Тема "Антонимы"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. закрепить понятие антонимов, научить употреблению.
  2. воспитание чувства любви к Родине, ненависти к войне.

Оборудование:

  1. Грамзапись “С чего начинается Родина?”, “Хотят ли русские войны?”
  2. Репродукция, Толковый словарь Ожегова.
  3. Эпидиаскоп.

I. Повторение. Слово учителя.

1. Ребята, вы знаете, какие бывает слова? Слова бывают разные: веселые, грустные, маленькие и большие. Вот слово Вася. Оно небольшое. Ведь Васе всего 11 лет. Вырастет Вася. Вырастет и его имя. Васю станут называть – Василий, а потом – Василий Петрович. Есть еще вежливые слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и другие. Есть слово очень важное: мир. Есть родные дорогие слова: мама, товарищ, школа. Но есть самое важное и самое дорогое слово. Какое? Родина.

– Какую картину вы нарисовали бы, если ее нужно было подписать под словом Родина?

Ответы учащихся (устное рисование).

2. Демонстрация репродукций через эпидиаскоп (мелодекламация на фоне песни “С чего начинается Родина?”) Родина – это очень много. Это и бескрайние поля наливающейся пшеницы, шелестящие листвой березы, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва – сердце нашей Родины, и мой родной город, это и ты, и я с нашим миром чувств, с нашими радостями, заботами. И все это – моя Родина.

3. Назовите синонимы к слову “Родина” (Отчизна, Отечество) записать на доске и в тетради.

– Что называется синонимами? В чем различие между синонимами “Отчизна” и “Отечество”? (см. Толковый словарь Ожегова стр. 460 – 473).

4. Переписать с доски текст, вставить пропущенные буквы, заменив подчеркнутые слова синонимами.

Родина подобна больному дереву, на котором не со…вать лист(?). И все, что мы делали и доброго, прибавля…т сил ему.

а) Какими синонимами вы заменили подчеркнутые слова?

б) Объясните правописание вставленных орфограмм.

в) Какие это предложения? Назовите грамматическую основу.

г) Морфологический разбор слова (дереву).

д) Фонетический разбор все (фс’о)

II. Закрепление темы. “Антонимы”

1. Назовите антонимы в пословице “Родная сторона – мать, чужая сторона – мачеха”.

2. А теперь поиграем в игру. Наоборот. Вы заканчиваете стихотворение, употребив при этом антоним.

“ Скажу я слово
Высоко
А ты ответишь
….(низко)

Скажу тебе я слово
Трус
Ответишь ты ….(боец)

“Скажу я слово
Далеко
А ты ответишь
….(близко)

Теперь начало я скажу
 ты ответишь ….(конец)

Назовите антонимы

III. Записать синонимы и антонимы к данным прилагательным, дать индивидуальные задания.

Свежие мысли –
Свежее молоко –
Свежий хлеб –
Свежая рубашка –
Свежая газета –

Почему несколько синонимов и антонимов к одному и тому же слову?

IV. Все вы хорошо помните стихотворение В.Маяковского “Что такое хорошо – и что такое плохо”. Назовите антонимы в названии стихотворения. Вспомнив героев этого стихотворения, скажем, что же в них хорошо и что плохо, употребите антонимы – прилагательные.

(Книжка – раскладушка): чистый – грязный, неряшливый – аккуратный, трусливый – храбрый.

– Конечно, никто из нас не хочет быть неряшливым и трусливым. А какими бы вы захотели быть?

Назовите свойства человеческого характера, привлекающие вас. Запишите их в столбик.

V. Закончите пословицы, назвав антонимы.

а) Учение-свет, а не ученье – …..(тьма)

Знай больше – говори ….(меньше)

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

б) Записать. Объяснить смысл пословиц:

Корень ученья горек, да плод сладок
Лучшая вещь новая, лучший друг старый.

Какие еще пословицы с антонимами вы знаете? (Ответы учащихся.)

VI. Дружно за мир стоять – войне не бывать. Назовите антонимы.

Мир и война – слова не только противоположного значения; мир противостоит войне как ответственное состояние человеческого общества. Вот почему основной программой нашего правительства является программа Мира и сотрудничества с другими странами.

– Как же наше правительство и весь народ борются за мир?

И сегодня дети всей планеты решительно заявляют: “Нам не нужна война”.

Звучит песня “Хотят ли русские войны?”

Запись на доске учеником: Война уносит миллионы жизней, уничтожает плоды человеческого труда.

VII. Продолжить творческую работу по данному началу с использованием антонимов.

Какие антонимы можно использовать в работе?

черный – белый
рабство – свобода

(Послушать несколько работ учащихся.)

Слово учителя: “Нет сейчас более важной задачи – отстоять мир”.

Звучит музыка “Хотят ли русские войны?” (На фоне музыки слово учителя.)

Солдатам хочется, чтоб дети
войны не знали никогда,
чтоб навсегда на всей планете
исчезли войны без следа.
Чтоб дарило солнце людям
свое “тепло еще” сильней,
чтоб всегда в весенних лужах
купались листья тополей.
“Пусть будет мир, потому что
он нужен всем честным людям Земли!”

VIII. На дом: (по выбору).

  1. Напишите письмо своему сверстнику, употребив синонимы и антонимы.
  2. Составьте диалог Авгия и Геракла (спор о невозможности дела), употребив синонимы и антонимы.
  3. Упражнение 232, 227.
  4. Выписать из газет и журналов предложения с антонимами и синонимами.