Русский язык
-
Урок русского языка по модульной технологии в 5-м классе 2009
Урок русского языка по модульной технологии, который был посвящен 45 летнему юбилею школы.
-
Интерактивные методы обучения как средство развития экологического мышления учащихся на уроках русского языка 2009
Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к предмету, повышают уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
-
Урок творчества в 6-м классе "Мышиные истории" 2009
Урок разработан после объявленного для учителей и учеников конкурса «Про мышей: по следам Вл.Ходасевича». Сочетает в себе комплексный подход в изучении и анализе поэтических текстов и прозаического (басни), способствует развитию творческого воображения учащихся. Каждый этап урока побуждает учащихся мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы.
-
Семинар "Привлечение учащихся к систематическому чтению" 2009
Семинар с целью убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. Работа проводится в группах (5 групп по 5-10 человек). На семинар лучше пригласить учащихся разных параллелей классов. Каждая группа – учащиеся одной параллели.
-
План работы с фразеологизмами в 4-м классе 2009
В процессе обучения школьников, изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по повышению уровня речевой культуры детей.
-
Опыт литературно-лингвистического анализа образца медитативной прозы. Миниатюра В.П. Астафьева "Свеча над Енисеем" (11-й класс) 2009
Цель статьи: показать один из вариантов работы со связным текстом в профильном (филологическом) классе, реализованный в рамках элективного курса «Анализ текста. Теория и практика (10–11-е классы)». Литературно-лингвистический анализ образца медитативной прозы позволяет интегрировать уроки русского языка и литературы, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки, эффективно готовить выпускников к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.
-
Готовимся к ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного по теме "Односоставные предложения" (урок-практикум) 2009
Урок русского языка учит обучающихся 8 класса определять виды односоставных предложений, способы выражения главного члена предложения; отличать односоставные предложения от двусоставных неполных; правильно расставлять знаки препинания в сложных предложения, в состав которых входят односоставные; работать с тестовыми заданиями ЕГЭ.
-
Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы" 2009
В статье приводятся методические аспекты применения программных продуктов на уроках русского языка и литературы, раскрываются приёмы и методы дифференцированного подхода к обучению с использованием ИКТ. Демонстрируется процесс оптимального применения ИК технологий, которые способны стимулировать познавательный интерес к предметам, призваны расширять кругозор учащихся, оптимизировать затраты педагога, помогая сосредоточиться на творческой работе.
-
Программа курса по выбору "Игровая журналистика" (9-й класс; предпрофильная подготовка) 2009
Целью программы: обучение ребят выстраивать общение в любой ситуации, способствуя формированию коммуникативной культуры. Программа предусматривает знакомство с журналистскими жанрами и создание собственного газетного материала различных жанров. В процессе создания газеты ребята совершенствуют навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают представление о профессии, первый журналистский опыт, учатся работать с компьютером.
-
Технология встречных усилий на уроках русского языка. Урок по теме "Категория состояния. Понятие о части речи" (7-й класс) 2009
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
-
Урок русского языка в 3-м классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам" 2009
Урок, в ходе которого ученики знакомятся с такой частью речи как приагательное, учатся изменять его по родам и числам.
-
Урок-сказка русского языка в 1-м классе "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова" 2009
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли. Главная задача учителя – максимально раскрыть содержание субъективного опыта ученика. Представлены нестандартные уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков (ЗУН).
-
Такие разные уроки… 2009
Сборник "нестандартных" уроков и внеклассных мероприятий по литературе; может быть использован педагогом при подготовке к занятиям.
-
Организация работы в 6-м классе с использованием игровой технологии по теме "Имя числительное" 2009
Работа организуется по учебному комплексу под редакцией Баранова М.Т. Предпринята попытка соотнесения типа урока, этапа урока и игровой технологии при изучении темы «Имя числительное».
-
Урок-зачет по теме "Имя пригалательное" (6-й класс) 2009
Урок-зачёт в форме заседания учёного Совета. К уроку прилагается учебно-методический комплект материалов по системе КСО (коллективный способ обучения): блок карточек по теме «Имя прилагательное» для работы в группах и в парах сменного состава, опорные конспекты. Практический материал, разработанный по системе КСО, позволит учителям-практикам организовать повторение и обобщение по теме.
-
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4-м классе 2009
Материал представляет собой разработку интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру в 4-м классе. На уроке детям предоставляется возможность познакомиться с миром загадок планеты Земля, узнать много интересного о древних ящерах, а также поупражняться над развитием умения решать орфографические задачи при написании безударных окончаний изученных частей речи.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть С 2009
В работе представлена методика подготовки к ЕГЭ: написание сочинения-рассуждения, а также даны модели сочинений-рассуждений, оформленные в соответствии с «Критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (К 1- К 12)».
