Тема урока "Буквы Ы-И после Ц". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • создать условия для развития правописных компетенций через закрепление правописания о-ё после шипящих в корнях слов;
  • повторение  правописания чередующихся гласных в корнях -лаг-,-лож-, -раст-,-ращ-,-рос-;
  • создать условия для развития языковых компетенций через введения понятия «правописание гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах, окончаниях слов»;
  • создать условия для развития правописной компетенции через закрепление правописания гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах, окончании слов.

Задачи:

Образовательные: знать условия выбора гласных о-ё после шипящих в корнях слов; о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-; ы-и после ц в корнях, суффиксах, окончаниях слов; уметь обнаруживать орфограмму «о-ё после шипящих в корнях слов», «о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-»; выполнять морфемный разбор, работать со словарём.

Развивающие: продолжить развитие наглядно-образного и логического мышлений, зрительной и слуховой памяти, устной монологической и письменной речи, творческого воображения, умения работать в группе.

Воспитывающие: продолжить воспитание любви к изучаемому предмету, к родному языку.

Методы обучения: беседа, индукция, диктант, конструирование, игра, языковой разбор.

Методы учения: самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работы, практический метод.

Тип урока: урок синтетический.

Список использованной литературы: В.Волина «Весёлая грамматика», М.: «Знание», 1995.

Оборудование. Схемы-опросы на орфограмму правописание гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах, окончании слов, перфокарту-кроссворд, иллюстрации к игре «Молчанка», дерево к игре «Узнай слово», индивидуальные распечатанные тексты к комплексной работе, наборное полотно по словообразованию.

План урока.

  1. ОНУ.
  2. Целеполагание.
  3. Актуализация знаний.
  4. Новая тема.
  5. Закрепление ЗУН.
    1. Зрительный диктант.
    2. Эстафетная палочка.
    3. Определите, чей детёныш.
    4. Осложнённое списывание.
    5. Работа со словарём.
    6. Лексический диктант. Игра «Узнай слово».
    7. Словарный выборочно-распределительный диктант. Игра «Молчанка».
    8. Самостоятельная комплексная работа с текстом по вариантам.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. ОНУ

С помощью жеребьёвки поделить класс на 2 группы. Каждая команда выбирает себе капитана.

2. Целеполагание

На сегодняшнем уроке мы с вами повторим правописание чередующихся гласных в корнях  -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-; повторим правописание  проверяемых гласных о-ё после шипящих в корне слова и познакомимся с новой орфограммой «Правописание гласных ы-и после ц».

3. Актуализация знаний

– Итак, первое задание.
Перед вами на столах лежит наборное полотно. Вы должны, как можно быстрее, составить слова, используя данные морфемы. Указать часть речи полученных слов, разобрав их по составу.

Следующие строки помогут вам собрать слова:

Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка –  впереди.

Второе задание.

Посовещайтесь и дайте письменный ответ-рассуждение:

1 группа. Объясните написание корней лаг-лож.
2 группа. Объясните написание корней -раст-, -ращ-, -рос-.

Третье задание. Взаимная перестрелка.

У каждой команды лежат карточки с заданием. Они выбирают для ответа участника из команды    соперников. Ответы записывают все  участники. Каждый отвечающий пишет слово на доске.

Ответь на вопрос одним словом.

Как называется:

  • Цвет, противоположный белому цвету.
  • Плод дуба.
  • Знак переноса.
  • Цвет одуванчика.
  • Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого.
  • Разговор тихим голосом.

(Чёрный, жёлудь, чёрточка, жёлтый, шёлк, шёпот).

Конкурс капитанов.

(Кроссворд на карточке)

  1. Род коротких брюк.
  2. Небольшая лодка, выдолбленная из целого куска дерева.
  3. Откидной головной убор, пристёгнутый или пришитый к воротнику верхней одежды.
  4. Кондитерское изделие, застывшая масса какао с сахаром.
  5. Изделие для гигиены, мытья чего-нибудь.
1. Ш О Р Т Ы
2. Ч Ё Л Н
3. К А П Ю Ш О Н
4. Ш О К О Л А Д
5. Щ Ё Т К А
  • Задание выполнено верно. Но нас с вами интересует не значение каждого слова, а написание букв в орфограмме «о-ё после шипящих в корне слова».
  • А каким правилом вы пользовались?

4. Новая тема

– Назовите, пожалуйста, с каких букв начинаются эти слова? (С согласной ч, ш, ж).
– Имеют ли они пару по твёрдости-мягкости? (Нет).
– А какой ещё согласный звук не имеет парных мягких? (Согласный ц).
– Произнесите вслух следующие слова: куцый, улицы, лисицын.
– Определите, какой звук вы слышите после твердого ц. Почему только этот звук?
– Посмотрите, как пишутся эти слова. Спишите. Графически укажите, в какой части слова после ц пишется ы.

 Но в русском языке существуют 5 слов, в корнях которых после ц пишется ы:  цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.

– Давайте хором проговорим эти 5 слов.

Вывод по правилу:

– Так в каких же случаях после ц  пишется ы?

