Русский язык
-
Занятие элективного курса по русскому языку "Модуль "Причастие" 2009
Модульная технология не является новшеством для учащихся, поэтому технологическая карта составлена по учебным элементам (УЭ) в зависимости от частной дидактической цели. Занятие является одним из цикла обобщающих уроков по теме и включает в себя 4 модуля: закрепление знаний учащихся о значении и морфологических признаках причастия; закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы написания -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы написания не с причастиями; подведение итогов – рефлексия.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы" 2009
Представленный урок по теме «Синонимы» является первым в целой серии уроков по лексике. Знание данной темы помогает учащимся избегать повторов в устной и письменной речи, делая язык говорящего более ярким и эмоциональным; помогает при изучении правил правописания.
-
Урок-изучение нового материала русского языка в 8-м классе по теме "Назывные предложения" 2009
На уроке важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность. Развивает речевую культуру ученика.
-
Урок по теме "Однородные члены предложения" 2009
Урок проводится в 5-м классе по учебнику "Русский язык" под ред. М.Т. Баранова. На занятии объясняется новый материал с использованием ИКТ.
-
Контрольно-обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" в 8-м классе 2009
Урок построен на основе технологии встречных усилий и включает следующие этапы: «разминка», контрольно-подготовительный этап, сотворчество, контроль знаний и рефлексивный этап урока.
-
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Виды омонимии" 2009
Предлагается план-конспект урока, построенного по технологии модульного обучения.
-
Урок по теме "Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)" 2009
Урок разработан для учащихся 7-го класса и представляет собою подготовку к сочинению-описанию на основе личных наблюдений. Описание внешности - один из самых трудных видов описания. На уроке предусмотрена работа с репродукцией картины Леонардо да Винчи "Портрет Моны Лизы". Цель урока: развитие в детях наблюдательности и внимания к окружающим их людям.
-
Урок-обобщение по теме имя существительное "Лингвистический КВН" 2009
Развить творческие способности и интерес к творческой деятельности. Способствовать усилению желания получать новые знания; расширять кругозор учащихся; содействовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива; развивать ловкость, быстроту, внимание. Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.
-
Стилистический эксперимент А.М. Пешковского и Л.В. Щербы на уроках развития речи 2009
Чтобы решить проблему обогащения и развития речи, необходимо знать наиболее эффективные методы воздействия на речь школьников, действенные способы исправления ошибок в речи учащихся. Наиболее полно позволяет решить эту задачу анализ художественных текстов, и особое значение при этом имеет стилистический эксперимент А.М. Пешковского – Л.В. Щербы.
-
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Фонетика. Орфоэпия. Звуки речи" 2009
Урок предназначен для совершенствования умения анализировать звучащую речь, закрепления умения сопоставлять звук и обозначающую его на письме букву (буквы) и производить частичный анализ слов.
-
Уроки с использованием ИКТ в 8-м классе по теме "Портретный очерк" 2009
Уроки развития речи в 8-м классе проводятся с использованием презентации Power Point. Время проведения – 3 часа. Цель первого урока: сформировать у школьников общее представление о жанре портретного очерка, его композиции, используемых в нём типах речи и языковых средствах. Два последующих урока посвящены работе над изложением с элементами сочинения (на основе картины Б.М. Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина" и фрагмента из очерка В.Липатова).
-
Урок по теме "Род имен существительных" 2009
На уроке учащиеся повторяют сведения об имени существительном, которые им уже известны; учатся определять род имен существительных и согласовывать их с именами прилагательными и глаголами; развивают умения самостоятельной работы и самооценки.
-
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (10–11-й классы) 2009
Материал способствует контролю за уровнем его усвоения и подготовки к ЕГЭ и предназначен для использования как на уроках русского языка в 10–11-х классах, так и на факультативных занятиях.
-
Обобщающий урок по русскому языку в 8-м классе по теме "Односоставные предложения" 2009
Урок обобщения и систематизации знаний даёт возможность учителю проверить умения учащихся находить и различать все группы односоставных предложений. Работа на уроке охватывает всех учеников – это и разбор текста, форма блиц-опроса, тестовый материал. Составление рассказов по иллюстрациям развивают творческий потенциал ребят, так как содержат богатый материал для описания. Для слабых (немотивированных) учащихся учителем предусмотрена индивидуальная работа.
-
Глагол. Повторение изученного в 5-м класе (6-й класс) 2009
На уроке дети узнают, как отличить глагол от других частей речи и повторяют его морфологические признаки.
-
Урок-презентация русского языка в 6-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида 2009
Урок проведен в форме путешествия по теме «Мужской и женский род существительных с шипящей на конце».