-
Урок русского языка в 1-м классе по теме "Письмо родным и близким" 2009
Цель: показать учащимся значение переписки в жизни людей; показать, что письмо является разновидностью текста и имеет свою структуру; познакомить с вежливыми правилами переписки. В практической работе дети усваивают и закрепляют знания структуры письма, оформление конверта; повышается интерес к литературному творчеству, развивается в детях творческое начало, тренируется ум, вызывается стремление к самопознанию и самовыражению.
-
Элективный курс "Грамотеи" (русский язык) 2009
Учебный курс имеет практическую направленность, так как предназначен для развития навыков правописания. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, помогут повысить орфографическую грамотность учащихся. При этом решается следующая задача – обобщить в игровой занимательной форме знания по отдельным вопросам орфографии.
-
Урок-путешествие по Алтаю "Расскажу Вам о своем крае" 2009
Урок русского языка проводится как урок развития речи для учащихся 9-го класса. Это интегрированный урок, связанный с предметами гуманитарного и естественно-научного циклов. Форма проведения – заочное путешествие. Использование межпредметных связей позаволяет учителю обратиться к краеведческому материалу, в котором для работы педагога заложен большой нравственный и эстетический потенциал.
-
Магия слова ( Употребление слов в переносном значении) 2009
На уроке представление учащихся о лексическом значении слова расширяется и углубляется за счёт наблюдений за использованием переносного значения слова в художественных текстах. Школьники учатся соотносить языковедческое понятие о переносном значении слова с литературоведческими понятиями "метафора", "эпитет", "олицетворение", видеть выразительные возможности языковых явлений. На конкретных примерах знакомятся с фразеологизмами.
-
Русский язык. Внеклассное занятие по теме "Омофоны" (6-й класс) 2009
Внеклассное занятие, посвященное дифференцирующим написаниям, знакомит учащихся с такими орфограммами в русском языке, сознательное усвоение которых совершенно необходимо для повышения общей грамотности. Сообщая о разных в структурном отношении омофонах, следует также знакомить учащихся с некоторыми случаями их стилистического использования в создании шутливых и сатирических каламбуров. Занятие проводят сами учащиеся.
-
Формирование навыков грамотного письма учащихся на уроках русского языка путем использования разных видов диктанта 2009
В статье поднимается вопрос формирования грамотности учащихся путем использования разных видов диктантов: предупредительного, объяснительного, словарного, зрительного, выборочного, распределительного, творческого, свободного, диктанта «Проверяю себя» и др.
-
Урок-практикум по теме "Повторение и обобщение знаний о глаголе" (6-й класс) 2009
Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков.
-
Некоторые рекомендации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2009
ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для выпускников общеобразовательных школ всех видов и типов. Наибольшую сложность в тестах представляют задания части В (повышенный уровень сложности) и часть С (высокий уровень сложности). В части В самым сложным для выпускников является задание № 8 (определение тропов и стилистических фигур). Часть С – написание сочинения – рассуждения по исходному тексту. В работе предприняты попытки собрать воедино все сведения по тропам и стилистическим фигурам. Также представлены некоторые рекомендации по написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту. Опыт будет полезен выпускникам школ, гимназий, лицеев, абитуриентам, а также преподавателям русского языка и литературы.
-
Краеведческий материал на уроке обобщения по теме "Наречие" 2009
Использование краеведческого материала помогает сделать урок не только полезным, но и интересным. На уроке «Обобщение изученного по теме "Наречие"» текст "Усадьба Измайлово" позволяет обобщить сведения о наречии, повторить орфограммы, обогатить словарный запас учащихся, а также заинтересовать школьников историей района, в котором они живут и учатся.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11-м классе по теме "Словотворчество поэтов-футуристов" 2009
Урок закрепляет навык словообразовательного разбора у учащихся, развивает навык трактовки слов-неологизмов, закрепляет навыки анализа стихотворного текста и способствует развитию познавательных навыков учащихся.
-
Урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в наречиях" 2009
Урок изучения нового материала по УМК под редакцией М.М. Разумовской с использованием мультимедийной презентации имеет практическую направленность, построен в игровой форме, что способствует повышению мотивации обучения. В ходе урока учащиеся развивают умение анализировать языковые единицы, проверяют уровень сформированности орфографических навыков.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Однородные члены предложения" 2009
Основные задачи урока – систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения; познакомить школьников со своеобразием прозы А.П. Платонова; учить понимать прочитанное и услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки; формировать коммуникативные качества, культуру общения; развивать устную и письменную речь школьников. На уроке применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
-
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" 2009
Цели и задачи урока: формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имен прилагательных; воспитывать у детей чувство любви к Родине через знакомство с русскими народными промыслами. На уроке используется презентация, слайды которой можно использовать выборочно на уроках других предметов, классах и по другим программам.