Цели урока:
- Уметь находить средства художественной выразительности и понимать их роль в тексте;
- Познакомиться с новыми видами тропов и стилистических фигур;
- Уметь использовать средства художественной выразительности при создании собственного текста.
Оборудование:
- Компьютерная презентация (Power Point) См. Приложение 1
- Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года»
При разработке урока автор использовала: Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов/ Л.С. Степанова.- М.: Вербум-М, 2005.- 319 с.
Ход урока
I этап урока. Проверка домашнего задания. См. Приложение 1.
Выполнить на доске задания 3, 4
Работа с классом.
- Выразительно прочитайте текст.(Фрагмент романа И.А. Гончарова «Сон Обломова», глава 9, 1-8 абзацы).
- Скажите, из какого художественного произведения этот отрывок?
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль и тип речи, аргументируйте свой ответ.
II этап урока. Анализ средств художественной выразительности текста.
УЧИТЕЛЬ. По ходу работы с текстом мы будем заполнять таблицу. См. Приложение 2
1. Прочитайте лексические повторы, которые выписаны на доске.
Уголок, море, горы, скалы, пропасти, грандиозное, дикое, человек.
2. Какую роль лексические повторы, по-вашему, играют в тексте? (помогают выделить главное в тексте, придают ему смысловое единство)
3. А что же является главным в этом тексте? (описание уголка - это тема текста)
4. К чему хочет привлечь наше внимание автор, описывая этот уголок?
К тому, что здесь есть или к тому, чего здесь нет? (помните, как у Пушкина в романе «Евгений Онегин», когда он нас знакомит с Татьяной:
Ни красотой сестры своей,
Ни прелестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.
Пушкин рассказывает не столько о том, какой была Татьяна, столько о том, какой она не была: такой как все. То же самое делает и Гончаров. Используя прием отрицания, он говорит о том, чего не было в этом уголке: моря, гор, скал. В этом и состоит особенность описания этого уголка.
5. Какое слово среди лексических повторов встречается чаще других? (море).
6. Давайте посмотрим, как писатель создает образ моря?
7. Подумайте, зачем Гончаров заменяет слово море описанием его признаков? (ответы учащихся)
УЧИТЕЛЬ. Мы сегодня с вами знакомимся с новым видом тропов – перифразой.
8. Попробуйте дать определение, что такое перифраза? (Замена прямого названия предмета описанием его признаков называется перифразой).
9. Найдите и прочитайте, как дано определение перифразы в словарной статье.
УЧИТЕЛЬ. Перифразы могут быть общеупотребительными и контекстными.
10. Почему эти перифразы являются общеупотребительными?
11. Посмотрите внимательно, какие перифразы используются в этом тексте, общеупотребительные или контекстные? Докажите свое мнение.
12. Сделайте вывод, какую роль в тексте играют перифразы? ( чтобы избежать неоправданных повторов, а также создать художественный образ моря, громадного, необозримого, грозного.
13. Прочитайте 10предложение 4 абзаца.
14. Найдите синоним, которым автор заменяет слово «море»?
15. Какой это синоним? Лексический или контекстный? С какой целью автор использует этот синоним?
Сделаем вывод, с помощью каких художественных средств автор создает образ моря? (с помощью перифраз и контекстного синонима)
УЧИТЕЛЬ. Среди лексических повторов есть слово «дикое»
16. Подумайте, к каким художественным образам оно относится?
17. Образ какой природы создает эпитет «дикое»?
18. Прочитайте 2 предложение 7 абзаца. Найдите синонимы слов «горы и пропасти»
19. Уточните, какие эти синонимы: лексические или контекстные?
20. Подумайте, какова их роль в тексте?
21. Какие еще художественные средства дополняют образ дикой природы? (эпитеты, сравнения, олицетворения). Проверить домашнее задание, выполненное на доске.
22. Сделайте вывод, какой образ дикой природы создают эти тропы?
(Море, горы и пропасти – это грозная стихия. Эти тропы помогают создать яркий, устрашающий образ дикой природы, неподвластной человеку.
Образ такой природы ассоциируется с разъяренным чудовищем).
23. Как описывается состояние человека перед лицом дикой природы?
24. Сравните оба примера. В чем их отличительные особенности? (В первом случае цепочка слов выстроена с постепенным нарастанием чувств. Во втором случае цепочка слов выстроена по принципу убывания) .
УЧИТЕЛЬ. Это новая фигура речи, с которой мы сегодня знакомимся на уроке – градация.
25. Как вы поняли, что такое градация? Найдите и прочитайте определение градации в словарной статье.
26. Для чего автор использует градацию в этом тексте? (в первом случае - показать, как нарастает страх перед морской стихией. Во втором – хочет подчеркнуть ничтожность и беспомощность человека перед лицом этой стихии ).
27. А теперь давайте посмотрим, как же показан уголок земли, в котором живут герои романа. Прочитайте первый и последний абзацы.
28. Какое наименование носит он в романе?
29. Какими сочетаниями слов писатель заменяет слово уголок?
30. Скажите, как называются такие сочетания слов? (Это перифразы).
31. Уточните, какие это перифразы: общеупотребительные или контекстные и почему?
32. Сделайте вывод, как перифразы помогают понять отношение обломовцев к своей деревне? (Обломовцы не просто любят свою деревню, но считают ее идеалом жизни.
34. Скажите, чему противопоставлен этот «благословенный уголок». (дикой природе). Скажите, в каком примере антонимы контекстные, а в каком лексические?
35. Давайте поразмышляем, почему для противопоставления мирному уголку Гончаров выбирает море, горы, пропасти? Противопоставляя эти образы мирному уголку, писатель усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого мира, где царствует покой и умиротворенность. Обломовка и замечательна тем, что там нет моря, гор и пропастей, нет ничего дикого и угрюмого.
УЧИТЕЛЬ. Итак, в ходе анализа текста мы с вами заполнили таблицу.
36. Пользуясь этой таблицей, назовите средства художественной выразительности, которые использует Гончаров.
37. Сделаем вывод, с какой целью автор использует эти средства?
УЧИТЕЛЬ. Работа, которую мы проводили, поможет вам не только глубже понимать и воспринимать литературное произведение, язык и стиль писателя, но также поможет вашему умению пользоваться словом в устной и письменной речи.
III этап урока. Подведение итогов работы с текстом.
Подводя итоги работы с текстом, скажите, что мы сегодня делали на уроке? (ответы учеников).
IV этап урока. В завершении урока предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Какой я вижу Обломовку в прочитанном тексте», используя средства художественной выразительности.
V этап урока. Прочитать несколько работ учащихся. Обмен мнениями.
V1 этап урока. Домашнее задание.
I. Проанализируйте и отредактируйте собственную творческую работу по плану:
- Раскрыта ли тема и основная мысль?
- Использованы ли в сочинении средства художественной выразительности?
- Имеет ли сочинение стройную композицию?
- Отличается ли смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения?
- Соблюдены ли речевые нормы?
II. Ответьте на вопросы:
- Что такое перифраза? Что такое градация?
- Для чего они используются в литературных произведениях?
- Приведите пример.
Выставление оценок за урок.