-
Урок по русскому языку на тему "Антонимы" 2009
Урок знакомит учащихся с антонимами. Продолжается работа по теме «Лексика». На уроке используются игровые технологии. На материке Лексика учащиеся познакомятся с волшебной страной Антонимов. Дети работают индивидуально, парно, в группах.
-
Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Различие частицы не и приставки не-" 2009
На уроке закрепляется навык правописания частицы "не" и приставки "не-". Материалом для работы на уроке служат тексты И.С. Тургенева, прочитанные заранее учащимися. Связь русского языка и литературы развивает устную речь учащихся, обогощает словарный запас, формирует умение анализировать, обеспечивает тесную связь обучения с жизнью.
-
Урок русского языка во 2-м классе по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы "Что делает?", "Что делал?", "Что сделал?"» 2009
Урок знакомит учащихся с новой частью речи – глаголом. На занятии использованы эвристические методы обучения, которые помогают вовлечь учащихся в активную учебную деятельность. Тем самым создаются условия для самовыражения, при этом устанавливается благоприятный психологический фон, появляется интерес к учебному материалу, т.е. создается здоровьесберегающая среда, благотворно влияющая на обучение и воспитание. На уроке использованы здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.
-
Интегрированный урок (литература + физика) по теме "Энергия и свет как физические и нравственные понятия (по рассказу А.Платонова "Потомки солнца") 2009
В статье подробно анализируется рассказ "Потомки солнца", выявляется основная проблема, обращается внимание школьников на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности, воспитываются в детях корневые свойства человеческой души: правда, совестливость, любовь к человечеству.
-
Урок-игра "Ее величество Фразеология" 2009
Урок обобщения и закрепления изученного по теме «Фразеология» может быть проведен и как внеклассное мероприятие. На уроке в занимательной, наглядной и доступной форме повторяется материал, изученный по теме «Лексика», систематизируются сведения по теме «Происхождение фразеологизмов». Урок построен в виде игры-путешествия. «Маршрут» изображен на ярком плакате, у каждого участника – индивидуальный «Лист путешественника». Фрагменты урока дублируются на слайдах.
-
Правописание -о-, -е- после шипящих и -ц- в окончаниях существительных (5-й класс) 2009
Учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированной направленности, цель которого – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей.
-
Программа развития творческого воображения "Путь к мастеру" 2009
Применение технологии РТВ (развитие творческого воображения) позволяет учителю организовать работу на самом высоком уровне обучения – творческом. В данном материале обобщен опыт работы учителя по программе РТВ «Путь к Мастеру», накопленный как в процессе работы на уроке, так и во внеурочной деятельности. Программа РТВ «Путь к Мастеру» разработана с учетом использования изученного материала по русскому языку (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский) и литературе (программа под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006). Программа «Путь к Мастеру» рассчитана на развитие творческих способностей учащихся в системе, поэтапно с 5-го по 11-й класс. Автор предлагает планирование материала по классам, даются примерные темы творческих работ.
-
Урок русского языка по модульной технологии в 5-м классе 2009
Урок русского языка по модульной технологии, который был посвящен 45 летнему юбилею школы.
-
Интерактивные методы обучения как средство развития экологического мышления учащихся на уроках русского языка 2009
Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к предмету, повышают уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
-
Урок творчества в 6-м классе "Мышиные истории" 2009
Урок разработан после объявленного для учителей и учеников конкурса «Про мышей: по следам Вл.Ходасевича». Сочетает в себе комплексный подход в изучении и анализе поэтических текстов и прозаического (басни), способствует развитию творческого воображения учащихся. Каждый этап урока побуждает учащихся мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы.
-
Семинар "Привлечение учащихся к систематическому чтению" 2009
Семинар с целью убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. Работа проводится в группах (5 групп по 5-10 человек). На семинар лучше пригласить учащихся разных параллелей классов. Каждая группа – учащиеся одной параллели.
-
План работы с фразеологизмами в 4-м классе 2009
В процессе обучения школьников, изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по повышению уровня речевой культуры детей.
-
Опыт литературно-лингвистического анализа образца медитативной прозы. Миниатюра В.П. Астафьева "Свеча над Енисеем" (11-й класс) 2009
Цель статьи: показать один из вариантов работы со связным текстом в профильном (филологическом) классе, реализованный в рамках элективного курса «Анализ текста. Теория и практика (10–11-е классы)». Литературно-лингвистический анализ образца медитативной прозы позволяет интегрировать уроки русского языка и литературы, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки, эффективно готовить выпускников к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.
-
Готовимся к ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного по теме "Односоставные предложения" (урок-практикум) 2009
Урок русского языка учит обучающихся 8 класса определять виды односоставных предложений, способы выражения главного члена предложения; отличать односоставные предложения от двусоставных неполных; правильно расставлять знаки препинания в сложных предложения, в состав которых входят односоставные; работать с тестовыми заданиями ЕГЭ.