Лексические упражнения как способ развития устной и письменной речи

Разделы: Русский язык


Лексические упражнения на уроках русского языка необходимы, так как без яркой и образной речи не может быть культурного, интеллигентного человека. А развитие грамотной, богатой речи невозможно без постоянного пополнения словарного запаса. И немаловажную роль здесь играют словари русского языка. Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отраженные в языке, способствует более глубокому проникновению в систему языка, расширяет лингвистический кругозор, повышает грамотность и культуру речи, общую образованность человека. Богатейший материал словарей стимулирует интерес к предмету "русский язык", прививает любовь к родному языку. Изучение и использование разных типов словарей на уроках предусмотрено программой русского языка. Однако, беседы с учащимися показывают, что дети, кроме М. В. Ломоносова, В. И. Даля и реже С.И. Ожегова, никого из языковедов практически назвать не могут. Да и о названных ученых они, к сожалению, знают мало. Поэтому очень важно при изучении лексики проводить беседы на тему "Ученые – лингвисты”. Учащимся 5 класса можно рассказать о замечательном ученом - лексикографе В. И. Дале и его толковом словаре. Также можно практиковать изложения миниатюры, изложения с элементами сочинения, сочинения-этюды о деятельности ученых, свободные диктанты.

/приложение №1 “Ученые-лексикографы”/

Слово - это такая игрушка, которая не изнашивается и не стареет. И поэтому, игру я считаю необходимым, ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания свободным, прямым, притягательным и ненавязчивым. Игра - это и самостоятельная технология для освоения понятия, темы, раздела, предмета, и элемент более обширной технологии; игровая деятельность может занять целый урок или его часть.

/приложение №2 конкурс "Лексика и фразеология русского языка"/

Одно из самых главных "игровых богатств" языка - "это многозначность слов и выражений. Намеренное использование многозначности для создания игры смыслов называют каламбуром. Каламбур один из самых известных видов языковой игры. Очень богатый материал для уроков русского языка, знакомящих ребят с многозначностью слов, омонимы. А с помощью языковой игры (условно назовем ее "цепочка слов") можно выстраивать лингвистические загадки, задачки.

Предлагая учащимся отрывок из сказки Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" учу мыслить нестандартно, играть словами, значениями легко и свободно. Ведь самое простое и известное слово может таить в себе огромные сокровища.

“-И надо вам сказать, - говорила свинка, - что эти три сестрички жили ПРИПИВАЮЧИ ...

- Припеваючи? - переспросила Алиса. - А что они пели?

- Не пели, а ПИЛИ, - ответила Соня. - Кисель, конечно.

Алисе не хотелось опять обижать Соню, и она спросила:

- Я не понимаю ... Как же они там жили?

- Чего там не понимать, - сказал Болванщик. - Живут же рыбы в воде. А эти сестрички жили в киселе!

- Но почему? ..

- Потому что они были КИСЕЛЬНЫЕ БАРЫШНИ”

Таким образом, слова, приведенные выше, хотя и не содержат логической необходимости, но они освобождают и распутывают мыслительный процесс. Внутренние свойства некоторых слов - предлагать себя в неожиданном осмыслении - производят эти слова в ранг неприрученных, а неприрученные слова способны перевернуть любую ситуацию с ног на голову и вдохновить на увлекательные открытия.

И как был прав Вл. Ходасевич, сказав:

"Счастлив, кто падает вниз головой:

Мир для него хоть на миг - а иной".

Познакомив детей с этим вдохновляющим на философствования материалом, можно сыграть в игру. Ее можно так и назвать "Вверхтормашечная логика". Ребята, используя многозначные слова или омонимы, с интересом создают подобные диалоги. Использовать игру можно и для рубрики "Страничка толкований".

Каждый учитель знает, как трудно научить детей понимать лексическое значение слова, особенно слова, обозначающего абстрактное понятие. Учащиеся с трудом улавливают разницу в смысле семантически близких слов, не умеют определять (толковать) лексические значения, даже если понимают их содержание.

Лексическое значение слова - это его содержание, выражаемое его основой. Оно определяется, во-первых, устанавливаемым нашим сознанием соотношением между звучанием слова, понятием и предметом, которые словом обозначаются; во-вторых, лексическое значение слова определяется связями этого слова с другими словами.

И здесь ребят можно познакомить с игрой "Слово-магнит", позволяющей по-новому представить слово (с позиций нравственно эстетических, человеческих: слово - живое, очеловеченное!), рассмотреть его в структуре текста.

Слово - живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь, но очень интересно узнать, какие ассоциации возникают у ребят при произнесении того или иного слова.

Вот как может примерно выглядеть мое объяснение:

- Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком "плюс", а злые - знаком "минус".

Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: “ +” или “-“ ? Что помогло вам сделать такой вывод?

А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в магнит. Это слово магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову магниту... Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму и светлому.

Вот у вас получилось необычное "поле слов". Вы как бы приготовили строительный материал ("речевые кирпичики") для конструирования и строительства целого здания - составления своего связного письменного текста.

