Тип урока: урок объяснения нового материала. «Русский язык». Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Цели урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия (кроме категории залога); научить отличать причастия от имён прилагательных, определять признаки глагола и прилагательного у причастий; закрепить грамматические знания, умения и навыки по имени прилагательному и глаголу.
Оборудование урока:
- Толковые словари.
- Словарь морфем русского языка А.И.Кузнецовой
- Словообразовательные словари.
- Раздаточный материал (текст для работы на уроке – отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», образец работы с текстом)
- Дидактический материал (суффиксы причастий, образец анализа причастий)
- Контрольный тест.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Сигнальные карточки (для рефлексии).
Ход урока
– Наш сегодняшний урок можно назвать необычным, потому что мы познакомимся с большой группой слов, имеющих множество секретов. Поэтому сегодня на уроке мы проделаем трудный путь и преодолеем все преграды «непонимания» на пути познания.
Для начала предлагаю детям небольшую устную интеллектуальную разминку.
Найдите общее слово:
- Понедельник, суббота.
- Понедельник, среда.
- Лондон, Казань.
- Лондон, Париж.
А теперь аналогичные задания из области русского языка:
- Глагол, союз.
- Имя прилагательное, глагол.
- Совершенный, несовершенный.
- Род, число, падеж.
– Как называется раздел науки о языке, который не обходится без этих понятий?
Проверка домашней работы.
– Что объединяет эти слова?
– Какие грамматические признаки помогли вам определить имя прилагательное?
– Если вы будете внимательны и прочтёте слово, которое сложится из первых букв основ слов второго столбика, вы узнаете, как в действительности называются эти слова.
– Что бы вы хотели узнать о них?
Один секрет причастия вы уже разгадали. В чём он заключается?
Чтобы ответить на вопрос, чем отличаются прилагательные и причастия, послушайте фрагмент сказки из «Весёлой грамматики».
Как причастия с прилагательными подружились
Давно это было. Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу Причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова. Вот собрались как-то Причастия на совет, решать, как дальше жить. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к Прилагательным. Пошли они к избушке, где Прилагательные жили, постучали и попросили пустить их к себе жить. Только не согласились Прилагательные принять гостей, отправили их к Глаголам: «Вы глагольного происхождения, вот и идите к ним жить!»
Взмолились Причастия:
– Ведь мы родня вам! И относимся мы, как и вы, всегда к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.
– Подождите,– ответили Прилагательные,– мы посоветуемся...
Продолжение сказки вы услышите на следующем уроке.
А если появится желание, дома вы можете сочинить его сами.
– А сейчас назовите ту часть речи, которая «помешала» причастиям называться прилагательными.
– Кто даст определение новой группы слов?
На 126 странице учебника есть ещё один «маленький секрет», как узнать причастие. Кто его найдёт?
Раздаю детям памятки: «Образование причастий» (Приложение № 5), которые они заполнят на последующих уроках при знакомстве с данной частью речи.
– Каковы же отличительные признаки причастия?
(Обращаю внимание детей на доску, где записан текст, вызываю к доске одного ученика, в то время как другие выполняют работу в тетради.)
Высокие, безмолвные, спят сосны. Возвышающиеся над заснеженным пространством деревья синеют в вышине. Никто не потревожит их сон. Ещё долго будут стоять они здесь, как стражники, возвышаться над этим широким простором, охраняя земной покой.
Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите корень, объясните различия слов в лексическом значении и запишите различие слов в грамматическом значении.
– Запишите слово, от которого образовано причастие, выделите морфему, послужившую для образования причастия.
– Придумайте и запишите по аналогии два своих примера образования причастия. Но сначала обращаю внимание учащихся на то, что причастие можно заменить сочетанием «определяемое слово, который + глагол», от которого оно образовано. (Приложение № 2)
Внимание на доску! Найдите в предложении слово, от которого зависит причастие (определяемое слово), слово, которое зависит от причастия?
Индивидуальное задание: На доске выполнить синтаксический разбор предложения, в состав которого входит причастие. (Возвышающиеся над заснеженным пространством деревья синеют в вышине.)
Результаты работы представить классу.
Приводим слова М.В.Ломоносова о причастии: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
Мы говорили о том, что причастие можно заменить сочетанием определяемое слово, который + глагол, от которого оно образовано.
Кроме того, причастия образуются только от глаголов, с помощью суффиксов, указанных в таблице (Приложение № 5), и большинство лингвистов считают, что причастие – особая форма глагола, следовательно, имеет ряд глагольных признаков.
Обращаю учащихся к материалу учебника (§ 24) и прошу найти признаки глагола, свойственные причастию.
Далее для работы предлагаю текст, который детям хорошо известен, это отрывок из повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. Повесть изучается на уроках литературы.
Грамматическое задание к тексту. (Приложение № 4)
В отрывке из повести Н.В.Гоголя найдите все причастия, выпишите их в тетрадь вместе с определяемым словом и докажите их принадлежность к изучаемой части речи. Доказательства запишите в тетрадь, выделите суффиксы, при помощи которых образуются причастия.
Не военном прибытке теперь думали козаки, не о том, кому посчастливится набрать червонцев, дорогого оружия и черкесских коней. Собрались они, подобно орлам, севшим на вершинах обрывистых, высоких гор, с которых далеко видно расстилающееся беспредельно море, усыпанное, как мелкими птицами, кораблями и всякими судами, ограждённое по сторонам городами и склонившимися, как мелкая травка, лесами. Как орлы, озирали они вокруг себя очами всё поле и чернеющую вдали судьбу свою. 4 <->Но добро великое в таком широко и вольно разметавшемсясмертном ночлеге! Не погибнет ни одно великодушное дело, и не пропадёт, как малая порошинка с ружейного дула, козацкая слава.
Н.В.Гоголь
По ходу работы целесообразно фиксировать суффиксы причастий.
В ходе работы выясняем постоянные признаки, заимствованные у глагола, и непостоянные – у прилагательного.
Встали, потянулись,
В вас силушка проснулась!
Руки в замок сцепили –
Лень свою приструнили!
Нагнулись. Присели. Встали.
Отдыхать ещё не устали?
Даю групповые задания, связанные с дальнейшим осмыслением новой темы. Задание носит дифференцированный характер.
В конце урока учащиеся получают небольшой тест (Приложение № 6), в котором нужно узнать причастие по известным признакам, указать четвёртое лишнее в строке, определить синтаксическую роль причастия.
Домашнее задание носит дифференцированный характер.
- Рассказать о причастии по схеме, построенной на уроке, используя материал § 24.
- Выписать из любого отрывка повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» словосочетания (7-10), в состав которых входят причастия, обозначить определяемое слово и зависимое слово, указать признаки причастия по схеме.
- * Дописать грамматическую сказку о причастии, используя знания о данной части речи, полученные на уроке
- * Упр.305