Цель: отработка навыка написания дефиса в наречиях
Задачи:
- Обучающие
Ученики должны
- знать: условия употребления дефиса между частями слова в
наречиях;
- уметь:
находить в тексте наречия с дефисом, подбирать наречия по смыслу текста.
Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», раздаточный материал для морфологической разминки; карточки с текстом для творческого диктанта; презентация; репродукция картины художника И.Шишкина «Зима» и его портрет; фотографии зимних пейзажей.
ТСО: компьютер, экран.
Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий.
Ход урока
I этап. Актуализация знаний.
1. Морфологическая разминка.
Задание: если я называю глагол, вы поднимаете елочку, прилагательное – снеговика, наречие – снежинку.
Покрылся, белым-бело, куда-нибудь, холодный, по-видимому, холодно, белеет, белый-белый, красиво, тихо-тихо, тишина.
– На какое слово не нужно было поднимать карточку? Почему
Речевая ситуация.
Презентация 1, слайд 1
Возможно ли в русском языке такое написание слов: по зимнему, по-зимнему? Если это возможно, то как определить, какое условие выбора орфограммы нужно выбрать в каждом случае? (Да, возможно. Написание данных орфограмм зависит от смысла слова, части речи.)
II этап. Целеполагание
Слайд 2
Сообщение и запись темы урока, целей урока.
III этап. Повторение теоретического материала.
1. Работа с опорой на таблицу «Дефис в наречиях».
Составление таблицы (1 ученик у доски записывает условия выбора орфограммы и комментирует).
Вопрос к классу: приведите примеры на каждое положение.
Слайд 3
2. Работа по карточкам.
(1 ученик у доски, остальные в тетрадях.)
Слайд 4
Я, идти, лес, любоваться, заснеженный, деревья.
В, лес, свежо, и, красиво.
Задание: составить предложения из слов, которые даны в начальной форме, вставить по смыслу слова по-зимнему, по зимнему. Рассказать, как отличить наречия от других частей речи.
3. Мини-тест.
Мы с вами говорили о том, что наречие – это самая сложная по правописанию часть речи. Приставка в наречии в зависимости условия выбора орфограммы пишется и слитно, и раздельно, и через дефис.
Задание: выбери правильный ответ (слитно/раздельно/через дефис).
- холодно (по)зимнему
- смотреть (в)открытую
- (не)далеко ушёл
- (во)первых
- (по)волчьи
- (еле)еле
- (в)потьмах
- (без)оглядки
- (по)зимнему пути
По мере выполнения теста при условии выбора правильных ответов на экране появляется репродукция картины И.Шишкина «Зима».
– Кто знает, как называется картина, репродукцию которой мы сейчас видим? Кто её автор? (Картина, портрет художника.)
Какие орфограммы отражены в тесте? (Слитное и раздельное написание наречий, НЕ с наречиями на -о, -е, дефис в наречиях.)
IV. Новый материал.
Слайд 5
Словарная работа.
Запись слов в «Словарь наречий» для заучивания: давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.
Составьте предложения с данными словами.
V. Закрепление материала по теме.
1. Работа с учебником.
Упражнение № 283.
– Составить предложения с данными наречиями (устно).
– Записать предложения только с теми словами, которые могут выступать и в
качестве наречий, и в качестве других частей речи.
(По прежнему пути идти было нельзя. По-прежнему было холодно. По дорожному костюму можно определить, куда направляется турист. Папа был одет по-дорожному.)
VI этап. Физкультминутка
Слайд 6
Ребята, встали, вышли из-за столов.
Сильно-сильно потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Низко-низко поклонились
Поприветствовали дружно
А теперь работать нужно!
Задание: а теперь проверим, насколько вы были внимательны. Услышали ли вы в стихотворении слова по теме, которую мы изучаем?
VII. Работа с текстом
Творческий диктант.
(Текст, написанный ученицей).
Задание дифференцированное: вставить слова с наречиями по теме урока и выполнить задания к тексту.
1-я группа (сильные).
- Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.
- Определить тему текста. (Снегопад.)
Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!
2-я группа (средние).
Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.
Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много).
Как красиво на улице в зимний вечер!
3-я группа (слабые).
Вставить наречия, пользуясь словами для справок.
Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!
Слова для справок: еле-еле, едва-едва, мало-помалу, чуть-чуть, видимо-невидимо.
Общее задание:
Какое условие выбора орфограммы «Дефис в наречиях» отражено в данном тексте?
Какие ещё наречия встретились в тексте?
Проверка текста. Слайд 7
Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт еле-еле, как будто вполсилы. Мало-помалу на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится видимо-невидимо.
Как красиво на улице в зимний вечер!
Слайд 8
VIII. Конструирование предложения
Повторение правил пунктуации: обобщающие слова при однородных членах.
Слайд 9
Слово «зима» написано на разных языках: русском, английском, немецком, французском.
– Как вы думаете, что здесь написано? Составьте предложение с обобщающим словом.
IX. Домашнее задание
Упражнение № 281 (1).
X. Итог урока
Слайд 10
– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?
Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.
Резерв.
1. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис.
На русском языке (по-русски).
Не так, как раньше, новым способом (по-новому).
Очень давно (давным-давно).
Очень крепко (крепко-накрепко).
Неизвестно куда (куда-то).
Небрежно, плохо (кое-как).
Понемногу, постепенно (еле-еле).
2. Словообразовательный диктант.
- Возьмите приставку в слове «пошёл», корень – в слове «зимовать», суффикс в слове «холодный», окончание в слове «осеннему». (По-зимнему.)
- Возьмите приставку в слове «вошёл», корень – в слове «первый», окончание в слове «молодых». (Во-первых.)
- Возьмите приставку в слове «побежал», корень – в слове «флот», суффикс в слове «мужской», окончание в слове «хороший». (По-флотски.)