • Найти другие неологизмы в тексте.

Дайджест в СМИ — информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

Ньюсмейкер - человек, деятельность которого предполагает намеренную или ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ.

3 группа

  • Проанализировать синтаксические средства в тексте

4 группа

  • Проанализировать, какая связь предложений в тексте: цепная или параллельная.

VI. Составить два задания для КИМов ОГЭ

VII. Рефлексия

«Экзомарс» (англ. ExoMars) — совместная программа Европейского космического агентства (ЕКА) и российской госкорпорации Роскосмос по исследованию Марса, основной целью которой является поиск доказательств существования в прошлом и настоящем жизни на Марсе [6] [7].

Первый космический аппарат был запущен 14 марта 2016 года ракетой-носителем «Протон-М» c космодрома Байконур [12]. 19 октября Трейс Гас Орбитер успешно вышел на орбиту спутника планеты [13], тогда как мягкая посадка Скиапарелли на Плато Меридиана не удалась [14].

Д/З: найти информацию по заявленным темам для классного часа. Индивидуально – найти печатные материалы (или видеоматериалы), в которых обозначена авторская позиция по заявленным темам.