Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Обучающие:
- повторить действительные и страдательные причастия, их отличия;
- повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени;
- повторить зависимость количества причастных форм от категории переходности-непереходности глагола и его вида;
- познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени.
- Развивающие:
- развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия;
- совершенствование умения образовывать действительные и страдательные причастия, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий);
- развитие умения работать со схемами, опорной записью учебника, таблицей;
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей учащихся.
- Воспитательные:
- воспитание любознательности,
- культуры умственного труда;
- формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля.
Оборудование:
- Русский язык: Практика. 7 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. С.Н. Пименовой. - 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 240 с.: ил.
- Мультимедийная продукция (Программа 1С: Школа. Привет, Причастие! / под ред. Т. Рик).
- Проектор.
- Переносная доска.
- Распечатанные таблицы, цветные кружки для обозначения группы.
Ход урока
1. Организационный момент.
До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой.
Сообщение темы, целей урока (мобилизация внимания).
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами повторим образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени и страдательных причастий настоящего времени и узнаем, как образуются страдательные причастия прошедшего времени.
2. Домашнее задание.
Повышение учебной мотивации; создание ситуации, при которой ученики нацелены на активную работу на уроке.
Учитель: Запишите домашнее задание - § 137, упр. 150. Давайте прочитаем задание к упражнению. Вам нужно будет определить, от каких глаголов образованы данные страдательные причастия прошедшего времени. А выполнить упражнение вам поможет материал сегодняшнего урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, вы помните, что Причастие и его друзья попали в беду. Разбойник Джо похитил волшебный амулет Причастия, без которого наш герой не сможет стать самостоятельной частью речи. А чтобы найти этот амулет, нужно пройти различные испытания. Вот одно из них перед вами.
3.1. Индивидуальная работа в паре.
Работа с компьютерной программой.
Задание. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия (рис. 1).
Рисунок 1 Вы можете посмотреть здесь.
3.2. Фронтальная работа.
Учитель: Но это ещё не всё. Причастие расстроился, когда ему принесли таблицу, которую он должен заполнить. Но наш герой уверен, что вы ему поможете.
Задание. Заполнить пропуски в таблице, где это возможно, кроме последней колонки
(табл. 1).
Таблица 1
Глагол |
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
||
наст. время |
прош. время |
наст. время |
прош. время |
|
(переходный несов. вида) |
чита….ий |
|
|
|
(переходный сов. вида) решить |
|
|
|
|
(непереходный несов. вида) |
|
дрема…ий |
|
|
(непереходный сов. вида) задремать |
|
|
|
|
Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.
Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (табл. 2) (демонстрируется через проектор).
Таблица 2. Ключ
Глагол |
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
||
наст. время |
прош. время |
наст. время |
прош. время |
|
(переходный несов. вида) читать |
читающий |
читавший |
читаемый |
|
(переходный сов. вида) решить |
---- |
решивший |
---- |
|
(непереходный несов. вида) дремать |
дремлющий |
дремавший |
--- |
|
(непереходный сов. вида) задремать |
---- |
задремавший |
--- |
|
Учитель: А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми? (Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий). От чего это зависит? (От переходности-непереходности глагола и от его вида).
4. Новый материал.
4.1. Подготовка к изучению нового материала, повышение учебной мотивации.
Учитель: Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной. Как же образуются страдательные причастия прошедшего времени? Ответить на этот вопрос вам поможет опорная запись учебника.
4.2. Организация самостоятельной работы учащихся с опорной записью учебника.
Откройте учебник на стр. 57.
Задание. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.
Проверка выполнения.
Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.
4.3. Первичное закрепление.
Тренировочное упражнение (показывается учителем на доске, затем учащиеся продолжают работу под руководством учителя).
Задание. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы.
Подписать - подписанный, видеть - виденный, развеять - развеянный, раскусить - раскушенный, разбить - разбитый.
Обратить внимание учащихся на написание гласной перед суффиксами причастий.
5. Закрепление изученного материала.
Дифференцированные задания по группам.
Учитель: Поднимите руки те, кто получил желтый кружок – 1 группа. Вы садитесь за компьютеры и выполняете следующее задание: образовать от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Далее самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, нажав кнопку «подтвердить ответ» (рис. 2). Если вы все сделаете верно, поднимаете руку, чтобы учитель отметил выполненную работу.
Рисунок 2 Вы можете посмотреть здесь.
Ученики, которые быстро справились с заданием, могут продолжить работать на компьютере до окончания работы второй группы (рис. 3).
Рисунок 3 Вы можете посмотреть здесь.
2 группа – упражнение 149.
Задание. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с помощью указанных суффиксов.
Комментированное письмо.
Затем 2 группа выполняет задание на компьютерах. Группа 1 выполняет творческое задание на развитие речи.
Группа 1.
Задание. Придумать 4 глагола, образовать от них страдательные причастия прошедшего времени, составить связный текст, используя эти причастия.
Проверка выполненных заданий.
6. Итог урока.
Заполнение таблицы.
Учитель: Вы помните, что одна колонка в таблице у нас еще не заполнена. Теперь мы готовы заполнить пустые клетки. Проверим, что у нас получилось.
Глагол |
Действительные причастия |
Страдательные причастия |
||
наст. время |
прош. время |
наст. время |
прош. время |
|
(переходный несов. вида) читать |
читающий |
читавший |
читаемый |
читанный |
(переходный сов. вида) решить |
---- |
решивший |
---- |
решенный |
(непереходный несов. вида) дремать |
дремлющий |
дремавший |
--- |
---- |
(непереходный сов. вида) задремать |
---- |
задремавший |
--- |
--- |
Учитель: Почему мы не смогли образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов дремать, задремать? (Непереходные). Итак, как образуются страдательные причастия прошедшего времени? От всех ли глаголов мы можем их образовать?
Комментирование оценок учащихся. Напоминание домашнего задания.