Работа по учебнику:

– А о чём я ещё вам не рассказала? Прочтите правило внимательно и постарайтесь ответить на мой вопрос.

5. Закрепление ЗУН

а) Зрительный диктант

  • Вставьте пропущенные орфограммы.
  • Разберите по членам предложение.
  • Составьте схему.

Ц…ган  подош…л к ц…плёнку  на ц…почках и ц…кнул: «Ц…ц!»

Схема этого предложения: А: «П!»

  • Один раз хором прочесть предложения.
  • Шёпотом повторить.
  • Закройте глаза и представьте себе ещё раз это предложение зрительно.
  • Если забыли, то подгляните.
  • (Учитель закрывает доску). Записываем предложение.
  • Читаем. (Учитель открывает доску).

б) Эстафетная палочка.

Упражнение на словообразование. Все  слова записываются и проговариваются.

От слов, в корне которых после ц  пишется ы, образовать другие, выделяя корень:

Цыган, цыганка, цыганочка, цыганский.
Цыплёнок, цыплята, цыплятница, цыплячий
Цыкнул, цыкнувший, цыкнув.

в) Определите, чей детёныш

– От существительных образовать прилагательное, графически обозначая в них суффикс –ын- . Записать только прилагательное.

Образец: цыплёнок ––> курицын.

Львёнок––>
Тигрёнок––>
Куница––>
Лисица––>

– Запомним, что в фамилиях, образованных так же, как и данные прилагательные, после ц пишется ы: Курицын, Лисицын, Синицын и т.д.

г) Осложнённое списывание.

– Вставьте пропущенные орфограммы, графически их выделите.

Загадка.

Сели птиц… на страниц…,
Знают быль и небылиц…  .
д) Работа со словарём.

– А в это время представители от каждой команды найдет по толковому словарю лексическое значение слов.

1 группа 2 группа
Циновка – плотная плетёнка из соломы, камыша. Часто используется как подстилка на пол. Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости дёсен, в мышечно-сосудистых болях.

е) Лексический диктант. Игра «Узнай слово»

Перед вами волшебное дерево с плодами-буквами. Каждый член команды после прочтения мною задания подходит к дереву, берёт нужное яблоко и вставляет необходимую букву в слова.

1. Детёныш курицы. (Цыплёнок)

Ц…фра
Ц…плёнок
Ц…рк
Ц…клоп
Овац…и

2. Знак для обозначения числа на письме. (Цифра)
3. Зрелищное учреждение, в котором выступают клоуны. (Цирк)
4. Одноглазое мифическое существо. (Циклоп)
5. Дословный отрывок из какого-либо произведения. (Цитата)
6. Шумные рукоплескания. (Овации)

ж) Словарный выборочно-распределительный диктант. Игра «Молчанка»
На рисунках, показываемых учителем, найти слова на изучаемое правило. Записать их в 2 колонки. В первую колонку записать слова, в которых после Ц пишется И. Во вторую колонку –  слова, в которых после Ц пишется Ы.

Ы И
Ножницы Циркуль
Огурцы Мотоцикл
Цыплёнок Цифры

з) Самостоятельная комплексная работа с текстом по вариантам.

Для 1 варианта.

1. Озаглавьте текст.
2. Письменно ответьте на вопросы.

  • Куда направляется семья?
  • Кто там будет выступать?
  • Где и что купил папа?
  • Опиши контролёра, пригласившего семью.

Текст.

Сегодня мы идем в цирк: папа, мама, моя сестра и я, Вова Синицын. Там будут выступать борцы, акробаты, наездницы, мотоциклисты.
Весь день я смотрел на часы. Когда маленькая стрелка остановилась на цифре «три», мы вышли из дома.
По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил  букет белой акации для артистов. Сестрёнка приподнялась на цыпочки и понюхала цветы.
Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

Для 2 варианта.

1. Озаглавьте текст.
2. Восстановите текст, используя слова для справок.

Текст.
Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать борцы, акробаты, наездницы, … .
Весь день я смотрел на часы. Когда маленькая стрелка остановилась на … «три», мы вышли из дома.
По дороге в цирк, на углу одной … , папа купил  букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы.
Вот и … .  …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

Слова для справок: ц…рк, Синиц…н, борц…, наездниц…, мотоц…клисты, на ц…фры, улиц…, акац…и, на ц…почки, ц…рк, круглолиц…й.

Для 3 варианта.

1. Озаглавьте текст.
2. Восстановите текст, используя слова для справок.

Текст.

Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать борцы, акробаты, наездницы, … .
Весь день я смотрел на часы. Когда маленькая стрелка остановилась на … «три», мы вышли из дома.
По дороге в цирк, на углу одной … , папа купил  букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы.
Вот и … .  …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

Слова для справок: цирк, Синицын, борцы, наездницы, мотоциклисты, на цифре, цирк, акации, на цыпочки, круглолицый.

6. Итог урока

– Итак, давайте подведём итог урока и ещё раз вспомним, в каких случаях после Ц пишется Ы, а в каких  – И.

7. Домашнее задание

– Составить 10 словосочетаний по орфограмме  «Правописание гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах, окончаниях слов».