Текстоведческий анализ. Языковые разборы. Урок общеметодической направленности. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Технологическая карта урока № 9 (ФГОС) Русский язык

Класс

10 класс

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

Повторить стили речи, учить анализировать текст с точки зрения синтаксиса, пунктуации, орфографии, готовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ

Задачи урока

Формировать способности учащихся определять круг проблем, поднимаемых автором,высказывать собственное мнение, обосновывать при объяснении выбора орфограмм, пунктограмм

Развивать мышление речь память, внимание на основе раздаточного материала, выполнения алгоритма действий.

Воспитывать чувства сотрудничества, коллективизма при работе в парах

Материалы и оборудование

Русский язык 10 класс учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленый уровни), С.И.Львова, В.В.Львова, Мнемозина, 2020

Тексты рассказа Паустовского

Вариант 1 ЕГЭ

Используемые технологии

Проблемное обучение

Методы обучения

Создание проблемных ситуаций

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:
Формировать способности учащихся определять проблему текста, авторскую позицию, доказывать сое мнение, выполнять языковые разборы
Метапредметные:
а) коммуникативные:
- формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение;
б) регулятивные:
- проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности; контролировать процесс достижения результата; корректировать свои действия и оценивать их успешность;
в) познавательные:
- самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Личностные:
- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Основные понятия

дополнение

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределение к учебной деятельности

-Сегодня на уроке мы работаем с текстом, который у вас на столе. Как вы думаете, для чего сегодня нам понадобятся тескт? (тема урока).
- Но начать наш урок я хотела бы со слов эпиграфа,
Эпиграф:

Дети звенят им.
Старикам снится оно.
Больные шепчут его.
Немые думают им.
Трусы его кричат.
Сироты рыдают им.
Раненые взывают к нему.
Остальные его забывают.

- О ком идет речь в этом эпигафе?
О, мама! Мама!
Григоре Виеру
- Значит. Наш текст будет о маме..
- Для чего нам необходим тестоведческий анализ текста?
Итак, какую цель будем ставить перед собой?

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Оценочные листы (сами себя в тетрадях)
(«5» - нет ошибок
«4» - одна две ошибки
«3» - три ошибки
«2» - четыре и больше)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Запишите число и тему урока «Тестоведческий анализ. Языковые разборы»
- Какие разборы вам известны в русском языке?
- Итак, приступаем к работе над текстом.
Прочитайте текст про себя. Из какого он произведения? Кто его автор?
(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
(6) Как она жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7) Екатерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8) - Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.
(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.
(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12) Она одевалась очень долго.
(13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14) Уже вечерело.
(15) Сад облетел.
(16) Палые листья мешали идти.
(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
(18) Далеко над лесом висел серп месяца.
(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.
(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22) - Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости!
(23) Не дай вам бог!
(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(По ….(автор) )

1 ЗАДАНИЕ
- Кто-нибудь догадался, из какого произведения этот отрывок? О чем оно? Какого стиля текст? Почему?
(Да, это отрывок из рассказа К. Паустовского «Телеграмма»)
- О чем говорится в тексте?
- Какие очень важные для каждого из нас проблемы поднимает автор?
(Проблему отцов и детей; проблему материнской любви; проблему одиночества).
- Сформулируйте правильное предложение и запишите его. Автор текста поднимает проблему.
-Какие примеры из текста доказывают наличие этих проблем?
Связаны ли эти примеры между собой? Как? Почему?
-Какова позиция автора? Сформулируйте ее (родители любят нас такими, какие мы есть).

Д/З! Это и будет вашим домашним сочинением-рассуждением
- Посмотрите на распечатку варианта 1. Назовите номер задания, над которым мы работали сегодня. (27)

Отвечают на вопросы,называют задачи урока. Записывают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя

3. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Задание 2

- Найдите предложение 24.

24 Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

РАБОТА В ПАРАХ
Выполните синтаксический разбор этого предложения. Объясните постановку знаков препинания в тексте
- Теперь поговорим о синтаксическом строе предложений 19, 20, 21, 22.
- Дайте синтаксическую характеристику предложений, объясните постановку знаков препинания, составьте их схемы.
- Посмотрите в вариант 1, назовите номера заданий с расстановкой знаков препинания.

Задания (16-21)
- Назовите известные вам орфограммы в этих предложениях. Выделите их в словах. Обращаю ваше внимание на вариант 1. Посмотрите на задания 9-14. Именно в них проверяются знания орфографические

1-н у доски

1 из пары отвечает

Физминутка

4. Включение изученного в систему знаний.

Задание 3
Самостоятельно в тетрадях с домашним заданием выписать из предложений1-5 все слова с известными вам орфограммами. Найти и выписать средства выразительности из этих предложений (сколько найдете)
- Снова обращаемся к варианту 1. Номер 26 задания - это и есть ваша работа

Мини-ответ: Сегодня на уроке, используя текст…

Выполняют задания самостоятельно, проверяет учитель

5. Рефлексия

- Какие задачи ставили? - Удалось ли их решить?
Д.З. Сочинение-рассуждение (тема выше, объем не менее 150 слов). СТР. 380, учебник, памятка «Как писать сочинение»
- Нет ничего замечательней, чем крепкая дружная семья, где каждый чувствует поддержку другого. Я желаю счастья и благополучия вашим семьям, здоровья и радости вашим мамам. Любите и берегите их, не жалейте для них добрых слов, чтобы не мучило потом запоздалое чувство вины и горького раскаяния.

Записывают д.з, оценивают свою работу