Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • Образовательные: обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7-х классов; формирование умений: опознавать однородные члены, правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.
  • Развивающие: развивать устную и письменную связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать любовное отношение к животным, ко всему живому .

Орг.момент. Объявление темы.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Мне очень приятно видеть вас на этом уроке. Надеюсь, что наша работа будет плодотворной.

Тема нашего урока - однородные члены предложения. С однородными членами вы были знакомы и раньше; цель сегодняшнего занятия - расширить понятие об однородных членах и продолжить работу над постановкой знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Проверка домашнего задания. Словарная работа.

Вам было предложено дать толкование слов нравственной тематики и составить с ними словосочетания или предложения.

1 ряд - верность, благородство

2 ряд - смелость, ласка

3 ряд - доброта, самоотверженность

Ученик 1 ряда читает определение 1 слова, а ученики 2 и 3 рядов угадывают слово.

  1. Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
  2. Смелость - решимость.
  3. Доброта - отзывчивость, душевное расположение.
  4. Благородство - высокая нравственность, самоотверженность и честность.
  5. Ласка - проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное отношение.
  6. Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

На доске открывается кроссворд

   Верно с ть
    Смел о сть
        До б рота
         Бл а родство
       Лас к а
          С а моотверженность

Изучение нового материала.

А) Запись под диктовку с объяснением орфограмм, постановки знаков препинания.

  1. Собака - верный друг и помощник человека с давних времён.
  2. Она первой пришла к нему из лесной чащи и принесла ему покровительство.
  3. Постепенно человек приручил собаку.
  4. Днём и ночью собака готова придти на помощь человеку.
  5. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы.
  6. Пастушьи собаки могут подогнать животных к отаре, завернуть отару направо или налево, предупредить лаем о приближении людей, диких зверей.
  7. По снегам тундры ездовые собаки бегут быстро, почти без остановок.

- Что вы ещё знаете о роли собак в жизни человека? ( медицина, космос, на войне и др.)

Б) - Сравните две записи: пришла и принесла принесла ему

Вывод: между однородными членами сочинительная связь

- Какими частями речи выражены однородные члены в предложениях № 1, 5, 7?

Вывод: однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.

- Подчеркните однородные члены в предложении № 6.

Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов.

В) Работа с учебником стр.115 пар.26.

- Что нового вы узнали из статьи учебника? (примечание)

Закрепление.

А) Синтаксический разбор предложения.

Молодая рыжая собака бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам.

(повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)

- Какое литературное произведение начинается этим предложением? ("Каштанка")

- Кто его автор? (А.П.Чехов)

Б) Запись и анализ предложений ( на доске и в тетради).

Каштанка ещё громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу.

Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. (И.С.Тургенев "Муму")

Арто пролаял ещё раз и лениво, непокорно поднялся на задние ноги, не сводя моргающих глаз с хозяина. (А.И.Куприн "Белый пудель")

В) - Назовите другие литературные произведения, героями которых являются наши четвероногие друзья - собаки.

Контроль.

Задания по вариантам.

1 вар. Вставить пропущенные буквы; расставить знаки препинания, объяснить их графически. Подчеркнуть однородные члены предложения; указать, чем они выражены.

Когда собаки теряют надежду, они умирают тихо, без ропота, в страданиях.

Небольшой щенок, белый с чёрными пятнами, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

Собака вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь.

2 вар. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

Наконец Бим пал между рельсами, вытянул все четыре лапы и тихонько заскулил.

Муму подошла к забору, понюхала и залилась громким и пронзительным лаем.

Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостом.

Взаимопроверка (ключ)

Развитие речи.

А)

Чтение учителем текста.

Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их - горе страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда?

Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология - сферы, в которых жизнь собаки - подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

-Как бы ответили на поставленные автором вопаросы?

Б) Э.Асадов "Стихи о рыжей дворняге"

- Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

В) Видеофрагмент. (к/ф "белый Бим Чёрное Ухо")

Домашнее задание.

Упр. 261 (объяснение задания)

Подведение итогов. Оценка.