Тема урока "Дефис между частями слова в наречиях"

Разделы: Русский язык


Цель: отработка навыка написания дефиса в наречиях

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания о написании дефиса между частями слова в наречиях;
  • Развивающие – развивать умение определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях, умение отличать наречие от других частей речи, умение вставлять наречия с дефисом в текст по смыслу, умение составлять предложениями с наречиями;
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны

  • знать: условия употребления дефиса между частями слова в наречиях;
  • уметь: находить в тексте наречия с дефисом, подбирать наречия по смыслу текста.

Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», раздаточный материал для морфологической разминки; карточки с текстом для творческого диктанта; презентация; репродукция картины художника И.Шишкина «Зима» и его портрет; фотографии зимних пейзажей.

ТСО: компьютер, экран.

Тип урока – комбинированный урок-практикум с использованием информационных технологий.

Ход урока

I этап. Актуализация знаний.

1. Морфологическая разминка.

Задание: если я называю глагол, вы поднимаете елочку, прилагательное – снеговика, наречие – снежинку.

Покрылся, белым-бело, куда-нибудь, холодный, по-видимому, холодно, белеет, белый-белый, красиво, тихо-тихо, тишина.

– На какое слово не нужно было поднимать карточку? Почему

Речевая ситуация.

Презентация 1, слайд 1

Возможно ли в русском языке такое написание слов: по зимнему, по-зимнему? Если это возможно, то как определить, какое условие выбора орфограммы нужно выбрать в каждом случае? (Да, возможно. Написание данных орфограмм зависит от смысла слова, части речи.)

II этап. Целеполагание

Слайд 2

Сообщение и запись темы урока, целей урока.

III этап. Повторение теоретического материала.

1. Работа с опорой на таблицу «Дефис в наречиях».

Составление таблицы (1 ученик у доски записывает условия выбора орфограммы и комментирует).

Вопрос к классу: приведите примеры на каждое положение.

Слайд 3

2. Работа по карточкам.

(1 ученик у доски, остальные в тетрадях.)

Слайд 4

Я, идти, лес, любоваться, заснеженный, деревья.
В, лес, свежо, и, красиво.

Задание: составить предложения из слов, которые даны в начальной форме, вставить по смыслу слова по-зимнему, по зимнему. Рассказать, как отличить наречия от других частей речи.

3. Мини-тест.

Мы с вами говорили о том, что наречие – это самая сложная по правописанию часть речи. Приставка в наречии в зависимости условия выбора орфограммы пишется и слитно, и раздельно, и через дефис.

Задание: выбери правильный ответ (слитно/раздельно/через дефис).

  1. холодно (по)зимнему
  2. смотреть (в)открытую
  3. (не)далеко ушёл
  4. (во)первых
  5. (по)волчьи
  6. (еле)еле
  7. (в)потьмах
  8. (без)оглядки
  9. (по)зимнему пути

По мере выполнения теста при условии выбора правильных ответов на экране появляется репродукция картины И.Шишкина «Зима».

– Кто знает, как называется картина, репродукцию которой мы сейчас видим? Кто её автор? (Картина, портрет художника.)

Какие орфограммы отражены в тесте? (Слитное и раздельное написание наречий, НЕ с наречиями на -о, -е, дефис в наречиях.)

IV. Новый материал.

Слайд 5

Словарная работа.

Запись слов в «Словарь наречий» для заучивания: давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

Составьте предложения с данными словами.

V. Закрепление материала по теме.

1. Работа с учебником.

Упражнение № 283.

– Составить предложения с данными наречиями (устно).
– Записать предложения только с теми словами, которые могут выступать и в качестве наречий, и в качестве других частей речи.

(По прежнему пути идти было нельзя. По-прежнему было холодно. По дорожному костюму можно определить, куда направляется турист. Папа был одет по-дорожному.)

VI этап. Физкультминутка

Слайд 6

Ребята, встали, вышли из-за столов.

Сильно-сильно потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Низко-низко поклонились
Поприветствовали дружно
А теперь работать нужно!

Задание: а теперь проверим, насколько вы были внимательны. Услышали ли вы в стихотворении слова по теме, которую мы изучаем?

VII. Работа с текстом

Творческий диктант.

(Текст, написанный ученицей).

Задание дифференцированное: вставить слова с наречиями по теме урока и выполнить задания к тексту.

1-я группа (сильные).

  1. Записать текст, вставить по смыслу наречия, между частями которых ставится дефис.
  2. Определить тему текста. (Снегопад.)

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!

2-я группа (средние).

Заменить данные в скобках слова синонимами – наречиями, между частями которых ставится дефис.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт (медленно), как будто вполсилы. (Постепенно) на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится (очень много).
Как красиво на улице в зимний вечер!

3-я группа (слабые).

Вставить наречия, пользуясь словами для справок.

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт …, как будто вполсилы. …на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится … .
Как красиво на улице в зимний вечер!

Слова для справок: еле-еле, едва-едва, мало-помалу, чуть-чуть, видимо-невидимо.

Общее задание:

Какое условие выбора орфограммы «Дефис в наречиях» отражено в данном тексте?
Какие ещё наречия встретились в тексте?

Проверка текста. Слайд 7

Снегопад красивее листопада во много раз! Он идёт еле-еле, как будто вполсилы. Мало-помалу на земле появляется тонкий слой снега, и уже через час снега становится видимо-невидимо.
Как красиво на улице в зимний вечер!

Слайд 8

VIII. Конструирование предложения

Повторение правил пунктуации: обобщающие слова при однородных членах.

Слайд 9

Слово «зима» написано на разных языках: русском, английском, немецком, французском.

– Как вы думаете, что здесь написано? Составьте предложение с обобщающим словом.

IX. Домашнее задание

Упражнение № 281 (1).

X. Итог урока

Слайд 10

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.

Резерв.

1. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис.

На русском языке (по-русски).
Не так, как раньше, новым способом (по-новому).
Очень давно (давным-давно).
Очень крепко (крепко-накрепко).
Неизвестно куда (куда-то).
Небрежно, плохо (кое-как).
Понемногу, постепенно (еле-еле).

2. Словообразовательный диктант.

  1. Возьмите приставку в слове «пошёл», корень – в слове «зимовать», суффикс в слове «холодный», окончание в слове «осеннему». (По-зимнему.)
  2. Возьмите приставку в слове «вошёл», корень – в слове «первый», окончание в слове «молодых». (Во-первых.)
  3. Возьмите приставку в слове «побежал», корень – в слове «флот», суффикс в слове «мужской», окончание в слове «хороший». (По-флотски.)

Приложение 2