Цели:
Орг.момент. Объявление темы.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Мне очень приятно видеть вас на этом уроке. Надеюсь, что наша работа будет плодотворной.
Тема нашего урока - однородные члены предложения. С однородными членами вы были знакомы и раньше; цель сегодняшнего занятия - расширить понятие об однородных членах и продолжить работу над постановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Проверка домашнего задания. Словарная работа.
Вам было предложено дать толкование слов нравственной тематики и составить с ними словосочетания или предложения.
1 ряд - верность, благородство
2 ряд - смелость, ласка
3 ряд - доброта, самоотверженность
Ученик 1 ряда читает определение 1 слова, а ученики 2 и 3 рядов угадывают слово.
- Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
- Смелость - решимость.
- Доброта - отзывчивость, душевное расположение.
- Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность.
- Ласка - проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное отношение.
- Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
На доске открывается кроссворд
Верно с ть
Смел о сть
До б рота
Бл а родство
Лас к а
С а
моотверженность
Изучение нового материала.
А) Запись под диктовку с объяснением орфограмм, постановки знаков препинания.
- Собака - верный друг и помощник человека с давних времён.
- Она первой пришла к нему из лесной чащи и принесла ему покровительство.
- Постепенно человек приручил собаку.
- Днём и ночью собака готова придти на помощь человеку.
- Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы.
- Пастушьи собаки могут подогнать животных к отаре, завернуть отару направо или налево, предупредить лаем о приближении людей, диких зверей.
- По снегам тундры ездовые собаки бегут быстро, почти без остановок.
- Что вы ещё знаете о роли собак в жизни человека? ( медицина, космос, на войне и др.)
Б) - Сравните две записи: пришла и принесла принесла ему
Вывод: между однородными членами сочинительная связь
- Какими частями речи выражены однородные члены в предложениях № 1, 5, 7?
Вывод: однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.
- Подчеркните однородные члены в предложении № 6.
Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов.
В) Работа с учебником стр.115 пар.26.
- Что нового вы узнали из статьи учебника? (примечание)
Закрепление.
А) Синтаксический разбор предложения.
Молодая рыжая собака бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам.
(повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
- Какое литературное произведение начинается этим предложением? ("Каштанка")
- Кто его автор? (А.П.Чехов)
Б) Запись и анализ предложений ( на доске и в тетради).
Каштанка ещё громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу.
Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. (И.С.Тургенев "Муму")
Арто пролаял ещё раз и лениво, непокорно поднялся на задние ноги, не сводя моргающих глаз с хозяина. (А.И.Куприн "Белый пудель")
В) - Назовите другие литературные произведения, героями которых являются наши четвероногие друзья - собаки.
Контроль.
Задания по вариантам.
1 вар. Вставить пропущенные буквы; расставить знаки препинания, объяснить их графически. Подчеркнуть однородные члены предложения; указать, чем они выражены.
Когда собаки теряют надежду, они умирают тихо, без ропота, в страданиях.
Небольшой щенок, белый с чёрными пятнами, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
Собака вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь.
2 вар. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.
Наконец Бим пал между рельсами, вытянул все четыре лапы и тихонько заскулил.
Муму подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем.
Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостом.
Взаимопроверка (ключ)
Развитие речи.
А)
Чтение учителем текста.
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их - горе страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда?
Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология - сферы, в которых жизнь собаки - подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
-Как бы ответили на поставленные автором вопаросы?
Б) Э.Асадов "Стихи о рыжей дворняге"
- Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?
В) Видеофрагмент. (к/ф "белый Бим Чёрное Ухо")
Домашнее задание.
Упр. 261 (объяснение задания)
Подведение итогов. Оценка.