Вот как справился с заданием один из учеников, выбравший в качестве слова-магнита слово СОЛНЫШКО.

Ученик: "Солнышко" ( + ); поле слов: радость, птицы, день, звери, весна, улыбка, доброта, золотое, красивое, любимое.

Опираясь на "поле слов", учащиеся придумали вот такой текст:

Проснулось золотое солнышко. Улыбнулось зверям, птицам, людям. Весь день освещало поля, леса, горы. Всех радовало своей красотой и улыбкой.

А на следующий день случилась беда с нашим солнцем. Большая серая туча закрыла его, и полил дождь. Но вдруг налетел легкий ветерок и разогнал злую тучу. И вновь стало светить наше дорогое, любимое солнышко.

"Слово - магнит" - это своего рода шифр, код, смысл которого и соединяет другие слова, притягивает их к себе, создавая, таким образом, информационный ряд слов, объединенных какими-то определенными тематическими рамками ...

"Слово - магнит" - эффективный способ "копания" в своей речи, ведь происходит естественный процесс ее развития, процесс речевого созидания.

Работа с текстом - это самый сложный и самый важный вид учебной деятельности на уроке. Он потребует от учеников умения применять полученные теоретические знания, станет образцом богатой и выразительной речи. Очень хорошо, если у ребят будет под рукой памятка по лексическому разбору текста, которая будет содержать все основные понятия. План анализа может выглядеть следующим образом:

  • Спишите текст.
  • Сформулируйте его тему или идею.
  • Выпишите выделенные слова.
  • Объяснить лексическое значение каждого из них
  • Выясните, к какой группе относятся эти слова.
  • Определить роль данных слов в тексте.

Но чаще всего на уроках используется более подробный план лексического разбора, позволяющий дать наиболее подробные ответы.

/приложение №3 памятка лексического разбора текста/

При лексическом разборе следует учитывать, что тексты разных стилей имеют свои особенности. И особое внимание нужно уделять языковой и поэтической метафоре. Ведь как часто ученики проходят мимо огромного богатства, не умея ни оценить, ни даже "увидеть" его. Стоит ли тогда удивляться, что лица наших учеников становятся постными и безучастными, когда мы с упоением читаем им Лермонтова, Пастернака, Ахматову.

Для анализа можно предложить следующий поэтический текст:

Полно спать: тебе две розы
Я принес с рассветом дня.
Сквозь серебряные слезы
Ярче нега их огня.
Вешних дней минуты грозы,
Воздух чист, свежей листы ...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы.
(А. Фет)

- Понравилось ли вам стихотворение Фета?

- Какие слова или словосочетания привлекают внимание необычностью? (Метафоры: серебряные слезы, цветы роняют слезы, ярче нега их огня.)

- Что означает слово “нега”? (находим значение слова в словаре):

нега- l. Полное довольство. Жить в неге.

2. Блаженство, а также страстное томление, ласка.

Предаваться неге. Нега во взоре.

Работа с текстом на уроке позволяет закреплять уже полученные знания, объяснять новую тему, развивать творческое мышление учащихся, орфографическую зоркость и воспитывать любовь к родной литературе. Помимо лексических упражнений, на уроках практикую и творческие работы. И здесь ребята могут полностью раскрыть свои языковые возможности: умение правильно выражать свои мысли, чувства, ощущения, развивать свой словарный запас, логику, рифмовать слова, выражать мысли.

Учащихся очень легко заинтересовать нестандартной темой урока развития речи, которая в свою очередь подталкивает ребят так же не стандартно мыслить.

В работе использую и многочисленные дидактические материалы, например:

  • К выделенным словам подберите в предложениях правого столбика слова, близкие по смыслу.
1) Иван тем временем вылез из земли, приловчился и отсёк чудо-юду огненный палец. 1)Размахнулся тут Иван своим, острым мечом и срубил чуду–юду три головы
2) Слетел ворон с дуба, ударился оземь и обернулся добрым молодцем. 2) –Вот я, - говорит меньшая,- напущу голод, сама выйду на дорогу да сделаюсь яблочками.
3) Завыл колодец, заревел дурным голосом ... 3) Иван – царевич горько - горько заплакал, снарядился и пошёл в путь – дорогу.
4) Вдруг из рожка выскочили два молодца с дубинами и начали утюжить дурака, и до того утюжили, что он, бедный, с ног свалился. 4) Откуда ни взялись два молодца с дубинками, и начали колотить  их изо всей мочи и до того били, что гости принуждены были отдать   украденные деньги
  • Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и отметьте в нем чередование звуков.

1) Глянул царевич на каравай - диву дался: никогда таких не видывал!

Положил каравай на золотое блюдце, понес отцу.

2) Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать - кто серебром, кто золотом кто шелком.

3) Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена.

Часто практикую тестовые задания.

/приложение № 4/

Но какие бы формы работы не применялись бы на уроке, цель одна: развивать устную и письменную речь учащихся, умение чувствовать слово, правильно высказывать свои мысли.